Город Дно — районный центр Псковской области. Он появился в начале XX века на перекрестке желез­ных дорог. За годы Советской власти город стал круп­ным транспортным узлом Северо-Запада нашей страны.
Журналист и краевед С. Е. Мельников рассказы­вает о некоторых знаменательных исторических собы­тиях, происходивших в этих местах, о сегодняшнем дне. города и района.

Город Дно —крупная станция, расположенная на пере­селении железных дорог Ленинград — Витебск и Боло­гое — Псков.
…Я люблю стоять ночью на пешеходном мосту, пе­рекинутом над многочисленными путями, слушать и на­блюдать жизнь железнодорожной станции. Негромко погукивают маневровые тепловозы. От вагона к вагону бежит стук буферов стронутого с места состава. По ра­дио переговариваются дежурный по станции, диспетчер и составители поездов.
Вот в темноте ночи на западе появляется свет про­жектора. Он быстро приближается, и под твоими нога­ми на тихом уже ходу проплывает поезд, груженный всякой всячиной. А немного левее набирает ход другой, спешащий на юг.
У вокзала останавливается скорый пассажирский. Уже поздно, и на перрон выходят только те из пасса­жиров, что ехали до Дно. В вагоны торопятся другие Недолгая суета, и через несколько минут поезд проплы­вает под мостом. Кое-где в окошках видны лица любо­пытствующих пассажиров-полуночников, но большинст­во окон задернуто занавесками: час поздний и люди в вагонах спят.
По тропинке к локомотивному депо шагает бригада тепловозников —их только что вызвали в поездку Зву­чит негромкий разговор, который хорошо слышен, (не­смотря иа непрекращающиеся радиопереговоры дежур­ного .с диспетчером. Но вот бригада удаляется, я опять слышится размеренный шум станции.
С моста хорошо видно, что темнота над городом не­густая, he рассеивает свет перронных и уличных фона-реи, прожекторы тепловозов. Я таю, что ночью свет над Дно виден из каждой деревин в радиусе пятнадца­ти километров. В зимние морозные ночи далеко разно­сятся сдержанные, тугие гудки тепловозов
Размеренный шум ночной станции навевает мысли о дальней дороге, о маленьких полустанках и больших
городах. Можно представить, как властно зовет этот шум дновских мальчишек и девчонок, как много дновцев посвятили свою жизнь железной дороге и как многим обязан ей сам город. Железная дорога сделала Дно го­родом и определила его облик, его специализацию. Пе­реплетения рельсовых путей, множество составов, локо­мотивное депо, вокзал с высоким шпилем, этот пеше­ходный мост над рельсами — все от железной дороги. Дом культуры имени Дзержинского — железнодорож­ный, три школы из пяти — железнодорожные, стадион, конечно же, называется «Локомотив»…
Вокзал, похожий на многоэтажные дома, построен­ные в ‘середине пятидесятых годов, стал символом горо­да. На десятки метров в высоту поднял он свой шпиль, на котором укреплен герб Советского Союза. Зданием любуютсяг транзитные пассажиры. Издалека открывает­ся вокзал машинистам тепловозов.
Железная дорога делит город «а две части — -север­ную и южную. Облик южной части определяют десятки трех-, четырех- и пятиэтажных домов. Есть такие дома и в северной части. Но равнинный этот городок разно­лик, и если отойти от железной дороги всего на кило­метр, он открывается с другой стороны. Сразу стано­вится видно, что железная дорога не отгородила его от природы и деревянные домики в яблоневых садах со­седствуют с полем и лесом. Узкие тротуары улочек за­сыпаны шлаком, которым еще недавно город в изоби­лии снабжало депо. Проезжая часть улиц асфальтиро­вана. Тем не менее в июне и июле вдоль канав, как в деревне, сушится сено для сохранившихся еще на окра­инах буренок. По улочкам бродят куры, в канавах и не­больших прудочках-копанцах плавают утки и гуси. Вес­ной во всех двориках жужжат пилы — идет заготовка дров. К сарайчикам и заборам прислоняются причудли­вые поленницы, или «костры», как называют их в Дно.
В мае, в пору цветения яблонь, над окраинными улица­ми плывут дымки: в садах жгут костры, чтобы защитить цвет от заморозков.
Среди таких деревянных домиков очень заметны кор­пуса промышленных предприятий—16-го цеха ленин­градского объединения «Электросила», молокозавода… Есть в городе промкомбинат и комбинат бытового об­служивания. Все это предприятия-«противовесы» — здесь работают те, кто не занят на железной дороге. Предприятия эти небольшие. Возможно, когда будут электрифицированы прилегающие железные дороги, го-роду~ железнодорожников придется несколько изменить специализацию. Он уже готовится к этому, строит за­вод стальных конструкций. А пока основную часть ра­бочей силы забирает дорога.
Стадёйшее предприятие Дно — локомотивное депо: его начали строить в 1894 году. Свыше шестидесяти лет сначала железнодорожный поселок, а потом и город жили по деповскому гудку. Здесь, в депо, закалялись дновские пролетарии. Тут проходили первые забастовки мастеровых. Деповские первыми из дновцев отправи­лись на царскую каторгу за политические выступления. Из ворот депо уходили на фронты гражданской войны бронепоезда. Здесь появились первые в Дно стахановцы и орденоносцы.
В одной .из комнат производственного корпуса рас­положен деповский музей. Здесь «хозяйничают» старые рабочие и служащие Сергей Васильевич Федотов, Яков Матвеевич Иванов, Владимир Иванович Миронов и дру­гие. На стендах и в витринах расположены материалы, рассказывающие об истории депо и города.
Наш школьный учитель истории Сергей Михайлович Алексеев говорил: «Если шутники подсмеиваются над названием нашего города, терпеливо улыбайтесь: имя как имя, оно пришло к нам через века. Но если станут
Смеяться над городом, Защищайте его: Дно в историй известен». И учитель рассказывал нам о забастовках 1905 года, о том, как в марте 1917-го дноацы задержали дарений поезд, стремившийся прорваться в Петроград, как сдерживали в августе того же года эшелоны гене­рала Корнилова, когда его дивизии двигались для по­давления революционных сил >в столице.
О характере дновцев рассказывают трудовые и рат­ные подвиги лучших сынов и дочерей города. Вот имена семерых из них: А. К- Антюненко, А. А. Бисениек, М. И. Васильев, В. И. Зиновьев, В. С. Омельянюк, В. Я. Пет­ров, Н. Я- Сиротин. Все они погибли в боях за свободу Отчизны.
Алексей Касьянович Аитоненко, слесарь паровозного депо, в начале тридцатых годов стал летчиком. Еще до Великой Отечественной ©ойны заслужил орден Ленина, был награжден медалью «За отвагу». Уже на второй день войны он сбил над полуостровом Ханко фашист­ский самолет и в дальнейшем увеличивал свой счет. В первых числах июля Амтоненко один вел бой с два­дцатью истребителями врага—один сбил и два повре­дил. 14 июля 1941 года Указом Президиума Верховного Совета СССР ему было присвоено звание Героя Совет­ского Союза. В одном из неравных боев А. К. Антонен-ко погиб.
Два долгих года во время фашистской оккупации возглавляла дновское подполье служащая железной до­роги Анастасия Александровна Бисеииек. Подпольщики вели разведку, проводили диверсии, распространяли ли-стов’ки… В 1943 году А. А. Биоевиек была схвачена фа­шистами. Ее пытали, но «подпольщица дикого не выдала. Мужественная патриотка была расстреляна в Заполян-ском лагере смерти под Порховом. Звание Героя Со­ветского Союза дновской железнодорожнице было при­своено 22 года спустя.
Машинист Михаил Иванович Васильев стал танки­стом, оборонял Ленинград. Во время Ясско-Кишинев-ской операции в 1944 году он с четырьмя танками во­рвался в город Хуши. Экипаж командирской машины уничтожил 4 танка врага, 75 его автомашин я около 350 солдат. Танковая рота М. И. Васильева захватила переправу через .реку Серет и этим позволила нашим войскам продолжать наступление. Позже танкист погиб. Звание Героя Советского Союза М. И. Васильеву было присвоено 24 ‘марта 1945 года.
Василий Иванович Зиновьев до войны работал пред­седателем Дновского райисполкома. Когда немецкие войска оккупировали район, он возглавил дновокии пар-

http://yelp.su/ очистители и увлажнители воздуха shteinbiz.


Страницы: 1 2

Опубликовано 22 Сентябрь 2010 в рубрике Город Дно

Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:
  • ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ КОЛОННЫ ОСОБОГО РЕЗЕРВА
  • ПСКОВСКИЕ ПРИГОРОДЫ. ОСТРОВ
  • ДНО И ДЕДОВИЧИ


  • Новое на сайте:

  • Рекомендации по выбору стиральной машины автомат и продлению ее срока службы
  • Как выбрать блок-хаус?
  • В Пскове началось историческое ориентирование
  • Изучение истории Псковского края в послереволюционный период
  • Рыбное хозяйство Псковской губернии.