ПЕРВЫЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ЦИКЛ (1830-1880 ГОДЫ)
Первый индустриальный цикл в России начался в связи с бурным развитием текстильной промышленности. Текстильная промышленность стимулировала развитие других отраслей, например, транспорт, металлообработку, сельское хозяйство. Возникло индустриальное производство — крупные текстильные фабрики в Москве, Санкт-Петербурге. Выросли капитальные вложения в текстильное производство и связанные с ним отрасли.
С конца 30-х — начала 40-х годов XIX века в Псковской губернии резко ускорилось развитие льнообрабатывающей промышленности. При обработке льна начали применяться машины. Производство приобрело индустриальный характер.
Экономический подъем первого индустриального цикла докатился до Псковской губернии примерно на десять лет позже его начала в крупных производственных центрах России. Одна-
ко к концу 30-х годов XIX века лыюобработка стала ведущей отраслью промышленности. В губернии сложились крупные центры переработки льна. Главными из них были Псков и поселок Сольцы (ныне Новгородская область).
Рост льняной промышленности был довольно интенсивным. Так, в 1849 году в Пскове было только 5 льняных завода, а спустя 8 лет, в 1857 году, их было уже 14. В губернии возникло несколько полотняных фабрик: в селе Устье Порховского уезда, в селе Тригорском Опочецкого уезда, а также две суконные фабрики в Пскове. Таким образом, за очень короткий период количество предприятий текстильной промышленности увеличилось почти в три раза.
Возникли производства, которые были тесно связаны с текстильной промышленностью, например, красильные, синильные, войлочные, канатопрядильные.
Рост льняной промышленности ускорил развитие сельского хозяйства. В губернии были выведены сорта льна, которые давали качественное волокно. Для многих крестьянских хозяйств выращивание льна стало главной статьей дохода.
В конце XIX века ежегодный вывоз льна из России за границу составлял более 24 тысяч тонн. Псковская губерния давала 53% этого объема.
Экономический подъем ускорил развитие других производств. В 1850 году в губернии появились несколько небольших бумажных фабрик. Наиболее крупное бумажное производство было в городе Печоры и в селе Краснополец Холм-ского уезда (ныне Новгородская область).
В Вязовской волости Великолукского уезда был развит щетинный промысел. Крестьяне этого уезда в зимнее время по всей России скупали щетину и поставляли ее на щетинные заводы. Только в Великих Луках было 6 щетинных заводов.
На местных месторождениях глин были созданы кирпичные, кафельные, изразцовые заводики. Появилось в губернии несколько стекольных заводов. Стекольный завод в поселке Красный Луч Бежаницкого района работает и в настоящее время. Он производит сигнальные фонари для светофоров, авиации, железнодорожного транспорта, обеспечивая ими всю Россию.
В 1857 году в России было создано акционерное общество, которое начало строительство железной дороги Санкт-Петербург — Варшава. Значительная доля в капитале этого общества принадлежала акционерам из Франции. В феврале 1859 года в Псков прибыл первый поезд из Санкт-Петербурга. Об этом событии восторженно писали все губернские газеты. Железная дорога оживила экономику, увеличился объем перевозки товаров. Только за первые десять лет после ее строительства вывоз льна из губернии возрос в десять раз.
Таким образом, первый индустриальный цикл в Псковской губернии вызвал бурное развитие льняной промышленности, сельского хозяйства и других отраслей, ориентированных на местный рынок. Кожевенная промышленность перестала быть главной отраслью в экономике Псковской губернии, и ее место заняла льняная промышленность.
Однако к 1880 году развитие льняной промышленности замедлилось. Появились трудности со сбытом продукции. Для дальнейшего развития льняного производства в Псковской губернии был необходим удобный доступ к морским портам Прибалтики.
ВТОРОЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ЦИКЛ (1880-1930 ГОДЫ)
Этот индустриальный цикл связывают с широким развитием железнодорожного строительства. В это время возникли крупные акционерные компании, которые занялись строительством железных дорог в России. Строительство железных дорог требовало много металла, а значит, ускорилось развитие металлургии и машиностроения. Бурному росту экономики в этот период способствовали иностранные инвестиции, которые в середине 70-х годов прошлого века буквально хлынули в Россию. Дело в том, что в Европе в это время начался экономический спад, а российская экономика была в начале подъема. Возможность получать большие прибыли от инвестиций в производство появилась именно в России.
В 1882 году было начато и в 1889 году закончено строительство железной дороги Псков — Рига. Это дорога обеспечила кратчайший выход псковскому льну к портам Балтии-
ского моря. Расширились экспортные возможности предприятий. Экономика Псковской губернии получила мощный импульс развития.
В 1895 году в России возникло акционерное общество «Мос-ковско-Виндаво-Рыбинская железная дорога». Именно этим акционерным обществом построена большая часть железных дорог Псковской губернии. В 1897 году открыли для движения железную дорогу Псков — Бологое. По этой дороге было установлено сообщение с Москвой. Псковская губерния получила выход на Центральный район России.
Развитие железнодорожного транспорта стимулировало развитие металлообработки, машиностроения, малой металлургии. В 1897 году в Пскове был создан литейно-механический завод Штейна (ныне «Псковэлектромаш»). Завод изготовлял насосы, паровые котлы, машины для заготовки торфа.
Развивалась деревообрабатывающая промышленность. В Гдовском уезде начала работать спичечная фабрика «Сфинкс*. Спички этой фабрики были известны на всю Россию.
В 1904 году открылось движение по железной дороге Санкт-Петербург-Витебск, через Дно и Новосокольники. Станция Дно стала крупным железнодорожным узлом, и там были построены железнодорожные мастерские, паровозное депо.
В 1906 году вступила в строй Псковская электрическая станция, которая позволила пустить по улицам Пскова трамваи. В том же году открылось движение по линии Москва — Великие Луки — Рига. В самих Великих Луках к тому времени уже были построены крупные железнодорожные мастерские. Они были рассчитаны на ремонт 40 паровозов и 2 тысяч вагонов в год. В мастерских работало более 700 человек. Это было самое крупное промышленное предприятие в Псковской губернии.
В 1915 году, когда уже шла первая мировая война, была построена рокадная (то есть вдоль фронта) железная дорога Гдов—Псков—Полоцк. На строительстве этой дороги работало большое количество солдат. В годы Великой Отечественной войны эта дорога была разобрана немцами, а после войны она не восстанавливалась из-за нерентабельности. Возможно, что теперь, когда государственная граница России проходит по западной границе Псковской области, это направление вновь приобретет стратегическое значение.
Строительство железных дорог ускорило развитие промышленности Псковской губернии. У городов Псков, Дно, Новосокольники, Великие Луки, Невель появились новые функции — функции железнодорожного узла. Количество промышленных предприятий в губернии резко увеличилось.
— Многие предприятия изменили форму организации. Бели в течение первого индустриального цикла промышленные предприятия принадлежали, главным образом, помещикам, то во втором индустриальном цикле многие заводы преобразовались в акционерные общества. Это происходило потому, что для обновления оборудования предприятий требовались большие деньги. Помещики были вынуждены привлекать капитал со стороны. Предприятия преобразовывались в акционерные общества и выпускали акции. Состав собственников расширялся, а предприятия получали деньги для развития.
Страницы: 1 2
Опубликовано 18 Сентябрь 2010 в рубрике Биография Псковщины
Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:Новое на сайте: