Педагогика по-кадетски
Преподававший словесность и русский язык в Псковском кадетском корпусе К. С. Хоцянов, судя по статье, опубликованной им в октябре 1907 г. в «Педагогическом сборнике», сочувствовал «антиграмматическому» направлению217. Однако из сравнения программ кадетских корпусов видно, что курс русского языка и словесности в них постоянно сокращался, а делалось это главным образом именно за счёт словесности. С каждой реорганизацией программы кадеты меньше знакомились с литературными произведениями, и претворение в жизнь идей «антиграмматистов» было очень затруднительным.
Ещё одним «гордиевым узлом» стало изучение воспи-
2|ь Балталон Ц. О письменных упражнениях по русскому языку в младшем возрасте // Педагогический сборник. 1885. № 3. С. 15; Соломоновский И. С. О постановке русского языка в средней школе // Педагогический сборник. 1894. № 5. С. 467-468
217 Хоцянов К. Несколько слов о программе русского языка и словесности // Педагогический сборник. 1907. № 10. С. 300-310.
танниками иностранных языков. Многие современники жаловались на слабые успехи кадет и даже юнкеров в этой области. Так, анонимный автор писал в 1901 г. в журнале «Разведчик»: «Семь лет в корпусе, два-три года в училище обучения французскому и немецкому языкам — и в результате нуль или почти нуль! Что за причина? И не жаль ли бесполезно потраченного времени на эти предметы, если после 9—10-летнего изучения их обучавшийся, что называется, «ни папы, ни мамы»!»218. А в 1908 г. видный педагог К. Житомирский пришёл к печальному выводу, что вообще в кадетских корпусах «такое знание иностранного языка, которое представляло бы хоть какую-нибудь ценность с какой бы то ни было точки зрения, нужно признать явлением крайне редким…»219. Возможно, подобные оценки грешили некоторым пессимизмом, но всё же из анализа документов видно: успеваемость по иностранным языкам во многих корпусах, включая Псковский, была ниже, чем по другим предметам.
На страницах «Педагогического сборника» постоянно велась полемика между сторонниками традиционного и «натурального» метода преподавания иностранных языков. Первые отдавали предпочтение планомерному изучению грамматики, переводу и заучиванию наизусть иностранных текстов. Вторые считали, что успешно изучать язык можно, лишь слыша вокруг себя «живую» речь и разговаривая на нём.
Ход борьбы нашёл яркое отражение в официальных документах Главного управления военно-учебных заведений. «Инструкция для преподавания учебных предметов» 1882 г. носила компромиссный характер, требуя обучать детей как пониманию иностранного текста, так и разговорной речи220. В старших классах она даже предусматривала знакомство с иностранной художественной литературой. При обсуждении в 1889 г. вопроса о сокращении учебных программ председатель комиссии Ф. И. Симашко назвал ошибочным «стремле-
218 Иностранные языки в военно-учебных заведениях // Разведчик от 30 января 1901 г. С. 105.
219 Житомирский К. Желательная постановка преподавания новых языков // Педагогический сборник. 1908. № 8. С. 84.
220 Общая программа и Инструкция для преподавания учебных предметов в военных гимназиях // Педагогический сборник. 1883. № 2. С. 57.
ние к усвоению разговорного языка», ибо «ни в одной школе достигнуть этого нельзя»221. Его мнение было поддержано членами Педагогического комитета Главного Управления военно-учебных заведений. В программе 1889 г. требование овладения устной речью было снято, но в программе 1898 г. появилось вновь, правда, в облегчённой формулировке: «умение задать на иностранном языке понятный и связный устный вопрос и дать такой же ответ в пределах понятий, имеющих ближайшее отношение к обыденной жизни и отчасти к будущей военной службе»222.
Тем не менее до середины 1890-х годов натуральный метод преподавания активно применялся в различных кадетских корпусах. В Псковском корпусе его сторонником, судя по протоколам заседаний педагогического комитета, был преподаватель французского языка Л. Л. Мелье223. Но затем это направление подверглось настоящему преследованию, причём в борьбе против него участвовали очень известные и влиятельные педагоги. Так, К. Житомирский решительно утверждал в одной из своих статей: «Живя в России, вероятность встретить надобность в умении говорить или писать на иностранном языке несколько велика только для коммерсанта пограничного города, во всех же остальных случаях почти равна нулю»224. Другой педагог, А. Елагин, решительно заявлял, что натуральный метод защищают только преподаватели-иностранцы, которые «плохо владеют русским языком и, более того, не очень-то считают себя обязанными изучать оный»225.
В июне 1913 г. Главное управление военно-учебных заведений официально запретило использовать в кадетских корпусах натуральный метод преподавания. В августе данное решение было оглашено на заседании Педагогического комитета Псковского кадетского корпуса. Однако и после этого методы преподавания иностранных языков оставались предметом многочисленных дискуссий на страницах педагогической прессы и среди сотрудников отдельных учебных заведений.
Самой большой проблемой при организации учебной работы в кадетских корпусах являлся всё тот же «благотворительный принцип». Понимая, что материальное положение отцов оставляет желать лучшего, педагоги избегали исключать из заведений малоуспешных кадет, всячески старались дотянуть их до конца курса. Это не могло не оказывать пагубного влияния на отношение части воспитанников к учёбе. Воспитатель располагавшегося в Петербурге 1-го кадетского корпуса К. Дометти по этому поводу писал в 1903 г.: «Во мнении кадет живёт твёрдое и едва ли не основательное убеждение, что для успешного обучения, перехода из класса в класс и даже для окончания семи классов особого труда прилагать не надо»226. Сходную картину рисует служивший в столичном Николаевском корпусе Л. Тихобра-зов: «У большинства кадет мнение, что хочешь — учись хорошо, не хочешь — занимайся через пень колоду и всё-таки тебя дотянут до конца и переведут в училище»227. В фонде Псковского кадетского корпуса хранится «Аттестационная тетрадь» одного кадета, который хвастался перед товарищами: «Ничего звери (т. е. педагоги. — А. М.) мне не сделают, меня исключить нельзя… у отца есть такие права» — и цинично заявлял: «Ученье — тьма, а неученье — свет»228.
Справедливости ради следует заметить, что отсев учеников из Псковского корпуса не был таким уж маленьким и достигал 50% поступивших. Однако он действительно уступал отсеву из гражданских учебных заведений. На фоне сказанного вдвойне отрадно, что многие военные педагоги считали псковских кадет одними из лучших по успеваемости
и трудолюбию. Так, начальник Константиновского военного училища генерал-лейтенант П. Н. Анчутин писал: «Из всех кадетских корпусов за рассматриваемый период времени (1884— 1886 гг. — A.M.) наилучший контингент бесспорно дал училищу Псковский кадетский корпус. Можно даже сказать, что с кадетами этого корпуса не может идти в сравнение ни один из прочих корпусов, имевших в училище столь же многочисленных представителей»229. В числе лучших по качеству успеваемости и преподавания называл Псковский корпус великий князь Константин Константинович. Воспитанник Киевского корпуса А. А. Игнатьев вспоминал, что именно псковские кадеты славились хорошими успехами в учёбе230. Наконец, их старательность нашла своё отражение даже в распространённой среди питомцев всех корпусов песне «Журавль», где имелись такие строки:
На шпаргалки портачи, То зубрилы псковичи231.
О хорошей подготовке воспитанников Псковского корпуса свидетельствует и то, что значительная их часть поступала в инженерное и артиллерийское училища. Кстати, из хранящихся в архиве корпуса «Аттестационных списков юнкеров военных и специальных училищ» видно, что юноши, хорошо окончившие корпусной курс, как правило, хорошо справлялись с программой училищ. Следовательно, баллы в Псковском корпусе выставлялись объективно232.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
Опубликовано 21 Сентябрь 2010 в рубрике Обаяние мундира
Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:Новое на сайте: