С появлением христианства в Северо-Западной Руси Псков был при­числен к новгородской епархии и подчинялся новгородскому владыке, который был одним из крупнейших и могущественнейших феодальных властелинов Руси, он владел громадными вотчинами и получал огромные доходы от монастырей и подчиненного духовенства. Его окружал целый штат придворных, большой чиновничий аппарат, у него числилось свое войско. Новгородское вече очень и очень считалось с ним.
На Псков же этот могущественный властелин смотрел, как на свою дойную корову. До псковской церкви и духовенства ему, конечно, дела мало было, но за то поборы требовал изрядные и притом исправно. Через каждые три года он приезжал во Псков на несколько дней, а потом опять уезжал, увозя с собой- поповские поборы и подарки веча.
В 1337 году псковичи, недовольные такой эксплоатацией, серьезно поссорились с новгородским владыкой, отказали ему в поборах и отказа­лись принять его во Пскове, за что владыка „обоклал» их церковным проклятием. Распря продолжалась 10 лет. В 1347 году Псков отделился от Новгорода и этот разрыв должен было признать и владыка: во Псков был назначен наместник из псковичей и на церковном суде должен был присутствовать выборный от псковского веча. Самостоятельного же епи­скопа псковичи так и не добились, несмотря на апелляцию к московскому митрополиту: московские власти были политически связаны с новгород­ским владыкой.
Псковское вече захватило в свои руки власть над церковью и духо­венством, утверждало священников на должности, судило их, наказывало, отрешало; не стеснялось с церковными землями и т. д. Кадры духовен­ства в Пскове комплектовались иначе, чем требовалось церковными кано­нами и обычаями. Священник выбирался из грамотных граждан, утвер ждался вечем, связи со своим прежним сословием: не пперывал, нередко торговал, арендовал землю, даже командовал на войне отрядом, пользо­вался всеми правами боярского или купеческого сословия, овдовев мог вторично жениться, мог влюбой момент сложить сан священника, не теряя своих прав. Даже монахи продолжали пользоваться своими имуще­ственными и политическими правами. Церковная организация приобрела протестантский характер. Духовенство делилось на корпорации (соборы), которые управлялись своими выборными старостами.
Правда, среди крупного духовенства были и приверженцы владыки. Они, очевидно, были обижены слишком бесцеремонным обращением веча с церковным имуществом, иногда они выступали, но больше орудовали закулисной интригой, чем открытой борьбой. Новгородский владыка во Пскове был слишком непопулярен.
Феодальный гнет новгородского церковного главы вызвал довольно суровый отпор, сперва во Пскове, а потом и в самом Новгороде. В 1371 г. во Пскове появилась ересь стригольников. Бресь эта родственна но содер­жанию западно-европейскому гуманистическому движению и лишний раз роднит Псков с западно-европейскими городскими республиками, этими колыбелями гуманизма. К сожалению, летопись почти ничего не говорит о стригольниках, их сочинения тоже не сохранились, и все, что о них известно, известно из увещеваний православных богословов. Но и этого достаточно, чтобы установить гуманистический характер движения: 1) стригольники были люди книжные, т.-е. интеллигенция своего вре­мени, 2) изучали евангелие и на основании его критиковали феодальный строй, обряды и доплаты православной церкви (мздоимство, поборы, иерархию жрецов, общественную молитву и т. ц.), т.-е. на основании пер­воисточника христианства критиковали позднейшие наслоения. Ересь стригольников обеспокоила не только всех духовных феодалов на Руси, но и .византийского патриарха. Вожди стригольников были казнены.
* *    *
Сравнивая экономическую, социальную и политическую жизнь Пскова с таковыми яге в Киевской или Суздальской Руси, увидим, что Псков вы­годно отличался от них. Древнее южно русское государство преследовало прежде всего цели личной выгоды князя и его дружины; яовгородское-же и псковское государство стало уже на почву рационального хозяйства и вырабатывало правовые нормы. Но и в этих общинах власть фактиче­ски находилась в руках очень небольшой кучки землевладельцев, купцов и банкиров. Следовательно, ни о какой демократии речи быть не может. Это было одной из причин падения Новгорода и Пскова. Конечно, глав­ной причиной было то, что Москва забрала себе богатейшие новгородские колонии, ни известную роль играло также равнодушие к республикан­скому строю народных масс, права которых были весьма ограничены.


Страницы: 1 2 3

Опубликовано 22 Сентябрь 2010 в рубрике Хозяйство псковской губернии

Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:
  • Социальные слои.
  • ПСКОВСКИЕ ПРИГОРОДЫ. ОСТРОВ
  • Троицкий собор во Пскове


  • Новое на сайте:

  • Для нагревания табака от компании glo
  • Погружение в мир ставок и увлекательного азарта
  • Крем Сустарад: для суставов он станет как целебное зелье
  • Калькутта красочная
  • Сочиняшка: сайт где есть всё для любителей литературы и не только