По реформе 1861 года за помещика­ми не только оставили всю землю, кото­рая у них имелась до этого, но еще и прирезали им около 20 процентов кре­стьянской земли. Помещики заставили выплатить им громадную сумму выкупа за те земли, которые фактически были крестьянскими и обрабатывались ими из поколения в поколение.
По Гдовскому уезду итог реформы был таким: на 216 помещичьих владений приходилось теперь 237 678 десятин зем­ли, а на 22 144 ревизские души кресть­ян — 155 873 десятины — меньше, чем они имели до 1861 года.
Ничего не изменилось по существу и в условиях труда крестьян. За «отрезки», которые вклинивались в мужицкие по­лоски и которые они вынуждены были арендовать, а также за аренду лесных, покосных и прочих угодий была введена так называемая система отработок: все работы в помещичьих хозяйствах по-прежнему выполнялись крестьянами. В книге «Развитие капитализма в Рос­сии» В. И. Ленин при анализе остатков крепостного права использовал статисти­ческие данные и по Гдовскому уезду. Он отмечал: «Исследователь Гдовского уезда   С.-Петербургской   губернии   спра-
йедливо гоёорйт, что встречающиеся биДы отработкой носят „прежний дореформенный барщинный харак­тер»» ‘.
Во второй половине прошлого века в Гдовском уезде, как и во всей России, шел быстрый процесс расслоения деревни. Появились кулаки — новая прослойка сельских эксплуататоров. Усиливались частное предприниматель­ство, торговля, ростовщичество. Масса безземельных и безлошадных крестьян работала теперь у помещиков и кулаков по найму — становилась батраками. Росло от­ходничество. Тысячи крестьян из Псковской, Витебской и других губерний уходили на заработки в Петербург, многие оседали там. Наверное, в то время и вошла в обиход поговорка: «Псковский да витебский — самый народ питерский».
В 1884 году предприимчивый владелец имения Чер-нево Гдовского уезда князь Салтыков решил построить спичечную фабрику. Дело-то вроде бы копеечное, а ес­ли подсчитать… Опять же и общественная польза. Вон бабы по деревням угольки горячие друг у друга зани­мают для растопки печей, а мужики кресало и трут в карманах таскают. Бабы да ребятишки иа фабрике ра­ботать будут. Алее свой — вон сколько его кругом. Остается только нанять в столице инженера-технолога да опытного химика, которые знают, как и из чего эту самую спичку делают.
Фабрика была построена. Владелец ее объявил спе­циальный конкурс на лучшее название своей фирмы и оформление этикетки для упаковки спичек. Победитель конкурса получал приз — сто рублей. Больше всего по­нравилось князю название «Сфинкс». И вскоре миллио­ны коробков спичек с этикеткой «Черневская спичечная фабрика «Сфинкс» князя Ивана Федоровича Салтыко­ва» разлетелись по всей России.
Правда, на первых порах спички продаЬалйсЬ не ко­робками, а пакетиками — — по 20, 50, 70 и т. д. штук в мягкой (бумажной) упаковке. По существу коробок тем спичкам был и не нужен. Почти до конца прошлого ве­ка в России применялись зажигающиеся при трении — о любую поверхность — спички-«сернички» с головкой из серы, покрытой смесью белого фосфора с суриком.
Тяжелыми были условия труда на «Черневской спи­чечной фабрике «Сфинкс» князя Ивана Федоровича Сал­тыкова». Рабочий день здесь продолжался с семи часов утра до семи часов вечера с двумя часовыми переры­вами.
В те годы быстро рос Гдов. К концу прошлого века в нем проживало 2362 человека. Промышленного разви­тия город не получил, рабочая прослойка в его населе­нии была небольшой — около сотни рыбаков да несколь­ко десятков кустарей-ремесленников. Типично мещанский городишко населяли в основном держатели мелочных лавочек (соль, табак, спички, ленты, тесьма, булавки, мыло), стремившиеся получить на один пятак горсть пя­таков; торговцы покрупнее, промышлявшие скупкой и перепродажей льна, рыбы, кож; чиновники уездных уч­реждений. Ну и, конечно, «отцы города» — купцы, вла­девшие солидным торговым капиталом. В алчном стремлении к наживе эти были готовы на все.
Городскому голове купцу второй гильдии Шапошни­кову как-то пришла в голову мысль… о разборке обвет­шавшей Гдовской крепости. «Понапрасну строительный материал пропадает. Надо разломать». За дело взялся некто титулярный советник Афанасьев, а за ним и дру­гие начали «плитняк заготовлять». Все бы по камню растащили, да сообщение об очередном «голове города Глупова» проникло в газеты, и из столицы последовало распоряжение: «Прекратить».
Конкуренция — закон капитализма, но с целью по­лучения наибольшей прибыли торговцы и предпринима-
тели не прочь были объединять свои усилия и капита­лы. В конце прошлого века в Гдове возник очередной пожар. Сгорели и многие деревянные лавки. («Что сго­рела у соседа — хорошо, плохо то, что и моя сгорела».) Тогда купцы города создали своеобразный «коопера­тив» и построили двенадцать лавок каменных — в ряд, под одной крышей, объединенных общей галереей. Так в Гдове появился свой гостиный двор. Позднее купцы организовали акционерное пароходство, ведавшее сооб­щением по реке Нарове и Чудскому озеру,— «И. Гро­мов, Н. Абрамов и К°» — с основным капиталом в 43 200 рублей.
Популярностью пользовались гдовские ярмарки. На них съезжались люди со всей округи. Ярмарки служили целям товарообмена. Ведь кроме землепашества кре­стьяне традиционно занимались подсобными промысла­ми. На ярмарке можно было продать или купить ло­шадь, корову, дровни, телегу, деготь, кадки, вяленую рыбу, белые грибы, льняное масло, гончарную посуду — всё, вплоть до гуслей и балалайки, олеографии на сю­жет «Как мыши кота погребают», трехкопеечной книжки и глиняного петушка-свистульки на радость ребятиш­кам.
Ярмарки являлись и формой массовых народных гу­ляний. С плясками и песнями, качелями-каруселями, с «ученым» медведем и балаганом.
Тяга к просвещению, культуре присуща каждому че­ловеку. А вот как ее удовлетворить и развить? На про­тяжении многих веков складывалась музыкальная куль­тура народа. Гусли звончатые, балалайка давно вошли в быт русской деревни. А любовь к песне, хороводу, пляске! Ярко проявлялся и художественный талант на­рода. Он не только в памятниках древнего зодчества и иконописи. Каких высот совершенства достигли гончар­ные изделия, резьба по дереву, роспись посуды, прялок, игрушек!    Настоящие    театрализованные действа пред-
ставляли деревенские свадьбы, посиделки. Развивалось устное народное творчество…
А вот грамотность людей тогда находилась на чрез­вычайно низком уровне. В этом деле самодеятельно­стью, «самотворчеством» никак не обойтись. Тут нужна система. А ее-то как раз и не было.
Первое уездное училище открыли в Гдове в 1789 го­ду. Официально провозглашалось, что цель таких учи­лищ— «доставление необходимого и по возможности полного образования детям купцов, ремесленников и других обывателей» С 1837 года училище стало прихол-ским. Цель таких училищ была в том, чтобы «распро­странять первоначальные более или менее нужные све­дения между людьми имущих слоев». Учились в нем тогда 32 мальчика. В 1877 году училище было переиме­новано в городское, а в 1912 году — в четырехгодичное «высшее начальное училище».
В 1881 году в Гдове были открыты две церковнопри­ходские школы — Дмитриевская и Афанасьевская (по названию церквей).
В конце прошлого века во всем Гдовском уезде на­считывалось 97 земских и церковноприходских школ. Количество их в дальнейшем постепенно росло. Но де­ло было не только в численности школ. Какие знания и навыки могли получить деревенские ребятишки? Чи­тать, писать, считать в пределах сотни. Но и это было по силам далеко не каждому ребенку: очень трудно складывать слова из букв, которые назывались «аз», «буки», «веди», «глаголь», «добро»…
А стремление овладеть грамотностью было большим. В 1901 году крестьяне соседних деревень — Злобина, Се­режи, Варваровщины — договорились нанять для своих детей учителя. Платили ему за каждого ребенка по 1 рублю 25 копеек в год, понедельно держали в своей избе и кормили учителя. Но и эту «школу-передвижку» оканчивали не более четверти поступавших.


Опубликовано 20 Сентябрь 2010 в рубрике Город Гдов

Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:
  • XVIII век Пскова
  • ГДОВЩИНА
  • ИСТОРИЯ С ЧАЕПИТИЕМ


  • Новое на сайте:

  • Рекомендации по выбору стиральной машины автомат и продлению ее срока службы
  • Как выбрать блок-хаус?
  • В Пскове началось историческое ориентирование
  • Изучение истории Псковского края в послереволюционный период
  • Рыбное хозяйство Псковской губернии.