Педагогика по-кадетски
организованные самими кадетами, танцевальные вечера. Последние, впрочем, вызывали у педагогов большое сомнение. Весной 1893 г. в Петербурге состоялось заседание Педагогического комитета Главного управления военно-учебных заведений, участники которого говорили о вреде танцевальных вечеров, когда кадеты «танцуют, гуляют и с глазу на глаз беседуют с незнакомыми молодыми женщинами… наряженными в модные бальные костюмы, не всегда отличающиеся должной скромностью»158. Решением комитета проведение балов и танцевальных вечеров в корпусах было запрещено. Часть военных педагогов сочла такую меру слишком строгой. В адрес Главного управления поступил ряд писем с просьбой отменить запрет, что и было сделано в 1898 г.
Мемуары вып)^скника Псковского корпуса А. Булгакова содержат яркую картину корпусного бала. «Три раза в году, — пишет он, — на масленицу, 14 ноября и 16 декабря, бывали балы, привлекавшие массу гостей… Помещения 1-й и 2-й рот превращались в артистически убранные танцевальные залы, каждый со своим оркестром от стоявших в Пскове полков, классы же превращались в гостиные разных эпох и стилей, в зимние сады со множеством зелени и уютных прохладных уголков, где так хорошо и приятно было отдохнуть, а то и поухаживать. В спальнях устраивались буфеты с изобилием разных бутербродов, пирожных, фруктов и прохладительных напитков. В дни балов квартиры воспитателей опустошались, мебель их перетаскивалась в здание корпуса для украшений гостиных»159.
Наряду с привычкой к воздержанности педагоги всемерно воспитывали у кадет трудолюбие. В первую очередь пбд трудом подразумевалась, конечно, учёба. Но, кроме того, дети должны были держать в порядке свои вещи, самостоятельно чистить и иногда ремонтировать обмундирование. Во всех кадетских корпусах имелись также столярные и переплётные мастерские, в которых кадеты обучались ремёслам.
15* Из журналов Педагогического комитета Главного управления военно-учебных заведений // Педагогический сборник. 1893. № 7. С. 68.
159 Булгаков А. В. Материалы для истории Псковского кадетского корпуса // Досуг кадета-псковича. Париж, 1957. С. 21—22.
Псковский кадетский корпус прославился своей гравировальной мастерской. Литографии, выполненные кадетом А. Городецким (5-й класс), в 1885 г. заслужили высокую оценку Главного управления военно-учебных заведений. «Инструкция по воспитательной части» также считала весьма полезным привлечение кадет к работе в саду, разбивке клумб и газонов. При этом подчёркивалось, что воспитание трудолюбия должно быть свободно от «развития в юношах меркантильного направления». «Инструкция» строго запрещала продавать изделия кадетских мастерских и даже выставлять на их благотворительные аукционы.
Большое значение придавалось формированию у воспитанников благородного отношения к женщине. Любимицами псковских кадет были ученицы Мариинской женской гимназии, которая располагалась как раз напротив корпуса. М. А. Зайцев, будучи уже взрослым челрвеком, в далёкой эмиграции, вспоминал о переживаниях юности: «Редко посаженные вдоль ажурной решётки плаца деревья и кусты боярышника позволяли видеть улицу. Выходящие из широких дверей женской гимназии… гимназистки привлекали наше внимание. Одна из них особенно заинтересовала меня лёгкостью и грациозностью движений… Часы вечерних занятий, свободное время, всё было занято мыслями о виденной днём незнакомке… О милая юность, как немного надо, чтобы сильнее забилось твоё сердце»160. Вообще воспоминания кадет о гимназистках носят подчёркнуто романтический, светлый характер.
При этом во всех корпусах педагоги тщательно следили, чтобы кадеты соблюдали «установленные людьми чести границы». Характеризуя одного из воспитанников, А. Винтера, переходившего из Псковского корпуса в Александровский, офицер-воспитатель отметил: «Отличительной чертою… его характера может служить сильная влюбчивость». Встревоженная администрация Александровского корпуса немедленно обратилась с требованием разъяснить, на каких фактах основывается такой отзыв. В ответном письме сообщалось,
160 Зайцев М. А. Из воспоминаний юности // Досуг кадета-псковича. Париж, 1957. С. 95
что офицером-воспитателем было случайно обнаружен черновик письма Винтера к некой Любочке, «из которого очевидно, что она уже не первая его любовь»161. К этому сообщению прилагалось и письмо кадета, «преступные» фразы в котором директор лично подчеркнул красным карандашом162.
Такая щепетильность, однако, была присуща только по отношению к женщинам «своего» круга. Парадоксально, но администрация большинства корпусов смотрела сквозь пальцы на встречи кадет старшего возраста со жрицами любви. Воспитанник Нижегородского корпуса А. Спиридович вспоминал, как он и его товарищи ходили в «некоторое учреждение», где «барышни были молодые, весёлые, брали пустяки…»163.
Не слишком строго карались подобные проступки и в Псковском корпусе. В отчёте офицера-воспитателя за 1884— 1885 учебный год сообщается, что кадет 5-го класса А. Фабрициус «в отпуску на сырной неделе в компании со сверстником (воспитанником классической гимназии. —A.M.) посетил Торговые ряды, где имел сношение с публичной женщиной»1611. За этот проступок кадет был лишён нескольких очередных отпусков в город. Для сравнения можно отметить, что точно так же были наказаны одноклассники Фабрициуса — А. Крыгин, который, желая спасти курившего товарища, спрятал у себя его портсигар, и В. Андреянов, виновный лишь в том, что, «будучи в отпуску, на прогулке, остановил и обнял проходившую горничную»165. За дерзкий ответ офицеру-воспитателю наказывали гораздо строже.
Встречаются в отчётах офицеров-воспитателей и протоколах заседаний Педагогического комитета корпуса и сведения о кадетах, замеченных в хранении литературы «цинического содержания», порнографических картинок и фотографий. Борьба с нарушениями нравственности не ограничивалась, однако, одними лишь преследованиями и изобличениями. В
161 РГВИА. Ф. 672. Оп. 1. Д. 445. Л. 77.
162 Там же. Л. 78.
163 Спиридович А. А. Записки жандарма. М., 1991. С. 17.
ш ГАПО. Ф Псковского кадетского корпуса. Оп. 1. Д. 62. Л. 94. 165 Там же. Л. 96.
начале XX в. в Псковском корпусе стали регулярно проводиться беседы «нравственного» содержания. В «Периодических отчётах офицеров-воспитателей» за 1907—1908 учебный год есть упоминание о разборе с кадетами 7-го класса статьи «О половой жизни»166. Это свидетельствует о том, что к этому времени было преодолено негативное отношение к просвещению юношей в интимной сфере, характерное для 1880—90-х годов. Сходные выводы позволяют сделать документы Орловского и Полоцкого корпусов.
«Инструкция по воспитательной части» рекомендовала служившим в корпусах педагогам содействовать «возможному развитию в воспитанниках… любви и вкуса к прекрасному и возвышенному в природе и искусстве»167. Большую роль в выполнении этой задачи играли проводившиеся во всех корпусах занятия музыкой, танцами, рисованием. Цели эстетического воспитания служили также регулярно проводившиеся экскурсии. Уже упоминавшийся М. Зайцев вспоминал: «Так называемые «дальние» воскресные прогулки знакомили нас с сельским хозяйством и жизнью крестьян. Знакомили с прекрасным зодчеством русских православных церквей Пско-во-Новгородского и более северного стилей, а также с иконописью. Они вызывали много хороших чувств, связанных с прочитанными книгами исторического характера»168.
Все направления воспитательной работы в кадетских корпусах (формирование стремления к военной службе, товарищества, дисциплинированности, инициативности и т. д.) были подчинены основополагающему принципу, который может быть выражен известной формулой «За Веру, Царя и Отечество». Раскрывая основную задачу кадетских корпусов, генерал-лейтенант А. Д. Бутовский на 1-м съезде офицеров-воспитателей подчёркивал: «Мы должны готовить для нашей армии молодых людей… заботливо воспитанных в религиозно-нравственном отношении, с прочно установив-
166 Там же. Д. 154. Л. 26 об.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
Опубликовано 21 Сентябрь 2010 в рубрике Обаяние мундира
Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:Новое на сайте: