Педагогика по-кадетски
* Алёшин А. Помогите родителям обучить детей // Офицерская жизнь. 1912. Mb 43. С. 555.
97 Бернацкий В. А. Пятидесятилетие Главного управления военно-учебных заведений. 1863-1913. СПб., 1913. С. 77.
Таким образом, правила приёма в кадетские корпуса постоянно обеспечивали преимущественное положение офицерских детей. Здесь необходимо вспомнить, что, вопреки распространённому мнению, материальное положение большинства офицеров царской армии было незавидным. Ещё в 1882 г. военный министр П. С. Ванновский с возмущением писал: «…Непрерывный и в высшей степени тяжёлый труд офицеров не вознаграждается сколько-нибудь удовлетворительно, не только по сравнению со всеми другими профессиями, но даже по отношению к самым ограниченным повседневным потребностям офицерского быта»97а. К началу XX в. ситуация практически не изменилась. «Офицер был изгоем царской казны, — свидетельствовал последний протопресвитер военного духовенства Г. Шавельский, — офицер получал нищенское содержание, не покрывавшее всех его неотложных расходов. И если у него не было собственных средств, то он — в особенности если был семейным — влачил нищенское существование, не доедая, путаясь в долгах, отказывая себе в самом необходимом»976.
В такой ситуации для многих военных зачисление сына на казённый кошт в корпус являлось единственным способом обеспечить мальчику хорошее образование. Впрочем, возможность переложить заботы о ребёнке на плечи государства была привлекательна и для тех, кто такой льготы не имел. В архиве Псковского кадетского корпуса хранится немало писем подобного рода. Так, псковская дворянка М. Н. Вноровская в 1890 г. обратилась с письмом к местному предводителю дворянства и просила его помочь с устройством сына в кадетский корпус. Он сообщала, что её муж и отец мальчика, А. И. Вноровский, в прошлом гражданский чиновник, был осуждён в 1885 г. за растрату, лишён всех прав состояния и сослан в Сибирь. По отбытии наказания он вернулся в Россию, покинув жену и сына в Семипалатинске без всяких средств к существованию. Понимая, видимо, беспочвенность своих притязаний, М. Н. Вноровская писала,
«• РГВИА. Ф. 1. Оп. 2. Д. 509. Л. 6-7.
976 Шавельский Г. Воспоминания последнего протопресвитера русской армии и флота. Т. 1. Без места изд. С. 94.
что её сын «хуже сироты, потому, что не знает, сирота он или нет», а в качестве основного аргумента выдвигала заявление, что «мальчик необычайно способен к музыке». Разумеется, просьба её осталась без удовлетворения.
Полный штат Псковского кадетского корпуса в 1880-е годы составлял 400 воспитанников. Однако в действительности их всегда было несколько больше: 410—430 человек. Дело в том, что руководству заведения предоставлялось право принимать сверхштатных учеников «в числе, допускаемом условиями помещений и с таким расчётом, чтобы от этого численный состав… классных отделений не превысил законом установленной нормы» (35 чел. — А. М.). Вначале ХХв. штат был официально расширен и достиг 500 человек.
По сословной принадлежности большую часть псковских кадет составляли дети дворян. При этом если в среднем по России за период с 1886 по 1916 г. представители дворянства насчитывали около 95% всех кадет, то в Псковском корпусе даже 99%. Такое расхождение в цифрах связано с тем, что в общий показатель входят данные по Донскому кадетскому корпусу, предназначавшемуся для казаков, и по Николаевскому корпусу, принимавшему за плату детей всех сословий.
Весьма показательный результат даёт также сравнение социального состава учащихся Псковского кадетского корпуса и других заведений города. Например, по данным 1891 г., из 426 питомцев корпуса 425 (99,5%) являлись детьми дворян, офицеров и чиновников. Только один кадет был сыном священника, а представители прочих сословий не обучались в корпусе вовсе. В том же году среди 359 учеников губернской мужской гимназии сыновья дворян, офицеров и чиновников насчитывали 57,4%, тогда как 32,3% приходилось на «детей городских сословий», 5% — на «сельские сословия» и 3% — на детей духовенства. Ещё ниже доля выходцев из дворянской среды была в Сергиевском реальном училище, где они составляли всего 25,1% учеников98. Сходные результаты
98 См.: Памятная книжка Псковской губернии на 1891 год. Псков, 1891. С. 46-47.
были получены при анализе данных за 1893, 1902и 1912гг.» В среднем в Псковский корпус ежегодно поступало около 80 человек. Минимальное число воспитанников было принято в 1882 г. — 63 чел., а максимальное в 1901 г. — 92 чел.100 При этом число претендентов, как правило, заметно превышало количество реально поступивших. До 1898 основным механизмом отсева кандидатов являлся конкурсный экзамен. Так, в 1887 г. на казённые вакансии в Псковском корпусе претендовали 99 чел. Из них 11 человек не явились на экзамен, 30 чел. (почти треть!) — экзамена не выдержали, а четверых признала негодными медицинская комиссия101. В 1889 г. из 116 кандидатов экзамена не выдержали 36 чел.102 Близкие показатели установлены для 1886, 1888 и 1891 гг. После введения баллотировки вступительное испытание утратило состязательный характер. Тем не менее оно по-прежнему способствовало отсеву заметной доли претендентов. Так, в 1901 г. из 123 абитуриентов с испытанием не смогли справиться 22 человека.
Поступив в корпус, мальчики оказывались в очень специфической обстановке. Специально составленная ГУВУЗ в 1886 г. «Инструкция по воспитательной части для кадетских корпусов» требовала, чтобы «…все доступные воспитательные средства, все способы непосредственного воздействия наставников на их питомцев, как и вся обстановка жизни сих последних, своевременно возбуждали и твёрдо упрочивали в
т То, что почти все воспитанники Псковского кадетского корпуса были сыновьями офицеров или чиновников, отнюдь не означает, что они происходили из материально обеспеченных семей. Жалование офицеров, как уже говорилось, было скудным, и многие из них не без оснований считали кадетские корпуса единственным средством обеспечить детей образованием. Военный педагог И. А. Завадский в своём докладе на 1-м съезде офицеров-воспитателей кадетских корпусов подчёркивал: «Большинство воспитанников — мальчики, дети офицеров. Терпя постоянный материальный недостаток и обременённый детьми офицер не имеет возможности дать своему ребёнку первоначальное воспитание» (Завадский И. А. Некоторые задачи воспитателя младших классов // Труды 1-го съезда офицеров-воспитателей кадетских корпусов. СПб., 1909. С. 11).
100 РГВИА. Ф. 672. Оп. 1. Д. 145. Л. 114; ГАПО. Ф. Псковского кадетского корпуса. Оп. 1. Д. 58. Л. 63-63 об.
101 ГАПО. Ф. Псковского кадетского корпуса. Оп. 1. Д. 75. Л. 55 об.
102 Там же. Л. 273.
каждом из них живой интерес к военному делу и к славе родного оружия, глубокое уважение к воинской доблести и признательную память о боевых подвигах соотчичей, искреннее сознание святости присяги и благородную готовность принести себя в жертву родине, усердно разделять тяготы военной службы с народом русским»103.
Купить квартиру студию - недвижимость в город town квартиры skyclass.ru.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
Опубликовано 21 Сентябрь 2010 в рубрике Обаяние мундира
Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:Новое на сайте: