Преподававший словесность и русский язык в Псковском кадетском корпусе К. С. Хоцянов, судя по статье, опублико­ванной им в октябре 1907 г. в «Педагогическом сборнике», сочувствовал «антиграмматическому» направлению217. Одна­ко из сравнения программ кадетских корпусов видно, что курс русского языка и словесности в них постоянно сокращался, а делалось это главным образом именно за счёт словесности. С каждой реорганизацией программы кадеты меньше знакоми­лись с литературными произведениями, и претворение в жизнь идей «антиграмматистов» было очень затруднительным.
Ещё одним «гордиевым узлом» стало изучение воспи-
2|ь Балталон Ц. О письменных упражнениях по русскому языку в младшем возрасте // Педагогический сборник. 1885. № 3. С. 15; Соломоновский И. С. О постановке русского языка в средней школе // Педагогический сборник. 1894. № 5. С. 467-468
217 Хоцянов К. Несколько слов о программе русского языка и словесности // Педагогический сборник. 1907. № 10. С. 300-310.
танниками иностранных языков. Многие современники жало­вались на слабые успехи кадет и даже юнкеров в этой области. Так, анонимный автор писал в 1901 г. в журнале «Разведчик»: «Семь лет в корпусе, два-три года в училище обучения французскому и немецкому языкам — и в результате нуль или почти нуль! Что за причина? И не жаль ли бесполезно потраченного времени на эти предметы, если после 9—10-летнего изучения их обучавшийся, что называется, «ни папы, ни мамы»!»218. А в 1908 г. видный педагог К. Житомирский пришёл к печальному выводу, что вообще в кадетских корпусах «такое знание иностранного языка, которое пред­ставляло бы хоть какую-нибудь ценность с какой бы то ни было точки зрения, нужно признать явлением крайне ред­ким…»219. Возможно, подобные оценки грешили некоторым пессимизмом, но всё же из анализа документов видно: успе­ваемость по иностранным языкам во многих корпусах, вклю­чая Псковский, была ниже, чем по другим предметам.
На страницах «Педагогического сборника» постоянно велась полемика между сторонниками традиционного и «на­турального» метода преподавания иностранных языков. Пер­вые отдавали предпочтение планомерному изучению грамма­тики, переводу и заучиванию наизусть иностранных текстов. Вторые считали, что успешно изучать язык можно, лишь слыша вокруг себя «живую» речь и разговаривая на нём.
Ход борьбы нашёл яркое отражение в официальных документах Главного управления военно-учебных заведений. «Инструкция для преподавания учебных предметов» 1882 г. носила компромиссный характер, требуя обучать детей как пониманию иностранного текста, так и разговорной речи220. В старших классах она даже предусматривала знакомство с иностранной художественной литературой. При обсуждении в 1889 г. вопроса о сокращении учебных программ председа­тель комиссии Ф. И. Симашко назвал ошибочным «стремле-
218  Иностранные языки в военно-учебных заведениях // Разведчик от 30 января 1901 г. С. 105.
219   Житомирский   К.   Желательная  постановка  преподавания  новых языков // Педагогический сборник. 1908. № 8. С. 84.
220 Общая программа и Инструкция для преподавания учебных предметов в военных гимназиях // Педагогический сборник. 1883. № 2. С. 57.
ние к усвоению разговорного языка», ибо «ни в одной школе достигнуть этого нельзя»221. Его мнение было поддержано членами Педагогического комитета Главного Управления военно-учебных заведений. В программе 1889 г. требование овладения устной речью было снято, но в программе 1898 г. появилось вновь, правда, в облегчённой формулировке: «уме­ние задать на иностранном языке понятный и связный устный вопрос и дать такой же ответ в пределах понятий, имеющих ближайшее отношение к обыденной жизни и отчасти к будущей военной службе»222.
Тем не менее до середины 1890-х годов натуральный метод преподавания активно применялся в различных кадетских корпусах. В Псковском корпусе его сторонником, судя по протоколам заседаний педагогического комитета, был препо­даватель французского языка Л. Л. Мелье223. Но затем это направление подверглось настоящему преследованию, при­чём в борьбе против него участвовали очень известные и влиятельные педагоги. Так, К. Житомирский решительно утверждал в одной из своих статей: «Живя в России, вероят­ность встретить надобность в умении говорить или писать на иностранном языке несколько велика только для коммерсанта пограничного города, во всех же остальных случаях почти равна нулю»224. Другой педагог, А. Елагин, решительно заяв­лял, что натуральный метод защищают только преподавате­ли-иностранцы, которые «плохо владеют русским языком и, более того, не очень-то считают себя обязанными изучать оный»225.
В июне 1913 г. Главное управление военно-учебных заве­дений официально запретило использовать в кадетских корпу­сах натуральный метод преподавания. В августе данное решение было оглашено на заседании Педагогического комитета Псковского кадетского корпуса. Однако и после этого методы преподавания иностранных языков оставались предметом мно­гочисленных дискуссий на страницах педагогической прессы и среди сотрудников отдельных учебных заведений.
Самой большой проблемой при организации учебной работы в кадетских корпусах являлся всё тот же «благотво­рительный принцип». Понимая, что материальное положение отцов оставляет желать лучшего, педагоги избегали исклю­чать из заведений малоуспешных кадет, всячески старались дотянуть их до конца курса. Это не могло не оказывать пагубного влияния на отношение части воспитанников к учёбе. Воспитатель располагавшегося в Петербурге 1-го кадетского корпуса К. Дометти по этому поводу писал в 1903 г.: «Во мнении кадет живёт твёрдое и едва ли не основательное убеждение, что для успешного обучения, перехода из класса в класс и даже для окончания семи классов особого труда прилагать не надо»226. Сходную картину рисует служивший в столичном Николаевском корпусе Л. Тихобра-зов: «У большинства кадет мнение, что хочешь — учись хорошо, не хочешь — занимайся через пень колоду и всё-таки тебя дотянут до конца и переведут в училище»227. В фонде Псковского кадетского корпуса хранится «Аттестационная тетрадь» одного кадета, который хвастался перед товарища­ми: «Ничего звери (т. е. педагоги. — А. М.) мне не сделают, меня исключить нельзя… у отца есть такие права» — и цинично заявлял: «Ученье — тьма, а неученье — свет»228.
Справедливости ради следует заметить, что отсев учени­ков из Псковского корпуса не был таким уж маленьким и достигал 50% поступивших. Однако он действительно усту­пал отсеву из гражданских учебных заведений. На фоне сказанного вдвойне отрадно, что многие военные педагоги считали псковских кадет одними из лучших по успеваемости
и трудолюбию. Так, начальник Константиновского военного училища генерал-лейтенант П. Н. Анчутин писал: «Из всех кадетских корпусов за рассматриваемый период времени (1884— 1886 гг. — A.M.) наилучший контингент бесспорно дал училищу Псковский кадетский корпус. Можно даже сказать, что с кадетами этого корпуса не может идти в сравнение ни один из прочих корпусов, имевших в училище столь же многочисленных представителей»229. В числе лучших по каче­ству успеваемости и преподавания называл Псковский корпус великий князь Константин Константинович. Воспитанник Киевского корпуса А. А. Игнатьев вспоминал, что именно псковские кадеты славились хорошими успехами в учёбе230. Наконец, их старательность нашла своё отражение даже в распространённой среди питомцев всех корпусов песне «Жу­равль», где имелись такие строки:
На шпаргалки портачи, То зубрилы псковичи231.
О хорошей подготовке воспитанников Псковского корпу­са свидетельствует и то, что значительная их часть поступала в инженерное и артиллерийское училища. Кстати, из храня­щихся в архиве корпуса «Аттестационных списков юнкеров военных и специальных училищ» видно, что юноши, хорошо окончившие корпусной курс, как правило, хорошо справля­лись с программой училищ. Следовательно, баллы в Псков­ском корпусе выставлялись объективно232.


Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Опубликовано 21 Сентябрь 2010 в рубрике Обаяние мундира

Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:
  • Заключение
  • Последние годы Псковского кадетского корпуса
  • Псковский край — жемчужина России!


  • Новое на сайте:

  • Рекомендации по выбору стиральной машины автомат и продлению ее срока службы
  • Как выбрать блок-хаус?
  • В Пскове началось историческое ориентирование
  • Изучение истории Псковского края в послереволюционный период
  • Рыбное хозяйство Псковской губернии.