Педагогика по-кадетски
Наряду с уроками по различным учебным предметам заметную роль в педагогической системе корпуса играли так называемые обязательные внеклассные занятия. Они включали физическую и строевую подготовку, обучение воспитанников танцам, музыке и пению.
Ещё в 1882 г., при реорганизации военных гимназий в корпуса, сотрудники Главного управления военно-учебных заведений отмечали, что многие кадеты недостаточно развиты физически. Среди основных причин такой ситуации называлось отсутствие специальных документов, регулировавших бы проведение внеклассных занятий. Эта точка зрения выражена, например, в докладе директора Полтавского кадетского корпуса Ф. И. Симашко на заседании специальной комиссии233. В 1887 г. Главное управление затребовало от отдельных учебных заведений сведения о состоянии внеклассных Занятий и пожелания по их организации. Для обобщения и анализа полученных данных была создана специальная комиссия под председательством генерал-лейтенанта Л. Л. Зеделлера. Выводы, к которым она пришла, оказались неутешительными. Лишь в организации занятий по пению и музыке отдельные корпуса добились успехов. Что же касается остального, то «гимнастика велась без определённой системы, подвижные игры, а также плавание и фехтование за последние пять лет почти не практиковались, танцы велись без должного внимания к их образовательному значению…»234.
Комиссия составила проекты инструкций и наставлений для организации каждого вида внеклассных занятий. Эти документы печатались на страницах «Педагогического сборника» и отдельными брошюрами, которые рассылались по кадетским корпусам. Весной и осенью 1889 г. офицер Главного управления полковник А. Д. Бутовский посетил несколько кадетских корпусов, включая Псковский. Целью его поездки было проследить, как вводятся в жизнь разработанные руководством ведомства документы. Суммированный опыт корпусов вновь поступил на рассмотрение комиссии, которая выработала итоговый документ — «Общая программа, распределение времени и наставление для внеклассных занятий в кадетских корпусах», утверждённый 27 июля 1890 г.235
Согласно «Общей программе…» с начала 1890—1891 учебного года в кадетских корпусах вводились следующие занятия: 1) строевое обучение и военно-подготовительные занятия; 2) физические упражнения, включавшие гимнастику и подвижные игры, фехтование и плавание; 3) танцы; 4) пение и музыка; 5) ручной труд. Распределение времени, еженедельно посвящаемого этим занятиям, отражено в приведённой ниже таблице.
ВНЕКЛАССНЫЕ ЗАНЯТИЯ В КАДЕТСКИХ КОРПУСАХ
(еженедельное распределение часов)
Кроме гимнастических занятий, проводившихся в течение всего учебного года, большую роль в физическом развитии кадет играло то, что каждое лето их выводили в специально оборудованные лагеря. Там воспитанники занимались преимущественно строевыми упражнениями, спортивными и военно-атлетическими играми, учились стрелять, осваивали азы топографии и т. д.
Псковский кадетский корпус неоднократно получал благодарности за хорошую физическую подготовку воспитанников. Так, в 1889 г. главный начальник военно-учебных заведений Н. В. Исаков в своём приказе отмечал: «Из осмотренных корпусов (1-й и 2-й Московские, Нижегородский, Псковский. — А. М.) лучшим по строю найден мною Псковский… На обучение плаванию обращено было особое внимание в Псковском корпусе, а потому, как я лично
убедился, кадеты строевой роты этого корпуса почти все отлично плавают»236.
На протяжении трёх лет подряд (1911, 1912 и 1913 гг.) воспитанники Псковского корпуса получали первый приз по гимнастике на общекадетских соревнованиях в Петербурге. Воспитанники одного из столичных корпусов не без обиды писали в своём журнале, что «псковичи» всегда одерживают верх потому, что им есть где тренироваться. Действительно, в условиях тесной петербургской застройки организовать занятия спортом было труднее. Так, директор Александровского кадетского корпуса, чтобы провести игру в чрезвычайно популярный среди кадет футбол, был вынужден обратиться в администрацию Русского музея с «…покорнейшей просьбой — …разрешить кадетам играть в футбол на площадке в саду против музея», так как «вверенный корпус находится в очень тяжёлых условиях, не имея достаточно просторного двора»237. Псковский корпус располагал не только двором и плацем, но и собственными купальнями на реке Великой, напротив церкви Георгия со Взвоза. Кстати, в июне 1901 г. эту купальню посетил сам великий князь Константин Константинович, инспектировавший корпус.
Обучение танцам, напротив, легче было наладить в петербургских и московских корпусах, где к преподаванию привлекались артисты императорских театров, причём иногда довольно видные. Так, например, в 1-м кадетском корпусе учителем долгое время служил очень популярный в своё время танцовщик СИ. Лукьянов, В Александровском корпусе вёл уроки представитель известной балетной династии А. А. Облаков. Конечно, найти таких специалистов в Пскове было невозможно. С 1885 по 1901 год танцы псковским кадетам преподавал Ф. С. Новицкий, до этого выступавший на сцене Варшавского императорского театра в течение всего лишь двух лет. Затем его сменил А. К. Усачёв, имевший большой опыт сценической деятельности. И всё же обучение танцам шло в Псковском корпусе менее успешно, чем занятия
гимнастикой. Об этом писал даже один из воспитанников в журнале «Пскович», вспоминая рождественский бал: «Среди танцующих псковичей не было ни одного хорошего танцора, а один из нас даже отличался своей мешковатостью, бедная дама его, видимо, не знала, как от него избавиться»238. Впрочем, вывод из этой невесёлой ситуации кадет делал несколько неожиданный: «Пусть мы не умеем изящно изгибаться, отплясывать, зато мы — редкие товарищи»239.
Обучение воспитанников музыке и пению производилось в соответствии с рекомендациями, разработанными Главным управлением военно-учебных заведений. В двух младших (1—2-м) классах еженедельно выделялось по два часа на «первоначальные упражнения» и изучение «элементарной теории музыки». Учащихся знакомили с творчеством наиболее выдающихся композиторов, «ставили голоса» и т. п. С 3-го и до 7-го класса включительно раз в неделю воспитанники пели хором поклассно в течение одного часа. Кроме того, существовал общекорпусной хор.
Особенно эффективно преподавание пения и музыки шло в Псковском корпусе с 1892 по 1917 гг., когда им руководил выпускник Санкт-Петербургской консерватории И. И. ТулЬ-чиев. Он даже организовал с воспитанниками постановку нескольких детских опер, вызвавших бурную полемику в местной прессе. Для кадет, проявлявших особую склонность к музыке, специально приглашались преподаватели, которые обучали их игре на различных музыкальных инструментах. Так, например, кадет П. Симанский (в будущем видный военный историк) получал уроки игры на скрипке, а Н. Минут — на флейте240. Мемуарные источники позволяют сделать вывод, что отдельные, наиболее способные воспитанники даже приобщались к самостоятельному музыкальному творчеству. М. А. Зайцев в своих воспоминаниях пишет, что в Псковском корпусе «не проходило ни одного выпуска, чтобы
в нём не было написано пары музыкальных произведений: выпускной вальс и марш»241.
Главное управление военно-учебных заведений неоднократно положительно отзывалось о преподавании пения и музыки в Псковском кадетском корпусе. При этом следует иметь в виду, что эти уроки преследовали не только учебные, но и воспитательные цели. Для репертуара кадетского хора, например, отбирались вполне определённые произведения: в первую очередь ученики разучивали «Боже, Царя храни», «Коль славен…», «Гром победы раздавайся», «Многие лета» и «Выпьем первый бокал за здоровье царя». Кроме названных произведений, список включал восемь «исторических» песен (среди них «Было дело под Полтавой», «Ездил русский белый царь»), 42 военные песни (в том числе «Взвейтесь, соколы, орлами», «Делибаш», «Вспомним, братцы, россов славу») и 46 народных песен, также преимущественно с патриотическим настроением242.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
Опубликовано 21 Сентябрь 2010 в рубрике Обаяние мундира
Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:Новое на сайте: