Педагогика по-кадетски
занностям с прежней готовностью, а главное твёрдостью»92. Тем не менее возглавивший Псковский корпус в 1883 г. генерал-майор Александр Сергеевич Курбатов, по воспоминаниям современников, проявил «всю свою сердечность в заботе об оставшихся за штатом гражданских воспитателях» и всемерно старался помочь им в поиске новой службы93.
Некоторые из бывших сотрудников военной гимназии при содействии директора даже заняли различные должности в самом корпусе. Так, служивший гражданским воспитателем А. С. Равич-Щербо в 1886 г. стал помощником инспектора классов, а затем и инспектором. Н. Ф. Черняк с 1886 по 1906 гг. занимал должность эконома. Другие нашли себе местов гражданских школах Пскова. Бывший воспитатель П. А. Антонов, например, вплоть до 1890 г. прослужил преподавателем географии в Мариинской женской гимназии.
Одновременно с изменением штата сотрудников менялись и приёмные правила. Ещё в апреле 1882 г. было решено, что минимальный возраст для поступления в 1-й (младший) класс должен составлять 10 лет. По вносимой плате все воспитанники подразделялись на казённокоштных, обучавшихся за счёт государства, своекоштных, за которых платили родственники или опекуны, и стипендиатов, получавших необходимые средства от различных организаций, частных благотворителей. Своекоштные и стипендиаты, в свою очередь, делились на пансионеров, живших в интернатах при корпусах, и приходящих учеников, которые посещали только занятия. Казённокоштные, естественно, были исключительно пансионерами.
Все кандидаты, претендовавшие на казённые вакансии, распределялись на 13 разрядов, по очерёдности которых они допускались к вступительному экзамену. В первый разряд входили сыновья генералов, штаб- и обер-офицеров, убитых на войне или умерших от ран, на войне полученных, а также дети погибших на воййе чиновников гражданских ведомств, если они принадлежали к потомственному дворянству. Во
92 РГВИА. Ф. 725. Оп. 20. Д. 18. Л. 190.
93 Воспоминания о покойном А. С. Курбатове // Педагогический сборник. 1908. Mb 4. С. 341.
второй разряд входили круглые сироты офицеров, которые потеряли родителей в мирное время. В третий — сыновья кавалеров ордена св. Георгия всех степеней, в четвёртый — сыновья офицеров и военных чиновников, получивших тяжёлые ранения и состоявших под покровительством Александровского комитета о раненых. Замыкавший список тринадцатый разряд включал просто сыновей обер-офицеров и военных священников и чиновников военного ведомства. Дети гражданских чиновников и неслужащих дворян правом на казённые вакансии не пользовались и могли обучаться только за собственные средства.
Подавляющее большинство стипендий также предназначалось для детей офицеров. В целом приёмные правила 1882 г. твёрдо устанавливали корпоративный принцип комплектования штата воспитанников, хотя и оставляли некоторую возможность проникновения в корпуса лиц из невоенной среды.
Однако уже в 1884 г. в законодательстве появилось новое, очень важное положение. Отныне правом на внесение в самый «младший» разряд обладали дети не любых офицеров и военных чиновников, а только таких, которые пробыли на службе не менее 10 лет94. Этой мерой правительство надеялось не дать воспользоваться льготой людям случайным, пошедшим на военную службу ради выгод и привилегий. Одновременно для представителей первых четырёх разрядов отменялся вступительный экзамен. Принятые меры свидетельствовали об усилении принципа благотворительности, за который так ратовал П. С. Ванновский. В ноябре 1887 г. вышел императорский указ, гласивший, что «экстернами» (приходящими учениками) во все кадетские корпуса, за исключением Николаевского в Петербурге, могут поступать только лица, обладавшие правом приёма на казённый счёт. В результате перечисленных нововведений среди кадет неуклонно возрастала доля офицерских детей.
w Положение Военного Совета об изменении правил приёма малолетних в кадетские корпуса, высочайше утверждённое 7 апреля 1884 г. // ПСЗ. Собр. 3. Т. 4. СПб., 1887. С. 221-225.
Новые существенные перемены произошли в 1898 г., когда вступительные экзамены были заменены баллотировкой95. По правилам 1886 г. родители, желавшие определить сына казённокоштным кадетом, привозили его в тот или иной корпус. Там все кандидаты, за исключением принадлежавших к первым четырём разрядам, должны были сдавать конкурсные экзамены. Правда, допуск к экзаменам осуществлялся по старшинству разрядов, но в пределах каждого отдельного разряда между претендентами шло соревнование, позволявшее отобрать более способных мальчиков.
По новым правилам зачисление происходило иначе. В Главном управлении военно-учебных заведений заблаговременно составлялись списки всех детей, которых родители хотели отдать в корпуса. Затем определялось количество вакансий во всех кадетских корпусах страны. Из списка претендентов путём жеребьёвки избиралось столько человек, сколько имелось вакансий. Затем они, в соответствии с пожеланием родителей, распределялись по заведениям, в которых должны были сдать довольно простые вступительные испытания. Те же мальчики, имена которых при жеребьёвке «не выпали», составляли «запасную группу». Если кто-то из «счастливчиков» не мог осилить испытания, его заменял «запасной». Таким образом, судьбу кандидатов стала решать не столько подготовка, сколько слепая удача, ведь многие мальчики лишались возможности показать свои знания, вступить в состязание с конкурентом одного с ними разряда.
Отмена конкурсных экзаменов вызвала восторженные отзывы большинства родителей. Они писали в ГУВУЗ о том, что раньше им приходилось расходовать деньги на поездку с сыном в город, где располагался нужный корпус, и, если мальчик проваливался на экзаменах, деньги пропадали. Теперь же, в случае неблагоприятного исхода жеребьёвки, можно было сразу приступать к поиску «иного устройства сына». Кроме того, для победы на состязательном экзамене
95 Временные правила о приёме в кадетские корпуса казённокоштных и своекоштных интернов и о перечислении своекоштных и приходящих иа казённое содержание, высочайше утверждённые 6 октября 1898 г. // ПСЗ. Собр. 3. Т. 18. СПб., 1901. С. 924-927.
требовалась лучшая подготовка, а это означало расходы на репетиторов; теперь отпала и эта необходимость. Но военные педагоги встретили баллотировку очень настороженно. На страницах «Педагогического сборника» новые приёмные правила неоднократно назывались в качестве причины падения успеваемости кадет.
Тем не менее восстановление конкурсных экзаменов произошло только в 1906 г. Оно сопровождалось, по язвительному замечанию современника, «воплями ужаса всполошенных родителей». Один из постоянных корреспондентов «Офицерской жизни» в статье с красноречивым названием «Помогите родителям обучить детей» писал об ущербе, который, по его мнению, наносил офицерской семье провал мальчика на экзамене: «Пропал год, пропали труды, а главное пропали тяжёлые материальные затраты офицера на подготовку его сына и в перспективе опять отрывай куски от без того уже обдёрганного и обтрёпанного содержания»96. И всё же конкурсные экзамены было решено сохранить.
Одновременно с восстановлением экзаменов вышло «Положение», разрешавшее поступление на казённые вакансии детям подпрапорщиков, если их отцы участвовали в боях и были награждены знаками отличия боевого ордена. Данная мера была, очевидно, продиктована только что окончившейся Русско-японской войной и общей либерализацией режима в стране.
Общественное мнение постоянно требовало дальнейшего расширения доступа в кадетские корпуса. Наконец в 1912 г. правительство пошло на уступки, и право на обучение за собственный счёт получили «сыновья лиц всех сословий, кроме сыновей и внуков лиц мужского или женского пола, рождённых в иудейской вере»97. Однако при этом в законе существовала важная оговорка: дети из невоенных семей зачислялись только на те места, которые оставались свободными после приёма тех мальчиков, которые обладали правом на обучение за казённый счёт, но не поступили из-за нехватки вакансий.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
Опубликовано 21 Сентябрь 2010 в рубрике Обаяние мундира
Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:Новое на сайте: