Наряду с уроками по различным учебным предметам заметную роль в педагогической системе корпуса играли так называемые обязательные внеклассные занятия. Они вклю­чали физическую и строевую подготовку, обучение воспитан­ников танцам, музыке и пению.
Ещё в 1882 г., при реорганизации военных гимназий в корпуса, сотрудники Главного управления военно-учебных заведений отмечали, что многие кадеты недостаточно развиты физически. Среди основных причин такой ситуации называлось отсутствие специальных документов, регулиро­вавших бы проведение внеклассных занятий. Эта точка зрения выражена, например, в докладе директора Полтавско­го кадетского корпуса Ф. И. Симашко на заседании специаль­ной комиссии233. В 1887 г. Главное управление затребовало от отдельных учебных заведений сведения о состоянии вне­классных Занятий и пожелания по их организации. Для обобщения и анализа полученных данных была создана специальная комиссия под председательством генерал-лейте­нанта Л. Л. Зеделлера. Выводы, к которым она пришла, оказались неутешительными. Лишь в организации занятий по пению и музыке отдельные корпуса добились успехов. Что же касается остального, то «гимнастика велась без определённой системы, подвижные игры, а также плавание и фехтование за последние пять лет почти не практиковались, танцы велись без должного внимания к их образовательному значению…»234.
Комиссия составила проекты инструкций и наставлений для организации каждого вида внеклассных занятий. Эти документы печатались на страницах «Педагогического сбор­ника» и отдельными брошюрами, которые рассылались по кадетским корпусам. Весной и осенью 1889 г. офицер Главного управления полковник А. Д. Бутовский посетил несколько кадетских корпусов, включая Псковский. Целью его поездки было проследить, как вводятся в жизнь разра­ботанные руководством ведомства документы. Суммирован­ный опыт корпусов вновь поступил на рассмотрение комис­сии, которая выработала итоговый документ — «Общая программа, распределение времени и наставление для вне­классных занятий в кадетских корпусах», утверждённый 27 июля 1890 г.235
Согласно «Общей программе…» с начала 1890—1891 учеб­ного года в кадетских корпусах вводились следующие заня­тия: 1) строевое обучение и военно-подготовительные занятия; 2) физические упражнения, включавшие гимнастику и подвижные игры, фехтование и плавание; 3) танцы; 4) пение и музыка; 5) ручной труд. Распределение времени, ежене­дельно посвящаемого этим занятиям, отражено в приведённой ниже таблице.
ВНЕКЛАССНЫЕ ЗАНЯТИЯ В КАДЕТСКИХ КОРПУСАХ
(еженедельное распределение часов)
Кроме гимнастических занятий, проводившихся в течение всего учебного года, большую роль в физическом развитии кадет играло то, что каждое лето их выводили в специально оборудованные лагеря. Там воспитанники занимались пре­имущественно строевыми упражнениями, спортивными и во­енно-атлетическими играми, учились стрелять, осваивали азы топографии и т. д.
Псковский кадетский корпус неоднократно получал бла­годарности за хорошую физическую подготовку воспитанни­ков. Так, в 1889 г. главный начальник военно-учебных заведений Н. В. Исаков в своём приказе отмечал: «Из осмотренных корпусов (1-й и 2-й Московские, Нижегородс­кий, Псковский. — А. М.) лучшим по строю найден мною Псковский… На обучение плаванию обращено было особое внимание в Псковском корпусе,  а потому, как я лично
убедился, кадеты строевой роты этого корпуса почти все отлично плавают»236.
На протяжении трёх лет подряд (1911, 1912 и 1913 гг.) воспитанники Псковского корпуса получали первый приз по гимнастике на общекадетских соревнованиях в Петербурге. Воспитанники одного из столичных корпусов не без обиды писали в своём журнале, что «псковичи» всегда одерживают верх потому, что им есть где тренироваться. Действительно, в условиях тесной петербургской застройки организовать занятия спортом было труднее. Так, директор Александров­ского кадетского корпуса, чтобы провести игру в чрезвычай­но популярный среди кадет футбол, был вынужден обратить­ся в администрацию Русского музея с «…покорнейшей просьбой — …разрешить кадетам играть в футбол на площадке в саду против музея», так как «вверенный корпус находится в очень тяжёлых условиях, не имея достаточно просторного дво­ра»237. Псковский корпус располагал не только двором и плацем, но и собственными купальнями на реке Великой, напротив церкви Георгия со Взвоза. Кстати, в июне 1901 г. эту купальню посетил сам великий князь Константин Константи­нович, инспектировавший корпус.
Обучение танцам, напротив, легче было наладить в петер­бургских и московских корпусах, где к преподаванию привле­кались артисты императорских театров, причём иногда до­вольно видные. Так, например, в 1-м кадетском корпусе учителем долгое время служил очень популярный в своё время танцовщик СИ. Лукьянов, В Александровском корпусе вёл уроки представитель известной балетной династии А. А. Облаков. Конечно, найти таких специалистов в Пскове было невозможно. С 1885 по 1901 год танцы псковским кадетам преподавал Ф. С. Новицкий, до этого выступавший на сцене Варшавского императорского театра в течение всего лишь двух лет. Затем его сменил А. К. Усачёв, имевший большой опыт сценической деятельности. И всё же обучение танцам шло в Псковском корпусе менее успешно,  чем занятия
гимнастикой. Об этом писал даже один из воспитанников в журнале «Пскович», вспоминая рождественский бал: «Среди танцующих псковичей не было ни одного хорошего танцора, а один из нас даже отличался своей мешковатостью, бедная дама его, видимо, не знала, как от него избавиться»238. Впрочем, вывод из этой невесёлой ситуации кадет делал несколько неожиданный: «Пусть мы не умеем изящно изги­баться, отплясывать, зато мы — редкие товарищи»239.
Обучение воспитанников музыке и пению производилось в соответствии с рекомендациями, разработанными Главным управлением военно-учебных заведений. В двух младших (1—2-м) классах еженедельно выделялось по два часа на «первоначальные упражнения» и изучение «элементарной теории музыки». Учащихся знакомили с творчеством наибо­лее выдающихся композиторов, «ставили голоса» и т. п. С 3-го и до 7-го класса включительно раз в неделю воспитанники пели хором поклассно в течение одного часа. Кроме того, существовал общекорпусной хор.
Особенно эффективно преподавание пения и музыки шло в Псковском корпусе с 1892 по 1917 гг., когда им руководил выпускник Санкт-Петербургской консерватории И. И. ТулЬ-чиев. Он даже организовал с воспитанниками постановку нескольких детских опер, вызвавших бурную полемику в местной прессе. Для кадет, проявлявших особую склонность к музыке, специально приглашались преподаватели, которые обучали их игре на различных музыкальных инструментах. Так, например, кадет П. Симанский (в будущем видный военный историк) получал уроки игры на скрипке, а Н. Минут — на флейте240. Мемуарные источники позволяют сделать вывод, что отдельные, наиболее способные воспитанники даже приобщались к самостоятельному музыкальному твор­честву. М. А. Зайцев в своих воспоминаниях пишет, что в Псковском корпусе «не проходило ни одного выпуска, чтобы
в нём не было написано пары музыкальных произведений: выпускной вальс и марш»241.
Главное управление военно-учебных заведений неоднок­ратно положительно отзывалось о преподавании пения и музыки в Псковском кадетском корпусе. При этом следует иметь в виду, что эти уроки преследовали не только учебные, но и воспитательные цели. Для репертуара кадетского хора, например, отбирались вполне определённые произведения: в первую очередь ученики разучивали «Боже, Царя храни», «Коль славен…», «Гром победы раздавайся», «Многие лета» и «Выпьем первый бокал за здоровье царя». Кроме названных произведений, список включал восемь «исторических» песен (среди них «Было дело под Полтавой», «Ездил русский белый царь»), 42 военные песни (в том числе «Взвейтесь, соколы, орлами», «Делибаш», «Вспомним, братцы, россов славу») и 46 народных песен, также преимущественно с патриотичес­ким настроением242.


Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Опубликовано 21 Сентябрь 2010 в рубрике Обаяние мундира

Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:
  • Заключение
  • Последние годы Псковского кадетского корпуса
  • Псковский край — жемчужина России!


  • Новое на сайте:

  • Рекомендации по выбору стиральной машины автомат и продлению ее срока службы
  • Как выбрать блок-хаус?
  • В Пскове началось историческое ориентирование
  • Изучение истории Псковского края в послереволюционный период
  • Рыбное хозяйство Псковской губернии.