Первый индустриальный цикл в России начался в связи с бурным развитием текстильной промышленности. Текстильная промышленность стимулировала развитие других отраслей, например, транспорт, металлообработку, сельское хозяйство. Возникло индустриальное производство — крупные текстиль­ные фабрики в Москве, Санкт-Петербурге. Выросли капиталь­ные вложения в текстильное производство и связанные с ним отрасли.
С конца 30-х — начала 40-х годов XIX века в Псковской гу­бернии резко ускорилось развитие льнообрабатывающей промышленности. При обработке льна начали применяться ма­шины. Производство приобрело индустриальный характер.
Экономический подъем первого индустриального цикла до­катился до Псковской губернии примерно на десять лет позже его начала в крупных производственных центрах России. Одна-
ко к концу 30-х годов XIX века лыюобработка стала ведущей отраслью промышленности. В губернии сложились крупные центры переработки льна. Главными из них были Псков и посе­лок Сольцы (ныне Новгородская область).
Рост льняной промышленности был довольно интенсивным. Так, в 1849 году в Пскове было только 5 льняных завода, а спу­стя 8 лет, в 1857 году, их было уже 14. В губернии возникло не­сколько полотняных фабрик: в селе Устье Порховского уезда, в селе Тригорском Опочецкого уезда, а также две суконные фабрики в Пскове. Таким образом, за очень короткий период количество предприятий текстильной промышленности увели­чилось почти в три раза.
Возникли производства, которые были тесно связаны с тек­стильной промышленностью, например, красильные, синиль­ные, войлочные, канатопрядильные.
Рост льняной промышленности ускорил развитие сельского хозяйства. В губернии были выведены сорта льна, которые дава­ли качественное волокно. Для многих крестьянских хозяйств выращивание льна стало главной статьей дохода.
В конце XIX века ежегодный вывоз льна из России за границу составлял более 24 тысяч тонн. Псковская губерния да­вала 53% этого объема.
Экономический подъем ускорил развитие других производств. В 1850 году в губернии появились несколько не­больших бумажных фабрик. Наиболее крупное бумажное производство было в городе Печоры и в селе Краснополец Холм-ского уезда (ныне Новгородская область).
В Вязовской волости Великолукского уезда был развит ще­тинный промысел. Крестьяне этого уезда в зимнее время по всей России скупали щетину и поставляли ее на щетинные заводы. Только в Великих Луках было 6 щетинных заводов.
На местных месторождениях глин были созданы кирпичные, кафельные, изразцовые заводики. Появилось в гу­бернии несколько стекольных заводов. Стекольный завод в по­селке Красный Луч Бежаницкого района работает и в настоящее время. Он производит сигнальные фонари для светофоров, авиа­ции, железнодорожного транспорта, обеспечивая ими всю Рос­сию.
В 1857 году в России было создано акционерное общество, которое начало строительство железной дороги Санкт-Пе­тербург — Варшава. Значительная доля в капитале этого обще­ства принадлежала акционерам из Франции. В феврале 1859 го­да в Псков прибыл первый поезд из Санкт-Петербурга. Об этом событии восторженно писали все губернские газеты. Железная дорога оживила экономику, увеличился объем перевозки то­варов. Только за первые десять лет после ее строительства вывоз льна из губернии возрос в десять раз.
Таким образом, первый индустриальный цикл в Псковской губернии вызвал бурное развитие льняной промышленности, сельского хозяйства и других отраслей, ориентированных на ме­стный рынок. Кожевенная промышленность перестала быть главной отраслью в экономике Псковской губернии, и ее место заняла льняная промышленность.
Однако к 1880 году развитие льняной промышленности за­медлилось. Появились трудности со сбытом продукции. Для дальнейшего развития льняного производства в Псковской гу­бернии был необходим удобный доступ к морским портам Прибалтики.
ВТОРОЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ЦИКЛ (1880-1930 ГОДЫ)
Этот индустриальный цикл связывают с широким развитием железнодорожного строительства. В это время воз­никли крупные акционерные компании, которые занялись строительством железных дорог в России. Строительство желез­ных дорог требовало много металла, а значит, ускорилось развитие металлургии и машиностроения. Бурному росту эконо­мики в этот период способствовали иностранные инвестиции, которые в середине 70-х годов прошлого века буквально хлыну­ли в Россию. Дело в том, что в Европе в это время начался эко­номический спад, а российская экономика была в начале подъ­ема. Возможность получать большие прибыли от инвестиций в производство появилась именно в России.
В 1882 году было начато и в 1889 году закончено строительство железной дороги Псков — Рига. Это дорога обес­печила кратчайший выход псковскому льну к портам Балтии-
ского моря. Расширились экспортные возможности предприятий. Экономика Псковской губернии получила мощ­ный импульс развития.
В 1895 году в России возникло акционерное общество «Мос-ковско-Виндаво-Рыбинская железная дорога». Именно этим ак­ционерным обществом построена большая часть железных дорог Псковской губернии. В 1897 году открыли для движения желез­ную дорогу Псков — Бологое. По этой дороге было установлено сообщение с Москвой. Псковская губерния получила выход на Центральный район России.
Развитие железнодорожного транспорта стимулировало развитие металлообработки, машиностроения, малой метал­лургии. В 1897 году в Пскове был создан литейно-механический завод Штейна (ныне «Псковэлектромаш»). Завод изготовлял на­сосы, паровые котлы, машины для заготовки торфа.
Развивалась деревообрабатывающая промышленность. В Гдовском уезде начала работать спичечная фабрика «Сфинкс*. Спички этой фабрики были известны на всю Россию.
В 1904 году открылось движение по железной дороге Санкт-Петербург-Витебск, через Дно и Новосокольники. Станция Дно стала крупным железнодорожным узлом, и там были построены железнодорожные мастерские, паровозное депо.
В 1906 году вступила в строй Псковская электрическая станция, которая позволила пустить по улицам Пскова трамваи. В том же году открылось движение по линии Москва — Великие Луки — Рига. В самих Великих Луках к тому времени уже были построены крупные железнодорожные мастерские. Они были рассчитаны на ремонт 40 паровозов и 2 тысяч вагонов в год. В мастерских работало более 700 человек. Это было самое крупное промышленное предприятие в Псковской губернии.
В 1915 году, когда уже шла первая мировая война, была построена рокадная (то есть вдоль фронта) железная дорога Гдов—Псков—Полоцк. На строительстве этой дороги работало большое количество солдат. В годы Великой Отечественной вой­ны эта дорога была разобрана немцами, а после войны она не восстанавливалась из-за нерентабельности. Возможно, что те­перь, когда государственная граница России проходит по западной   границе   Псковской   области,   это   направление   вновь приобретет стратегическое значение.
Строительство железных дорог ускорило развитие промышленности Псковской губернии. У городов Псков, Дно, Новосокольники, Великие Луки, Невель появились новые функ­ции — функции железнодорожного узла. Количество промыш­ленных предприятий в губернии резко увеличилось.
— Многие предприятия изменили форму организации. Бели в течение первого индустриального цикла промышленные предприятия принадлежали, главным образом, помещикам, то во втором индустриальном цикле многие заводы преобразовались в акционерные общества. Это происходило по­тому, что для обновления оборудования предприятий требовались большие деньги. Помещики были вынуждены привлекать капитал со стороны. Предприятия преобразовывались в акционерные общества и выпускали ак­ции. Состав собственников расширялся, а предприятия получа­ли деньги для развития.


Страницы: 1 2

Опубликовано 18 Сентябрь 2010 в рубрике Биография Псковщины

Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:
  • ТРЕТИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ЦИКЛ (1930-1958 ГОДЫ)
  • ЧЕТВЕРТЫЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ЦИКЛ (1958-1998 ГОДЫ)
  • СТРОИТЕЛЬСТВО ПСКОВСКИХ УЧАСТКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ


  • Новое на сайте:

  • Для нагревания табака от компании glo
  • Погружение в мир ставок и увлекательного азарта
  • Крем Сустарад: для суставов он станет как целебное зелье
  • Калькутта красочная
  • Сочиняшка: сайт где есть всё для любителей литературы и не только