Политико-административная надстройка.
С появлением христианства в Северо-Западной Руси Псков был причислен к новгородской епархии и подчинялся новгородскому владыке, который был одним из крупнейших и могущественнейших феодальных властелинов Руси, он владел громадными вотчинами и получал огромные доходы от монастырей и подчиненного духовенства. Его окружал целый штат придворных, большой чиновничий аппарат, у него числилось свое войско. Новгородское вече очень и очень считалось с ним.
На Псков же этот могущественный властелин смотрел, как на свою дойную корову. До псковской церкви и духовенства ему, конечно, дела мало было, но за то поборы требовал изрядные и притом исправно. Через каждые три года он приезжал во Псков на несколько дней, а потом опять уезжал, увозя с собой- поповские поборы и подарки веча.
В 1337 году псковичи, недовольные такой эксплоатацией, серьезно поссорились с новгородским владыкой, отказали ему в поборах и отказались принять его во Пскове, за что владыка „обоклал» их церковным проклятием. Распря продолжалась 10 лет. В 1347 году Псков отделился от Новгорода и этот разрыв должен было признать и владыка: во Псков был назначен наместник из псковичей и на церковном суде должен был присутствовать выборный от псковского веча. Самостоятельного же епископа псковичи так и не добились, несмотря на апелляцию к московскому митрополиту: московские власти были политически связаны с новгородским владыкой.
Псковское вече захватило в свои руки власть над церковью и духовенством, утверждало священников на должности, судило их, наказывало, отрешало; не стеснялось с церковными землями и т. д. Кадры духовенства в Пскове комплектовались иначе, чем требовалось церковными канонами и обычаями. Священник выбирался из грамотных граждан, утвер ждался вечем, связи со своим прежним сословием: не пперывал, нередко торговал, арендовал землю, даже командовал на войне отрядом, пользовался всеми правами боярского или купеческого сословия, овдовев мог вторично жениться, мог влюбой момент сложить сан священника, не теряя своих прав. Даже монахи продолжали пользоваться своими имущественными и политическими правами. Церковная организация приобрела протестантский характер. Духовенство делилось на корпорации (соборы), которые управлялись своими выборными старостами.
Правда, среди крупного духовенства были и приверженцы владыки. Они, очевидно, были обижены слишком бесцеремонным обращением веча с церковным имуществом, иногда они выступали, но больше орудовали закулисной интригой, чем открытой борьбой. Новгородский владыка во Пскове был слишком непопулярен.
Феодальный гнет новгородского церковного главы вызвал довольно суровый отпор, сперва во Пскове, а потом и в самом Новгороде. В 1371 г. во Пскове появилась ересь стригольников. Бресь эта родственна но содержанию западно-европейскому гуманистическому движению и лишний раз роднит Псков с западно-европейскими городскими республиками, этими колыбелями гуманизма. К сожалению, летопись почти ничего не говорит о стригольниках, их сочинения тоже не сохранились, и все, что о них известно, известно из увещеваний православных богословов. Но и этого достаточно, чтобы установить гуманистический характер движения: 1) стригольники были люди книжные, т.-е. интеллигенция своего времени, 2) изучали евангелие и на основании его критиковали феодальный строй, обряды и доплаты православной церкви (мздоимство, поборы, иерархию жрецов, общественную молитву и т. ц.), т.-е. на основании первоисточника христианства критиковали позднейшие наслоения. Ересь стригольников обеспокоила не только всех духовных феодалов на Руси, но и .византийского патриарха. Вожди стригольников были казнены.
* * *
Сравнивая экономическую, социальную и политическую жизнь Пскова с таковыми яге в Киевской или Суздальской Руси, увидим, что Псков выгодно отличался от них. Древнее южно русское государство преследовало прежде всего цели личной выгоды князя и его дружины; яовгородское-же и псковское государство стало уже на почву рационального хозяйства и вырабатывало правовые нормы. Но и в этих общинах власть фактически находилась в руках очень небольшой кучки землевладельцев, купцов и банкиров. Следовательно, ни о какой демократии речи быть не может. Это было одной из причин падения Новгорода и Пскова. Конечно, главной причиной было то, что Москва забрала себе богатейшие новгородские колонии, ни известную роль играло также равнодушие к республиканскому строю народных масс, права которых были весьма ограничены.
Опубликовано 22 Сентябрь 2010 в рубрике Хозяйство псковской губернии
Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:Новое на сайте: