Несмотря на значительное сокращение учебной нагрузки в 1889 г., уже в середине 90-х многие педагоги стали вновь поднимать вопрос о переутомлении кадет. Офицер-воспита­тель 1-го кадетского корпуса К. Дометти, например, с возму­щением писал на страницах «Педагогического сборника»: «Я взял на себя труд просчитать количество названий, цифр и имён, которые встречаются в курсе 3-го класса по Закону Божьему, истории, географии и естественной истории и о которых ученик не мог раньше ничего слышать… Я сбился со счёта, но во всяком случае ручаюсь, что их оказалось более ста названий — материал, думается, в общем непосильный средствам ученика обыкновенных способностей»210. Некото­рые специалисты, впрочем, высказывали и другое мнение. «Я не думаю, — писал автор, укрывшийся за инициалами «И. Д.», — чтобы наделавший столько шума вопрос о переутомлении заслуживал особого внимания. Переутомление плохо вяжется с той повальной леностью, которую мы, учителя, наблюдаем в последнее время»211. Жаркие споры между сторонниками облегчения программ и их противниками шли и на заседаниях Педагогического совета Псковского кадетского корпуса.
В 1898 г. Главное Управление военно-учебных заведений приняло сторону тех, кто жаловался на переутомление воспи­танников. Результатом стало очередное сокращение про­грамм, прежде всего по математике. Сэкономленное время, как и при реорганизации программ в 1889 г., было намечено использовать главным образом для физической подготовки212.
После нового сокращения кадетские корпуса стали усту­пать по общему объёму курса и семилетним реальным учили­щам, и классическим гимназиям, курс которых к тому времени увеличился до восьми лет. Однако объём преподавания математики, русского и французского языков был по-прежне-
210 Дометти К. Заметки офицера-воспитателя // Педагогический сборник. 1896. № 4. С. 343.
211  И. Д. О необходимости пересмотра программ преподавания космогра­фии и кадетских корпусах // Педагогический сборник. 1895. № 4. С. 391.
212  В приказе о введении новых программ отмечалось, что теперь кадеты «будут втягииаться в умственные занятия постепенно, Не обременённые и самом начале слишком большой  напряжённой мозговой работой,  широко пользуясь  воздухом  и  движением,  окрепнут,   наберутся  сил  и  без  вреда здоровью научатся и привыкнут преодолевать трудность учения…» (Столетие Военного министерства. Т. 10. Ч. 3. СПб., 1914. С. 171).
му больше, чем в гражданской школе. Вполне закономерно, что и начальство военных и юнкерских училищ считало, что выпускники корпусов лучше, чем их сверстники из граждан­ских учебных заведений, подготовлены по математическим дисциплинам.
В то время как сотрудники Главного управления постоян­но старались облегчить учебный курс корпусов, быстрый рост научных знаний требовал введения нового научного материала. Уже в 1901 г., через два года после принятия новых программ, был возбуждён вопрос об их пересмотре. В 1903 г. комиссия при Главном управлении подготовила «опыт­ную программу», которая первоначально вводилась всего в пяти кадетских корпусах. Среди этих «испытательных» заве­дений оказался и Псковский корпус. Программа предусмат­ривала некоторое сокращение объёма преподавания русского языка и математики, но главной её особенностью было выделение в курсе естествознания и физики специальных уроков для практических занятий.
Четыре года спустя, в 1907 г., результаты эксперимента признали удачными. В том же году в программу корпусов была введена химия: три урока в неделю в 6-м классе (ранее сведения по этому предмету распределялись между курсами физики и естественной истории). При этом Главное управле­ние военно-учебных заведений обратилось к директорам кадетских корпусов с просьбой дать отзывы о том, насколько успешно справляются кадеты с новой для них наукой. Руко­водивший в то время Псковским корпусом В. П. Родионов в связи с этим отметил на заседании Педагогического комитета в феврале 1908 г., что химия «с самого начала заинтересовала кадет и занимались ею охотно»213. Тем не менее появление нового предмета потребовало новой доработки учебного курса в целом, которая затянулась на три года.
Лишь с 1912 г. во всех кадетских корпусах начала действовать единая программа. Она устанавливала гораздо большую, нежели в 1898 и 1903 гг., нагрузку по иностранным языкам. Нагрузка по математике соответствовала программе 1898 г., а по русскому языку, напротив, опытной программе 1903 г. В целом объём курса был очень сильно увеличен.
Программы гражданских учебных заведений на рубеже XIX— XX столетий также неоднократно менялись. Интересно срав­нить объём нагрузки в корпусах с таковым в классических гимназиях и реальных училищах (во Пскове имелись заведе­ния обоих типов).
Видно, что корпуса, как и прежде, опережали гражданс­кую школу в объёме преподавания математики, но реальные училища практически догнали их. Заметно больше, чем гимназисты и реалисты, кадеты уделяли времени на изучение «новых» иностранных языков. Важно отметить, что мнение некоторых современных историков об ограниченности в кадетских корпусах гуманитарных циклов явно преувеличе­но. На историю в восьми классах гимназий отводилось 14 уроков в неделю, а в семи классах корпусов — 15. Корпусные педагоги отлично понимали: без знания исторического про­шлого, без любви к истории хороший офицер немыслим.
Наряду с корректировкой программ в кадетских корпусах постоянно совершенствовались методы преподавания, и в первую очередь тех предметов, которые вызывали у кадет затруднения. Среди таковых был, к сожалению, русский язык. Анализ данных по Псковскому, Иркутскому и Киевс­кому корпусам за 1886—1915 гг. показывает, что даже в выпускных классах этих весьма удалённых друг от друга заведений успеваемость по этому предмету была гораздо ниже, чем по иным дисциплинам: в среднем 7,6 балла при 12-балльной системе оценки. В феврале 1908 г. директор Псков­ского кадетского корпуса даже заявил педагогам: «Кадеты пишут безграмотно, как в смысле орфографии, так и в смысле умения излагать свои мысли»214. Практически в то же время сотрудник одного из столичных корпусов жаловался: «…кон­чающий корпус не только не приобретает навыка выражаться литературным языком, но не умеет даже связно и грамотно излагать прочитанное»215.
Понятно, что такое положение дел вызывало тревогу у руководителей Главного управления и администрации отдель­ных заведений, побуждало к поиску причин сложившейся ситуации. Следует заметить, что русский язык вызывал трудности и у воспитанников гражданских школ. В 1890-е годы сложилось два направления, два подхода к вопросу о
214  РГВИА. Ф. 672. Оп. 1. Д. 401. С. 171.
215 Извлечения из журналов педагогических комитетов Пажеского Е. И. В. корпуса,  кадетских корпусов и  Вольской военной  школы  за  1904—1905 учебный год // Педагогический сборник. 1905. М° 10. С. 335.
преподавании русского языка: традиционный и так называе­мый «антиграмматический». Сторонники традиционного под­хода считали, что грамматика должна выучиваться детьми как самостоятельная система знаний. Схема подготовки была такова: учитель объясняет воспитанникам правило и приводит примеры. Правило заучивается воспитанниками наизусть. Основным видом работы является написание диктантов, переписывание текстов с оригинала, выполнение орфографи­ческих упражнений. Лишь в старших классах вводятся изло­жения и сочинения, но только на конкретные, а не отвлечён­ные темы, чтобы не вызывать у подростков желания «рисо­ваться» и «умничать».
«Антиграмматическое> направление, разумеется, не пред­полагало отказа от грамматики, как иногда утверждали его противники. Педагоги, к нему принадлежавшие, всего лишь считали, что грамматика — инструмент овладения речью, но не самоцель обучения. Они призывали изучать «именно язык, а не одно правописание»216. Для этого следовало использовать творческие работы: сочинения, изложения, рассказы на заданную тему и очень много с кадетами читать. Правила, по их мнению, должны были усваиваться детьми в контексте живой речи.


Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Опубликовано 21 Сентябрь 2010 в рубрике Обаяние мундира

Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:
  • Заключение
  • Последние годы Псковского кадетского корпуса
  • Псковский край — жемчужина России!


  • Новое на сайте:

  • Рекомендации по выбору стиральной машины автомат и продлению ее срока службы
  • Как выбрать блок-хаус?
  • В Пскове началось историческое ориентирование
  • Изучение истории Псковского края в послереволюционный период
  • Рыбное хозяйство Псковской губернии.