организованные самими кадетами, танцевальные вечера. Пос­ледние, впрочем, вызывали у педагогов большое сомнение. Весной 1893 г. в Петербурге состоялось заседание Педагоги­ческого комитета Главного управления военно-учебных заве­дений, участники которого говорили о вреде танцевальных вечеров, когда кадеты «танцуют, гуляют и с глазу на глаз беседуют с незнакомыми молодыми женщинами… наряженны­ми в модные бальные костюмы, не всегда отличающиеся должной скромностью»158. Решением комитета проведение балов и танцевальных вечеров в корпусах было запрещено. Часть военных педагогов сочла такую меру слишком строгой. В адрес Главного управления поступил ряд писем с просьбой отменить запрет, что и было сделано в 1898 г.
Мемуары вып)^скника Псковского корпуса А. Булгакова содержат яркую картину корпусного бала. «Три раза в году, — пишет он, — на масленицу, 14 ноября и 16 декабря, бывали балы, привлекавшие массу гостей… Помещения 1-й и 2-й рот превращались в артистически убранные танцевальные залы, каждый со своим оркестром от стоявших в Пскове полков, классы же превращались в гостиные разных эпох и стилей, в зимние сады со множеством зелени и уютных прохладных уголков, где так хорошо и приятно было отдохнуть, а то и поухаживать. В спальнях устраивались буфеты с изобилием разных бутербродов, пирожных, фруктов и прохладительных напитков. В дни балов квартиры воспитателей опустошались, мебель их перетаскивалась в здание корпуса для украшений гостиных»159.
Наряду с привычкой к воздержанности педагоги всемерно воспитывали у кадет трудолюбие. В первую очередь пбд трудом подразумевалась, конечно, учёба. Но, кроме того, дети должны были держать в порядке свои вещи, самостоя­тельно чистить и иногда ремонтировать обмундирование. Во всех кадетских корпусах имелись также столярные и пере­плётные мастерские, в которых кадеты обучались ремёслам.
15* Из журналов Педагогического комитета Главного управления военно-учебных заведений // Педагогический сборник. 1893. № 7. С. 68.
159 Булгаков А. В. Материалы для истории Псковского кадетского корпуса // Досуг кадета-псковича. Париж, 1957. С. 21—22.
Псковский кадетский корпус прославился своей гравироваль­ной мастерской. Литографии, выполненные кадетом А. Горо­децким (5-й класс), в 1885 г. заслужили высокую оценку Главного управления военно-учебных заведений. «Инструк­ция по воспитательной части» также считала весьма полезным привлечение кадет к работе в саду, разбивке клумб и газонов. При этом подчёркивалось, что воспитание трудолюбия дол­жно быть свободно от «развития в юношах меркантильного направления». «Инструкция» строго запрещала продавать изделия кадетских мастерских и даже выставлять на их благотворительные аукционы.
Большое значение придавалось формированию у воспи­танников благородного отношения к женщине. Любимицами псковских кадет были ученицы Мариинской женской гимна­зии, которая располагалась как раз напротив корпуса. М. А. Зайцев, будучи уже взрослым челрвеком, в далёкой эмиграции, вспоминал о переживаниях юности: «Редко поса­женные вдоль ажурной решётки плаца деревья и кусты боярышника позволяли видеть улицу. Выходящие из широ­ких дверей женской гимназии… гимназистки привлекали наше внимание. Одна из них особенно заинтересовала меня лёгко­стью и грациозностью движений… Часы вечерних занятий, свободное время, всё было занято мыслями о виденной днём незнакомке… О милая юность, как немного надо, чтобы сильнее забилось твоё сердце»160. Вообще воспоминания кадет о гимназистках носят подчёркнуто романтический, светлый характер.
При этом во всех корпусах педагоги тщательно следили, чтобы кадеты соблюдали «установленные людьми чести границы». Характеризуя одного из воспитанников, А. Винте­ра, переходившего из Псковского корпуса в Александровс­кий, офицер-воспитатель отметил: «Отличительной чертою… его характера может служить сильная влюбчивость». Встре­воженная администрация Александровского корпуса немед­ленно обратилась с требованием разъяснить, на каких фактах основывается такой отзыв. В ответном письме сообщалось,
160 Зайцев М. А. Из воспоминаний юности // Досуг кадета-псковича. Париж, 1957. С. 95
что офицером-воспитателем было случайно обнаружен чер­новик письма Винтера к некой Любочке, «из которого очевид­но, что она уже не первая его любовь»161. К этому сообщению прилагалось и письмо кадета, «преступные» фразы в котором директор лично подчеркнул красным карандашом162.
Такая щепетильность, однако, была присуща только по отношению к женщинам «своего» круга. Парадоксально, но администрация большинства корпусов смотрела сквозь паль­цы на встречи кадет старшего возраста со жрицами любви. Воспитанник Нижегородского корпуса А. Спиридович вспо­минал, как он и его товарищи ходили в «некоторое учрежде­ние», где «барышни были молодые, весёлые, брали пустя­ки…»163.
Не слишком строго карались подобные проступки и в Псковском корпусе. В отчёте офицера-воспитателя за 1884— 1885 учебный год сообщается, что кадет 5-го класса А. Фаб­рициус «в отпуску на сырной неделе в компании со сверстни­ком (воспитанником классической гимназии. —A.M.) посетил Торговые ряды, где имел сношение с публичной женщи­ной»1611. За этот проступок кадет был лишён нескольких очередных отпусков в город. Для сравнения можно отметить, что точно так же были наказаны одноклассники Фабрициуса — А. Крыгин, который, желая спасти курившего товарища, спрятал у себя его портсигар, и В. Андреянов, виновный лишь в том, что, «будучи в отпуску, на прогулке, остановил и обнял проходившую горничную»165. За дерзкий ответ офицеру-воспитателю наказывали гораздо строже.
Встречаются в отчётах офицеров-воспитателей и протоко­лах заседаний Педагогического комитета корпуса и сведения о кадетах, замеченных в хранении литературы «цинического содержания», порнографических картинок и фотографий. Борьба с нарушениями нравственности не ограничивалась, однако, одними лишь преследованиями и изобличениями. В
161  РГВИА. Ф. 672. Оп. 1. Д. 445. Л. 77.
162  Там же. Л. 78.
163  Спиридович А. А. Записки жандарма. М., 1991. С. 17.
ш ГАПО. Ф   Псковского кадетского корпуса. Оп. 1. Д. 62. Л. 94. 165 Там же. Л. 96.
начале XX в. в Псковском корпусе стали регулярно прово­диться беседы «нравственного» содержания. В «Периодичес­ких отчётах офицеров-воспитателей» за 1907—1908 учебный год есть упоминание о разборе с кадетами 7-го класса статьи «О половой жизни»166. Это свидетельствует о том, что к этому времени было преодолено негативное отношение к просвеще­нию юношей в интимной сфере, характерное для 1880—90-х годов. Сходные выводы позволяют сделать документы Ор­ловского и Полоцкого корпусов.
«Инструкция по воспитательной части» рекомендовала служившим в корпусах педагогам содействовать «возможно­му развитию в воспитанниках… любви и вкуса к прекрасному и возвышенному в природе и искусстве»167. Большую роль в выполнении этой задачи играли проводившиеся во всех корпусах занятия музыкой, танцами, рисованием. Цели эсте­тического воспитания служили также регулярно проводивши­еся экскурсии. Уже упоминавшийся М. Зайцев вспоминал: «Так называемые «дальние» воскресные прогулки знакомили нас с сельским хозяйством и жизнью крестьян. Знакомили с прекрасным зодчеством русских православных церквей Пско-во-Новгородского и более северного стилей, а также с иконо­писью. Они вызывали много хороших чувств, связанных с прочитанными книгами исторического характера»168.
Все направления воспитательной работы в кадетских корпусах (формирование стремления к военной службе, това­рищества, дисциплинированности, инициативности и т. д.) были подчинены основополагающему принципу, который может быть выражен известной формулой «За Веру, Царя и Отечество». Раскрывая основную задачу кадетских корпу­сов, генерал-лейтенант А. Д. Бутовский на 1-м съезде офице­ров-воспитателей подчёркивал: «Мы должны готовить для нашей армии молодых людей… заботливо воспитанных в религиозно-нравственном отношении, с прочно установив-
166  Там же. Д. 154. Л. 26 об.


Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Опубликовано 21 Сентябрь 2010 в рубрике Обаяние мундира

Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:
  • Заключение
  • Последние годы Псковского кадетского корпуса
  • Псковский край — жемчужина России!


  • Новое на сайте:

  • Рекомендации по выбору стиральной машины автомат и продлению ее срока службы
  • Как выбрать блок-хаус?
  • В Пскове началось историческое ориентирование
  • Изучение истории Псковского края в послереволюционный период
  • Рыбное хозяйство Псковской губернии.