ПЕРЕКРЕСТОК ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
Город Дно — районный центр Псковской области. Он появился в начале XX века на перекрестке железных дорог. За годы Советской власти город стал крупным транспортным узлом Северо-Запада нашей страны.
Журналист и краевед С. Е. Мельников рассказывает о некоторых знаменательных исторических событиях, происходивших в этих местах, о сегодняшнем дне. города и района.
Город Дно —крупная станция, расположенная на переселении железных дорог Ленинград — Витебск и Бологое — Псков.
…Я люблю стоять ночью на пешеходном мосту, перекинутом над многочисленными путями, слушать и наблюдать жизнь железнодорожной станции. Негромко погукивают маневровые тепловозы. От вагона к вагону бежит стук буферов стронутого с места состава. По радио переговариваются дежурный по станции, диспетчер и составители поездов.
Вот в темноте ночи на западе появляется свет прожектора. Он быстро приближается, и под твоими ногами на тихом уже ходу проплывает поезд, груженный всякой всячиной. А немного левее набирает ход другой, спешащий на юг.
У вокзала останавливается скорый пассажирский. Уже поздно, и на перрон выходят только те из пассажиров, что ехали до Дно. В вагоны торопятся другие Недолгая суета, и через несколько минут поезд проплывает под мостом. Кое-где в окошках видны лица любопытствующих пассажиров-полуночников, но большинство окон задернуто занавесками: час поздний и люди в вагонах спят.
По тропинке к локомотивному депо шагает бригада тепловозников —их только что вызвали в поездку Звучит негромкий разговор, который хорошо слышен, (несмотря иа непрекращающиеся радиопереговоры дежурного .с диспетчером. Но вот бригада удаляется, я опять слышится размеренный шум станции.
С моста хорошо видно, что темнота над городом негустая, he рассеивает свет перронных и уличных фона-реи, прожекторы тепловозов. Я таю, что ночью свет над Дно виден из каждой деревин в радиусе пятнадцати километров. В зимние морозные ночи далеко разносятся сдержанные, тугие гудки тепловозов
Размеренный шум ночной станции навевает мысли о дальней дороге, о маленьких полустанках и больших
городах. Можно представить, как властно зовет этот шум дновских мальчишек и девчонок, как много дновцев посвятили свою жизнь железной дороге и как многим обязан ей сам город. Железная дорога сделала Дно городом и определила его облик, его специализацию. Переплетения рельсовых путей, множество составов, локомотивное депо, вокзал с высоким шпилем, этот пешеходный мост над рельсами — все от железной дороги. Дом культуры имени Дзержинского — железнодорожный, три школы из пяти — железнодорожные, стадион, конечно же, называется «Локомотив»…
Вокзал, похожий на многоэтажные дома, построенные в ‘середине пятидесятых годов, стал символом города. На десятки метров в высоту поднял он свой шпиль, на котором укреплен герб Советского Союза. Зданием любуютсяг транзитные пассажиры. Издалека открывается вокзал машинистам тепловозов.
Железная дорога делит город «а две части — -северную и южную. Облик южной части определяют десятки трех-, четырех- и пятиэтажных домов. Есть такие дома и в северной части. Но равнинный этот городок разнолик, и если отойти от железной дороги всего на километр, он открывается с другой стороны. Сразу становится видно, что железная дорога не отгородила его от природы и деревянные домики в яблоневых садах соседствуют с полем и лесом. Узкие тротуары улочек засыпаны шлаком, которым еще недавно город в изобилии снабжало депо. Проезжая часть улиц асфальтирована. Тем не менее в июне и июле вдоль канав, как в деревне, сушится сено для сохранившихся еще на окраинах буренок. По улочкам бродят куры, в канавах и небольших прудочках-копанцах плавают утки и гуси. Весной во всех двориках жужжат пилы — идет заготовка дров. К сарайчикам и заборам прислоняются причудливые поленницы, или «костры», как называют их в Дно.
В мае, в пору цветения яблонь, над окраинными улицами плывут дымки: в садах жгут костры, чтобы защитить цвет от заморозков.
Среди таких деревянных домиков очень заметны корпуса промышленных предприятий—16-го цеха ленинградского объединения «Электросила», молокозавода… Есть в городе промкомбинат и комбинат бытового обслуживания. Все это предприятия-«противовесы» — здесь работают те, кто не занят на железной дороге. Предприятия эти небольшие. Возможно, когда будут электрифицированы прилегающие железные дороги, го-роду~ железнодорожников придется несколько изменить специализацию. Он уже готовится к этому, строит завод стальных конструкций. А пока основную часть рабочей силы забирает дорога.
Стадёйшее предприятие Дно — локомотивное депо: его начали строить в 1894 году. Свыше шестидесяти лет сначала железнодорожный поселок, а потом и город жили по деповскому гудку. Здесь, в депо, закалялись дновские пролетарии. Тут проходили первые забастовки мастеровых. Деповские первыми из дновцев отправились на царскую каторгу за политические выступления. Из ворот депо уходили на фронты гражданской войны бронепоезда. Здесь появились первые в Дно стахановцы и орденоносцы.
В одной .из комнат производственного корпуса расположен деповский музей. Здесь «хозяйничают» старые рабочие и служащие Сергей Васильевич Федотов, Яков Матвеевич Иванов, Владимир Иванович Миронов и другие. На стендах и в витринах расположены материалы, рассказывающие об истории депо и города.
Наш школьный учитель истории Сергей Михайлович Алексеев говорил: «Если шутники подсмеиваются над названием нашего города, терпеливо улыбайтесь: имя как имя, оно пришло к нам через века. Но если станут
Смеяться над городом, Защищайте его: Дно в историй известен». И учитель рассказывал нам о забастовках 1905 года, о том, как в марте 1917-го дноацы задержали дарений поезд, стремившийся прорваться в Петроград, как сдерживали в августе того же года эшелоны генерала Корнилова, когда его дивизии двигались для подавления революционных сил >в столице.
О характере дновцев рассказывают трудовые и ратные подвиги лучших сынов и дочерей города. Вот имена семерых из них: А. К- Антюненко, А. А. Бисениек, М. И. Васильев, В. И. Зиновьев, В. С. Омельянюк, В. Я. Петров, Н. Я- Сиротин. Все они погибли в боях за свободу Отчизны.
Алексей Касьянович Аитоненко, слесарь паровозного депо, в начале тридцатых годов стал летчиком. Еще до Великой Отечественной ©ойны заслужил орден Ленина, был награжден медалью «За отвагу». Уже на второй день войны он сбил над полуостровом Ханко фашистский самолет и в дальнейшем увеличивал свой счет. В первых числах июля Амтоненко один вел бой с двадцатью истребителями врага—один сбил и два повредил. 14 июля 1941 года Указом Президиума Верховного Совета СССР ему было присвоено звание Героя Советского Союза. В одном из неравных боев А. К. Антонен-ко погиб.
Два долгих года во время фашистской оккупации возглавляла дновское подполье служащая железной дороги Анастасия Александровна Бисеииек. Подпольщики вели разведку, проводили диверсии, распространяли ли-стов’ки… В 1943 году А. А. Биоевиек была схвачена фашистами. Ее пытали, но «подпольщица дикого не выдала. Мужественная патриотка была расстреляна в Заполян-ском лагере смерти под Порховом. Звание Героя Советского Союза дновской железнодорожнице было присвоено 22 года спустя.
Машинист Михаил Иванович Васильев стал танкистом, оборонял Ленинград. Во время Ясско-Кишинев-ской операции в 1944 году он с четырьмя танками ворвался в город Хуши. Экипаж командирской машины уничтожил 4 танка врага, 75 его автомашин я около 350 солдат. Танковая рота М. И. Васильева захватила переправу через .реку Серет и этим позволила нашим войскам продолжать наступление. Позже танкист погиб. Звание Героя Советского Союза М. И. Васильеву было присвоено 24 ‘марта 1945 года.
Василий Иванович Зиновьев до войны работал председателем Дновского райисполкома. Когда немецкие войска оккупировали район, он возглавил дновокии пар-
Самая актуальная информация северное кладбище цены тут.
Страницы: 1 2
Опубликовано 22 Сентябрь 2010 в рубрике Город Дно
Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:Новое на сайте: