ПОДХОДЫ К ОБЩЕСТВЕННОМУ РАЙОНИРОВАНИЮ
Чем сложнее объект исследования, тем более гибкой и мягкой должна быть методика этого исследования. А общество — очень сложный объект изучения. Поэтому при его районировании необходимы специальные приемы, которые придали бы методическим процедурам большую мягкость.
С одним из таких приемов, получившим название метод «плавающих признаков», мы уже познакомились. В экономическом районировании используется определенный набор заранее обусловленных признаков. В районировании общества такие признаки заранее задать нельзя. Создавать единый большой список признаков даже и не нужно, так как иногда границу
района можно провести лишь по 1-2 признакам, эти же признаки в других случаях могут оказаться неиспользуемыми совсем.
И все же можно определить виды рубежей, на которые опирается сетка историко-культурных районов Псковской области. Во-первых, это природные границы. Они вычленяют в сетке районов Лужскую, Судомскую, Бежаницкую возвышенности^ Полистовскую и Ловатскую низменности и им подобные.
Во-вторых, это административные и политические границы. Наиболее устойчивые из них создавали в прошлом довольно существенные этнокультурные барьеры. Например, граница Витебской и Псковской губерний была одновременно этническим рубежом между великороссами и белорусами. Даже после ликвидации административной границы и стирания этнических различий давний рубеж какое-то время разделял два культурных мира: к северу жили скобари, к югу — поляки и кацапы (в память о польско-литовском господстве на протяжении нескольких веков). Со временем эти этнокультурные рубежи стирались. А значит, чем ближе к нашему времени и чем дольше существовали административно-политические границы, тем выше вероятность сохранения связанных с ними этнокультурных различий.
Второй прием общественного районирования следует из отказа от «принципа матрешки», то есть кратности сеток районов и подрайонов^ Традиционное экономическое районирование всегда следовало «принципу матрешки».
Каждый район состоит из нескольких подрайонов, последние делятся еще на несколько микрорайонов и так далее. На каждой более высокой ступеньке иерархии обязательно происходит «вложение» малых районов в большие.
Между тем районирование общества вовсе не следует «принципу матрешки».
Если поставить задачу разделить одну территорию сначала на пять частей, а затем, независимо от предыдущего решения, на 20 или более частей, то дробные части отнюдь не уложатся, словно матрешки, в более крупные: напротив, дробная сетка во многих местах будет рассекать границы более крупной сетки.
В некоторое противоречие входят районы, выделенные по принципу однородности (например, по природным признакам) и по принципу функционального единства (по сфере влияния микроцентров; такие районы называют «узловыми»). Так например, единые по первому принципу Судомская и Бежаниц-кая возвышенности оказываются разделенными на две части, если следовать второму принципу. Чтобы в районной сетке сохранить их единство и одновременно подчеркнуть различия их частей, «обращенных» к разным центрам, мы последуем отказу от «принципа матрешки». Функционально ие связанные части Судомской, Бежаницкой возвышенностей, восточных заболоченных низменностей, Псковско-Чудского приозерья (Обо-зерья) мы объединим, назвав эти однородные по природному признаку образования межрайонными.
Одно из таких межрайонных образований, входящее сразу в три района, ие связано напрямую с природной спецификой, — это Псковско-Чудское приозерье (Обозерье). Положение этих территорий на побережье Псковско-Чудского водоема само по себе ие является районообразующим фактором. Главным признаком служит профессиональная деятельность проживающих здесь людей. Рыболовство является частью образа жизни бережчан (жителей побережья), определяя их культурное своеобразие по сравнению с жителями внутренних сельскохозяйственных районов.
Часто оказывается, что городские поселения, находясь в одном районе, являются центрами («столицами») соседнего района. Такие города и поселки называют межрайонными и внерайонными. Это или центры обслуживания, или центры подготовки кадров, поставки рабочей силы вообще, или места завоза продукции, например, сельскохозяйственного сырья, из соседнего района. Примером такого межрайонного города на Псковщине является Гдов — центр внутреннего сельскохозяйственного района (Гдовщины), одновременно вобравший в себя всю специфику Псковско-Чудского приозерья.
Подобное же явление можно встретить и на более высоких ступеньках иерархии общественных районов. Например, Санкт-Петербург — город одновременно Северной и Центральной России.
С одной стороны Санкт-Петербург относится к Центру России как вторая ее столица, связанная непосредственно с центром ее европейской части. С
другой стороны, город на Неве является аванпортом, морскими воротами освоения Арктики, где находятся важнейшие научные учреждения и музеи по освоению Севера. Город имеет тесные контакты с более северными территориями: Карелией, Кольским полуостровом и другими. Санкт-Петербург является северным городом для москвичей и частью Центральной России — для северян. Его можно охарактеризовать как анклав Центральной России, ставший ее «филиалом» на севере европейской части, к тому же обращенный «лицом» к Западной Европе.
В последнем примере мы вышли на вопрос об уровнях иерархии общественных районов. Как и процедура общественного районирования, иерархия районов должна быть достаточно гибкой. Нужно, чтобы в иерархических уровнях общественных районов нашлось место для территориальных общностей людей разных масштабов и их переходных состояний.
На каждой ступени иерархии районов отдаются приоритеты разным признакам общества. На уровне страны самые крупные единицы — макрорегионы, выделенные на основе макрокуль-турных различий.
Сюда относится и другой выговор в речи, и другие привычки, интересы, проблемы. Также учитывается региональное самосознание граждан, проявляющееся в отождествлении граждан с определенной территориальной общностью и противопоставлении себя членам других общностей. В России, например, можно говорить о существовании таких макрорегионов как Север, Центр и Юг Европейской России, Урал и другие.
Вторая ступень общественного районирования — макрорайоны, выделяемые на основе экономических связей. Макрорайоны в какой-то мере соответствуют привычным для нас экономическим районам: Северному, Северо-Западному, Центральному и так далее.
Третий уровень — мезорайоны, соответствующие сферам влияния больших городов. Их может быть несколько даже в пределах одной области. Например, в Псковской области можно выделить два мезорайона: Северный (в сфере влияния Пскова) и Южный (зона тяготения Великих Лук).
Следующие ступени иерархии общественных районов — подрайоны трех уровней: высшего, среднего и низшего. Низшая ступень районирования — микрорайоны. В случае отсутствия у
микрорайона ядра, низкой плотности населения или дисперсного расселения его подменяет ареал.
На уровне Псковской области можно говорить лишь о нескольких низших ступенях иерархии общественных районов. Поэтому для облегчения работы с сеткой общественных районов, мы сведем их к двум основным уровням, повысив для удобства их ранг. Основные уровни иерархии обозначим как районы. За самыми низкими ступенями общественных районов сохраним их название: микрорайоны и ареалы. Высшую ступень общественного районирования в пределах области назовем регионом. В Псковской области соответственно выделяется два региона: Псковский Север и Великолукский Юг.
Опубликовано 18 Сентябрь 2010 в рубрике Биография Псковщины
Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:Новое на сайте: