Педагогика по-кадетски
«Инструкция по воспитательной части» гласила: «Сущность воспитательного дела требует, чтобы воспитанник, не могущий ещё иметь верного мерила для разумного самоопределения, подчинил свою волю воле воспитателя»147. Некоторые педагоги, в особенности гражданские, критиковали данное положение и полагали, что царившая в кадетских корпусах строгая дисциплина вырабатывает в кадетах пассивность или, говоря словами современника, «привычку к помочам». На эти обвинения военные педагоги отвечали со страниц «Педагогического сборника», что дисциплина должна носить осознанный характер и совсем не тождественна слепому повиновению. «Инструкция по воспитательной части» даже требовала развития у кадет разумной инициативности, решительности. Видный педагог Е. Семашкевич писал: «Даже в военном деле принцип безусловного повиновения не только не исключает самодеятельности, а напротив, требует её в известных границах»148.
Обвинения кадетских корпусов в подавлении воли воспитанников стали особенно частыми после неудачной для России войны с Японией. Одним из наиболее последовательных их критиков являлся уроженец Псковской земли, видный публицист Михаил Осипович Меньшиков. В 1910 г. в газете «Новое Время» появилась его статья «Недовольство в армии», в которой кадеты презрительно именовались «телятами и ягнятами». Автор требовал сократить учебную программу и за счёт этого создать в корпусах «военную обстановку»: «…изо дня в день поход, лагерь, строй, осады, битвы,
146 Там же.
147 Инструкция по воспитательной части для кадетских корпусов. СПб., 1905. С. 38.
148 Семашкевич Е. Подчинение воли в деле воспитания // Педагогический сборник. 1899. № 7. С. 8.
караулы, разведки, военные учения»149. Меньшикову ответил, через «Педагогический сборник», военный историк и педагог В. И. Греков. Он убедительно доказывал, что последовательное и точное исполнение «Инструкции по воспитательной части» вполне способно обеспечить формирование у воспитанников как необходимой офицеру исполнительности, так и разумной инициативности, решительности, мужества. Полагаться же в этом отношении только на военные игры — значит «смотреть на военное дело с игрушечной точки зрения»150.
На практике вырабатывать в кадетах осознанное отношение к дисциплине или же требовать чисто внешнего повиновения — зависело от личных качеств воспитателя и руководителей военно-учебного ведомства. Так, великий князь Константин Константинович являлся убеждённым противником мелочной регламентации. В своём приказе от 14февраля 1901 года он решительно заявлял:« Именно такому режиму повальных запрещений я приписываю характерные проступки уклонения от требований в старших классах»151. Отдельные директора Псковского корпуса демонстрировали очень разные подходы к проблеме. Руководивший заведением с 1883 по 1891 гг. А. С. Курбатов неоднократно подчёркивал в своих выступлениях на заседаниях Педагогического комитета, что в основу воспитания следует класть не наказание, а «наблюдение и самое тщательное за действиями воспитанников»152. Директор убеждал педагогов «по возможности больше действовать на сердца воспитанников, смягчая их и развивая в них добрые чувства и нравственные стремления»153. Протоколы заседаний комитета под председательством Курбатова свидетельствуют, что проступки кадет разбирались очень тщательно, выявлялись их глубинные причины.
149 Меньшиков М. О. Недовольство в армии // Новое время от 15 февраля 1910 г.
150 Греков В. И. К вопросу о воспитании в кадетских корпусах // Педагогический сборник. 1910. № 2. С. 20.
151 Приказ по военно-учебным заведениям № 30 от 24 февраля 1901 г. // Педагогический сборник. 1901. № 4. С. 19.
152 ГАПО. Ф. Псковского кадетского корпуса. Оп. 1. Д. 75. Л. 376. 1U Там же. Л. 89 об.
Преемник Курбатова А. И. Боголюбов подходил к делу более формально. Желая укрепить дисциплину, он постоянно требовал в своих приказах строго взыскивать с виновных. Более редкими стали в корпусе экскурсии и театральные представления, мешавшие, по мнению нового директора, учёбе детей. Но принятые меры не укрепили порядка. Напротив, подмена анализа причин каждого проступка взысканиями по всякому поводу привела к ситуации, которая в одной из статей на страницах «Педагогического сборника» определялась как «антогонизм между воспитателями и воспитанниками, неустанная война, переходившая в непримиримую вражду»154.
Возглавлявший заведение в 1902—1905 гг. В. А. Шильдер и в особенности его преемник В. П. Родионов имели педагогические взгляды, сходные со взглядами Константина Константиновича. В своих выступлениях перед подчинёнными Шильдер неоднократно подчёркивал важность установления между педагогами и питомцами «отношений взаимного доверия и уважения». По инициативе Родионова в корпусе часто организовывались походы, экскурсии, военные игры и другие мероприятия, способствовавшие развитию у кадет инициативности, сплачивавшие кадет разного возраста и педагогов.
Обучавшийся в корпусе с 1906 по 1913 гг. М. А. Зайцев вспоминал в своих мемуарах: «Поход проделывался пешим порядком со скатками, винтовками и прочим. Ночевали обыкновенно в палатках с распорядком, взятым из уставов армии… Каждая прогулка крепче нас сплачивала и невольно приближала одного к другому»155. В собрании приказов директора корпуса за 1906 г. имеется план экскурсии кадет старшей роты в пригородный монастырь. Он включал в себя, помимо собственно посещения обители, ознакомление с кожевенным заводом помещика Лавриновского, разбивку лагеря и даже ночную ловлю раков на реке Черёхе. Воспитатель В. И. Обух (служил в корпусе с 1906 по 1917 гг.) регулярно
184 М-й Н. Антагонизм между воспитателями и воспитанниками // Педагогический сборник. 1904. Mb 4. С. 362.
155 Зайцев М. А. Походы и экскурсии в корпусе // Военная быль. 1954. N° 10. С. 6-7.
проводил с воспитанниками походы на весельных лодках по рекам Псковского уезда. Все эти мероприятия не только способствовали физическому развитию кадет, но и требовали от них активных самостоятельных действий.
Согласно требованиям «Инструкции по воспитательной части», формируя у кадет те или иные качества характера, педагоги должны были учитывать те трудности, с которыми их воспитанники могли столкнуться во взрослой жизни. Быт большинства армейских офицеров на рубеже XIX—XX веков был непростым: маленькое жалование, обстановка уездных городков, в которых нередко квартировали части, и т. д. Это предъявляло к педагогической системе корпусов особые требования. Воспитателям надлежало приучать кадета к «…деятельной заботливости о самом себе, к воздержанности и довольству своим положением и строгой расчётливости в пользовании материальными средствами»156.
Жизнь в корпусе носила аскетический характер, и список разрешённых развлечений был весьма ограниченным. Согласно Циркуляру Главного управления военно-учебных заведений от 8 февраля 1885 г. и составленному на его основе параграфу «Инструкции для кадет Псковского кадетского корпуса» учащиеся могли посещать театры, цирки, концерты только в сопровождении педагога, а во время отпусков — старших родственников. Безусловно запрещалось кадетам посещение читален, судебных заседаний, трактиров, ресторанов, клубов, общественных бань, гостиниц и меблированных комнат, публичных гуляний, где установлена плата за вход, маскарадов, публичных танцевальных вечеров, винных погребов, питейных домов157.
Говоря об организации досуга воспитанников в стенах корпуса, «Инструкция по воспитательной части» требовала ограничиться «скромными развлечениями, смягчающими и облагораживающими нравы». К таковым относились: чтение специально подобранной литературы, концерты и спектакли,
156 Инструкция по воспитательной части для кадетских корпусов. СПб., 1905. С. 55.
157 Циркуляр Главного управления воеино-учебных заведений Mb 10 от 8 февраля 1885 г. // Педагогический сборник. 1885. К» 5. С. 34-35.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
Опубликовано 21 Сентябрь 2010 в рубрике Обаяние мундира
Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:Новое на сайте: