Полистовский болотный край — часть межрайонного обра­зования — Восточного края. Несмотря на неблагоприятные для жизни и сельского хозяйства условия этих болотистых земель, они были заселены славянами издавна. Уже на рубеже II тыся­челетия славяне облюбовали берега крупных озер: Полисто, Цевло и других. Удобными для поселений оказались и берега здешних рек — Пылки, Цевелки и Полисти. О древности сла­вянского заселения свидетельствует местная топонимика: здесь в географических названиях встречаются самые старые славян­ские корни и форманты.
Древнейшие поселения Полистовского края (Ратча, Цевло) входили в состав новгородского Ошевского (Ашевского) погоста. Вероятно, заселение этих земель осуществлялось словенами ильменскими. Тяготение этих земель к Новгороду сказалось на местных говорах, которые даже в начале нашего века относили иля к северно-великорусским (как и новгородские), или к за­падной группе средневеликорусских, наиболее близких к север­но-великорусскому наречию.
Так как земель, пригодных для сельского хозяйства, здесь мало, система расселения за тысячу лет почти не изменилась. Большинство поселений имеет много жителей и привязано к бе­регам рек и озер. Значительные болотные пространства не засе­лены совсем.
Вплоть до начала нашего века эти земли оставались нетро­нутыми. Сохранялся патриархальный уклад жизни, традицион­ные занятия местных жителей (в основном рыбная ловля). С развитием промышленности территория края оказалась в центре внимания многих предпринимателей. Их привлекал торф — главное богатство Полистовских болот. Торф вместе с дровами являлся главным видом топлива на рубеже веков.
До революции Полистовский край входил в состав Холмско-го уезда Псковской губернии (ныне город Холм — районный центр Новгородской области). В 1903—1905 годах здесь был по­строен стекольный завод. Он получил название «Лезавичи» по имени деревеньки, рядом с которой был возведен.
Название деревни буквально означает — «болотные жители». В основе названия — корень «лез» или «лег». Словом «ляга» в русских народных гово­рах называют болото. Соответственно, «лезавичами» называют жителей болот, подобно дреговичам — жителям лесов.
Стекольному заводу было нужно большое количество деше­вого топлива, что и предопределило его местоположение в этой
болотистой местности. После революции завод был национали­зирован, а в 1922 году переименован в «Красный Луч». В слове «красный» были отражены революционные преобразования, а «луч» рассматривался как символ свободы и света. Деревня Ле-завичи превратилась в рабочий поселок, который, как и завод, получил имя — Красный Луч.
В 1926 году завод стал расширяться. В 1937 году в название завода и поселка влилось новое содержание: предприятие было реконструировано для производства цветного технического стекла. В годы Великой Отечественной войны завод был сильно поврежден, а после восстановления полностью перешел на вы­пуск светотехнического стекла. В 1958 году рабочее поселение Красный Луч было преобразовано в поселок городского типа. В то время число его жителей соответствовало только что приня­тым в Российской Федерации критериям этого типа городских поселений — население Красного Луча превысило 3 тысячи чело­век.
В 1970 году завод изготовлял стекло для светофоров Мос­ковского Кремля. Сейчас завод имеет государственное значение. Он выпускает различные линзы для светофоров, капельное стекло для сигнальных огней самолетов, автомашин и кораблей, предметы домашнего обихода.
В последние годы количество занятых на предприятии быст­ро сокращается. Одновременно уменьшается численность насе­ления поселка Красный Луч. Ныне в поселке проживает немно­гим более 2 тысяч человек, то есть за последнюю треть века его население сократилось в 1,5 раза.
Еще одно промышленное предприятие болотного края — Полистовское торфопредприятие, созданное в 60-е годы нашего века. Торфопредприятие имеет разветвленную сеть узкоколей­ных железных дорог, пронизывающих болотный массив во всех направлениях.


Опубликовано 20 Сентябрь 2010 в рубрике История псковского края

Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:
  • Изучение истории Псковского края в послереволюционный период
  • СТРОИТЕЛЬСТВО ПСКОВСКИХ УЧАСТКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ
  • ЧЕТВЕРТЫЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ЦИКЛ (1958-1998 ГОДЫ)


  • Новое на сайте:

  • Рекомендации по выбору стиральной машины автомат и продлению ее срока службы
  • Как выбрать блок-хаус?
  • В Пскове началось историческое ориентирование
  • Изучение истории Псковского края в послереволюционный период
  • Рыбное хозяйство Псковской губернии.