Верстах в пяти на восток от г. Пскова при речке Любятов-ке, впадающей в реку Пскову с левой стороны, находится по­гост Любятово. Здесь, до духовных штатов (1764 г.). был Николаевский мужской монастырь — когда и кем основанный, неизвестно. Митрополит Евгений в списке упраздненных мона­стырей о Любятовском говорит так: «Упоминается в надписи на находящейся там иконе Умиления Богородицы упраздненным до 1645 г., но опять был восстановлен и вторично упразднен после штатов 1764 года, а церковь оного обращена в приходс­кую». («История княжества Псковского», ч. 3-я, стр. 128). Упоминаемой надписи теперь не видно: она или закрыта сереб­ряной ризой, или при возобновлении иконостаса закрашена. В настоящее время хранится в церкви, при иконе Умиления, сле­дующая надпись в небольшой рамке за стеклом, писанная уста­вом: «В лето 7181 (1673), в декабре месяце, сия чудотворная икона пресвятые Богородицы Умиления, древнего письма, пост­роена и обложена вновь, в граде Пскове, обещанием Окольни­чего и воеводы Князя Константина Осиповича Щербатова, и поставлена в прежде бывшем монастыре, великого чудотворца Николая на Любятове. И на память впредь будущему роду будет известно, что в прежде бывших древних летах, во время войны воинских Немец в сей монастырь, и те иноверцы руга-ючи учинили на сей чудотворной иконе назаде две язвы и те
поругатели зле изчезоша, а православным христианам, прося­щим милости, быша великия исцеления даже и до сего дне». В воспоминание чудесного избавления Любятовского монастыря заступлением Богоматери от осады в 1581 г. польского короля Стефана Батория, ежегодно совершается крестный ход по вос­точной границе (ограде) монастыря в первое воскресенье Пет­рова поста.
В Любятовском монастыре проводил ночь Царь Иоанн Васильевич Грозный накануне вступления своего в Псков 18 февраля 1570 г. Вероятно, и псковичам предстояла горестная участь, испытанная новгородцами от Грозного Царя. Но в Любятове Царь, услышав утренний звон, умилился духом и сказал своим приближенным: «Иступите мечи о камень, да престанут убийства» («Указатель достопамятностей города Пско­ва» А. С. Князева, 1858 г., стр. 37). В надписи на иконе Умиления о ночлеге Иоанна Грозного в Любятове замечено так: «В лето 1570, в субботу второй недели великого поста, Царь Иоанн Васильевич Грозный ночевал в сем монастыре у св. Николая на Любятове, а на другой день выехал во Псков». В память ночлега им оставлена в Любятовском храме икона Спасителя.
В 1659 г. Царь Алексей Михайлович даровал грамоту черным попам Любятовского монастыря на выдачу им из двор­цовых доходов денежного жалования, из которой, между про­чим, видно, что в то время в Любятовском монастыре состояло: черных два попа, диакон, рядовых старцев и крылошан (ис­каженное «клирошан», т. е. поющих на клиросе. ~ Н. Л.) 6 человек, дьячок, пономарь и сторож, всего 12 человек; в этом же году упоминается казначей старец Савватий и старец Анто­нии. В документах последующего времени (напечатанных в Гу­бернских ведомостях 1871 г.) упоминаются следующие лица Любятовского монастыря: черный поп Евстратий в 1673 г., строитель Антоний Нащекин в 1677 и 1679 гг., старец, черный поп Тихон в 1678 и 1681 гг., черные попы Антоний и Порфи-
рий, вкладчик Дорофей Григорьев, казначей Михаил Ларионов и старцы Варлаам и Тихон в 1679 г., игумен Никандр в 1689 и 1691 гг., игумен Матфей в 1690, 1694 и 1697 гг., строитель, старец монах Леонтий в 1690 г., игумен Сергий и казначей Прохор в 1698 и 1700 гг. Игумен Варлаам был членом конси­стории в 1763 г., а впоследствии ректором семинарии.
Из этих же документов видно, что Любятовскому монас­тырю принадлежали: две лавки в городе, 9 деревень, в них 11 дворов и крестьян 54 человека (вероятно, не все документы о крестьянах, принадлежавших Любятовскому монастырю, сохра­нились, ибо по «Истории Российской иерархии» митрополита Амвросия 1827 года за монастырем сим в 1744 году состояло крестьян 459 душ), 77 пустошей, 5 селищ и земли: пахотной 433 ‘/, д., сенокосной 376 д. и под лесом 402 д., а всего 1211 ‘/, десятин.
По народному сказанию, настоящий притвор холодной церкви служил трапезною для монахов, и в нем хранились до настояще­го столетия дубовая доска с трапезного стола, которая была перенесена причетником к себе. Монастырь или, лучше, монас­тырский храм окружен был деревянною оградою, по углам коей устроены были монастырские кельи; границы ограды и теперь указывают жители. К Пскову мимо церкви вели св. ворота, против коих на правом берегу реки стояла часовня, и здесь же чрез реку был каменный мост. Видимым памятником старины сохранилось 16 лип к западу против самого храма, расположен­ные кругом; это, говорят, была монастырская беседка.
(В подтверждение народного сказания о монастырской ограде Гавриил Лебедев привел текст очень длинного, с частыми повторами, указа духовной консистории, послан­ного 21 марта 1783 года священнику Любятовской церкви Назарию Еремееву. Из него видно, что уже через два деся-тилетая после упразднения монастыря его деревянные по­стройки сильно обветшали. Раньше ими пользовалась не­малая братия обители, а теперь при церкви остались только
три члена клира, которым часть зданий была не нужна. При осмотре оказалось, что все пять покоев настоятель­ских келий стоят без дверей и оконных стекол, две печи с зеленым кафелем обвалились, обветшавшие потолки в не­которых покоях держатся на подпорках, кровля погнила и местами обвалилась, прогнившие полы частично разлома­ны. В казначейской келье с сенями и чуланом после починки за свой счет поселился пономарь Гаврила Леонтьев. Из двух братских келий с сенями и чуланами одна из-за вет­хости и гнилости стоит пустая и без стекол, а в другой с печью из простого кирпича после починки поселился дья­чок Ефим Александров. В хлебопекарне и квасоварне с сеня­ми — прогнившие от сырости полы, верх стен и кровля обвалились. Амбаром, конюшней и конюшенным сараем пос­ле починки пользуется священник. На бывшей монастыр­ской деревянной ограде из круглого леса кровля местами за ветхостью обвалилась, верхние святые деревянные ворота и нижние каменные тоже обветшали. Архиепископ Псков­ский и Рижский Иннокентий распорядился ненужные стро­ения разобрать, выбрав годный материал для починки ос­тающихся зданий, а прочий продать и составить смету на обновление построек и ограды. При этом было приказано вместо большой монастырской ограды возвести новую, только около церкви, как в прочих сельских храмах. — Н. Л.) Во входящий реестр Любятовской церкви занесен указ консистории 1795 г., 12 октября, за № 1831 о том, что поме­щик Окунев истребовал позволение Его Преосвященства отно­сительно починки церкви и обновления около оной ограды; из указа же консистории от 27 июня 1819 г. № 1237 видно, что священно» и церковнослужители с прихожанами, приступая к устроению около их Николаевской церкви деревянной ограды, имеющей быть в окружности 120 сажень, хотя просили Псков­скую лесную канцелярию о дозволении им вырубить из Клеп-ской казенной рощи потребное количество леса для ограды, ио
оная канцелярия объявила им, просителям, что об отпуске леса на сей предмет не прежде дано будет им позволение, как когда получит от консистории удостоверение, а потому просили конси­сторию снестись по сему делу, с кем следует, что и сделано консисториею.

insta-hookups-here.com


Страницы: 1 2 3 4

Опубликовано 22 Сентябрь 2010 в рубрике Храмы и монастыри

Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:
  • Псковское дмитриевское кладбище
  • Освящение полкового храма
  • Священник Гавриил Лебедев


  • Новое на сайте:

  • Погружение в мир ставок и увлекательного азарта
  • Крем Сустарад: для суставов он станет как целебное зелье
  • Калькутта красочная
  • Сочиняшка: сайт где есть всё для любителей литературы и не только
  • Девушки по вызову: почему не стоит пользоваться их услугами?