После реформы
По реформе 1861 года за помещиками не только оставили всю землю, которая у них имелась до этого, но еще и прирезали им около 20 процентов крестьянской земли. Помещики заставили выплатить им громадную сумму выкупа за те земли, которые фактически были крестьянскими и обрабатывались ими из поколения в поколение.
По Гдовскому уезду итог реформы был таким: на 216 помещичьих владений приходилось теперь 237 678 десятин земли, а на 22 144 ревизские души крестьян — 155 873 десятины — меньше, чем они имели до 1861 года.
Ничего не изменилось по существу и в условиях труда крестьян. За «отрезки», которые вклинивались в мужицкие полоски и которые они вынуждены были арендовать, а также за аренду лесных, покосных и прочих угодий была введена так называемая система отработок: все работы в помещичьих хозяйствах по-прежнему выполнялись крестьянами. В книге «Развитие капитализма в России» В. И. Ленин при анализе остатков крепостного права использовал статистические данные и по Гдовскому уезду. Он отмечал: «Исследователь Гдовского уезда С.-Петербургской губернии спра-
йедливо гоёорйт, что встречающиеся биДы отработкой носят „прежний дореформенный барщинный характер»» ‘.
Во второй половине прошлого века в Гдовском уезде, как и во всей России, шел быстрый процесс расслоения деревни. Появились кулаки — новая прослойка сельских эксплуататоров. Усиливались частное предпринимательство, торговля, ростовщичество. Масса безземельных и безлошадных крестьян работала теперь у помещиков и кулаков по найму — становилась батраками. Росло отходничество. Тысячи крестьян из Псковской, Витебской и других губерний уходили на заработки в Петербург, многие оседали там. Наверное, в то время и вошла в обиход поговорка: «Псковский да витебский — самый народ питерский».
В 1884 году предприимчивый владелец имения Чер-нево Гдовского уезда князь Салтыков решил построить спичечную фабрику. Дело-то вроде бы копеечное, а если подсчитать… Опять же и общественная польза. Вон бабы по деревням угольки горячие друг у друга занимают для растопки печей, а мужики кресало и трут в карманах таскают. Бабы да ребятишки иа фабрике работать будут. Алее свой — вон сколько его кругом. Остается только нанять в столице инженера-технолога да опытного химика, которые знают, как и из чего эту самую спичку делают.
Фабрика была построена. Владелец ее объявил специальный конкурс на лучшее название своей фирмы и оформление этикетки для упаковки спичек. Победитель конкурса получал приз — сто рублей. Больше всего понравилось князю название «Сфинкс». И вскоре миллионы коробков спичек с этикеткой «Черневская спичечная фабрика «Сфинкс» князя Ивана Федоровича Салтыкова» разлетелись по всей России.
Правда, на первых порах спички продаЬалйсЬ не коробками, а пакетиками — — по 20, 50, 70 и т. д. штук в мягкой (бумажной) упаковке. По существу коробок тем спичкам был и не нужен. Почти до конца прошлого века в России применялись зажигающиеся при трении — о любую поверхность — спички-«сернички» с головкой из серы, покрытой смесью белого фосфора с суриком.
Тяжелыми были условия труда на «Черневской спичечной фабрике «Сфинкс» князя Ивана Федоровича Салтыкова». Рабочий день здесь продолжался с семи часов утра до семи часов вечера с двумя часовыми перерывами.
В те годы быстро рос Гдов. К концу прошлого века в нем проживало 2362 человека. Промышленного развития город не получил, рабочая прослойка в его населении была небольшой — около сотни рыбаков да несколько десятков кустарей-ремесленников. Типично мещанский городишко населяли в основном держатели мелочных лавочек (соль, табак, спички, ленты, тесьма, булавки, мыло), стремившиеся получить на один пятак горсть пятаков; торговцы покрупнее, промышлявшие скупкой и перепродажей льна, рыбы, кож; чиновники уездных учреждений. Ну и, конечно, «отцы города» — купцы, владевшие солидным торговым капиталом. В алчном стремлении к наживе эти были готовы на все.
Городскому голове купцу второй гильдии Шапошникову как-то пришла в голову мысль… о разборке обветшавшей Гдовской крепости. «Понапрасну строительный материал пропадает. Надо разломать». За дело взялся некто титулярный советник Афанасьев, а за ним и другие начали «плитняк заготовлять». Все бы по камню растащили, да сообщение об очередном «голове города Глупова» проникло в газеты, и из столицы последовало распоряжение: «Прекратить».
Конкуренция — закон капитализма, но с целью получения наибольшей прибыли торговцы и предпринима-
тели не прочь были объединять свои усилия и капиталы. В конце прошлого века в Гдове возник очередной пожар. Сгорели и многие деревянные лавки. («Что сгорела у соседа — хорошо, плохо то, что и моя сгорела».) Тогда купцы города создали своеобразный «кооператив» и построили двенадцать лавок каменных — в ряд, под одной крышей, объединенных общей галереей. Так в Гдове появился свой гостиный двор. Позднее купцы организовали акционерное пароходство, ведавшее сообщением по реке Нарове и Чудскому озеру,— «И. Громов, Н. Абрамов и К°» — с основным капиталом в 43 200 рублей.
Популярностью пользовались гдовские ярмарки. На них съезжались люди со всей округи. Ярмарки служили целям товарообмена. Ведь кроме землепашества крестьяне традиционно занимались подсобными промыслами. На ярмарке можно было продать или купить лошадь, корову, дровни, телегу, деготь, кадки, вяленую рыбу, белые грибы, льняное масло, гончарную посуду — всё, вплоть до гуслей и балалайки, олеографии на сюжет «Как мыши кота погребают», трехкопеечной книжки и глиняного петушка-свистульки на радость ребятишкам.
Ярмарки являлись и формой массовых народных гуляний. С плясками и песнями, качелями-каруселями, с «ученым» медведем и балаганом.
Тяга к просвещению, культуре присуща каждому человеку. А вот как ее удовлетворить и развить? На протяжении многих веков складывалась музыкальная культура народа. Гусли звончатые, балалайка давно вошли в быт русской деревни. А любовь к песне, хороводу, пляске! Ярко проявлялся и художественный талант народа. Он не только в памятниках древнего зодчества и иконописи. Каких высот совершенства достигли гончарные изделия, резьба по дереву, роспись посуды, прялок, игрушек! Настоящие театрализованные действа пред-
ставляли деревенские свадьбы, посиделки. Развивалось устное народное творчество…
А вот грамотность людей тогда находилась на чрезвычайно низком уровне. В этом деле самодеятельностью, «самотворчеством» никак не обойтись. Тут нужна система. А ее-то как раз и не было.
Первое уездное училище открыли в Гдове в 1789 году. Официально провозглашалось, что цель таких училищ— «доставление необходимого и по возможности полного образования детям купцов, ремесленников и других обывателей» С 1837 года училище стало прихол-ским. Цель таких училищ была в том, чтобы «распространять первоначальные более или менее нужные сведения между людьми имущих слоев». Учились в нем тогда 32 мальчика. В 1877 году училище было переименовано в городское, а в 1912 году — в четырехгодичное «высшее начальное училище».
В 1881 году в Гдове были открыты две церковноприходские школы — Дмитриевская и Афанасьевская (по названию церквей).
В конце прошлого века во всем Гдовском уезде насчитывалось 97 земских и церковноприходских школ. Количество их в дальнейшем постепенно росло. Но дело было не только в численности школ. Какие знания и навыки могли получить деревенские ребятишки? Читать, писать, считать в пределах сотни. Но и это было по силам далеко не каждому ребенку: очень трудно складывать слова из букв, которые назывались «аз», «буки», «веди», «глаголь», «добро»…
А стремление овладеть грамотностью было большим. В 1901 году крестьяне соседних деревень — Злобина, Сережи, Варваровщины — договорились нанять для своих детей учителя. Платили ему за каждого ребенка по 1 рублю 25 копеек в год, понедельно держали в своей избе и кормили учителя. Но и эту «школу-передвижку» оканчивали не более четверти поступавших.
Принципиальная схема ззу tempres.ru.
Опубликовано 20 Сентябрь 2010 в рубрике Город Гдов
Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:Новое на сайте: