Последние годы Псковского кадетского корпуса
сражались с исключительной доблестью. Так, командир Славяносербского пехотного полка Н. Ц. Шатковский (окончил корпус в 1889 г.) в бою 1 марта 1915 г. лично повёл солдат в атаку под сильным огнём с фронта и обоих флангов, выбил немцев из укреплённой рощи и захватил 10 орудий, 2 пулемёта и 114 пленных367. Подпоручик Лейб-гвардии Гренадерского полка М. А. Лялин (1909) под вражеским обстрелом производил корректировку стрельбы артиллерии и не покинул позиции, даже получив ранение368. Штабс-капитан Б. В. Макеев (1904) служил в авиации и неоднократно совершал дерзкие разведывательные полёты над территорией противника369.
Однако приходилось журналу печатать и гораздо более грустные материалы: списки погибших, которые становились всё более длинными. Среди бывших кадет, убитых на фронтах Первой мировой, оказались: полковники Б. М. Огоновский (год выпуска 1894-й)и В. А. Шалевич(1889), подполковники С. П. Слонецкий(1885), Г. А. Корсак(1Й94), М. Э. Скрутов-ский(1891), Н. А. Затеплинский(1890), капитаны А. А. Боде (1893), А. Н. Александровский(1901), Hi И. Плуталов(1891), Ф. Ф. Трачевский(1900), штабс-капитаны Л. В. Витреш-ко(1898), Н. Ф. Резвов(1899), М. М. Рагоф(1900), В. А. Зайцев (1904) и многие-многие другие.
Особенное впечатление на псковичей произвела смерть сына преподавателя словесности штабс-капитана Владимира Киприановича Хоцянова (1904). Как сообщал журнал «Пскович», 2 сентября 1914 г. у деревни Залешаны 37-я артиллерийская бригада, в которой служил Хоцянов, подверглась нападению превосходящих сил австрийцев. В ходе боя храбрый офицер умело руководил действиями своей полубатареи и не покинул позиции, даже получив ранение разрывной пулей. «Когда же на батарее не стало патронов, — говорится в журнале, — он, собрав около себя номеров, обстреливался вместе с ними из карабинов и револьверов, ободряя их и являя собой пример выдающегося самообладания, пока не был
367 Пскович. 1915. № 1 (12). С. 43. ш Там же. С. 44.
369 Пскович. 1916. № 2 (19). С. 30.
370 Пскович. 1916. № 5 (16). С. 30.
сражён пулей в голову»370. Посмертно В. К. Хоцянову был присвоен орден св. Георгия IV степени. Конечно, гибель отважного молодого человека стала настоящей трагедией для его семьи, но на этом испытания не закончились. 3 апреля 1915 г. покончил с собой его брат, Николай Киприанович, который тоже окончи л Псковский кадетский корпус и находился на фронте, командуя сапёрной ротой.
Конечно, многие пЬковские кадеты хотели во время испытаний быть рядом со Ьвоими отцами и старшими братьями, мечтали попасть на ф^онт. В связи с этим участились побеги из корпуса. Бежали не только воспитанники старших возрастов, но и совсем маленькие дети, имевшие о войне чисто книжное, далёкое от реальности представление. Так, 9 сентября 1914 г. псковские крестьяне задержали на Рижском шоссе четырёх кадет: Н. А. Селхарова (14 лет), В. Е. Афана-сьева(14лет), Г. Л. Конищева(14лет)иЮ. И. Васильчикова (13 лет). Как выяснилось, они покинули корпус «с целью отправиться в действующую армию, где находятся их отцы». Из «снаряжения» у подростков имелся только календарь патриотического содержания и 9 рублей 74 копейки на четверых. Побеги из кйрпусов, впрочем, были тогда общераспространённым явлением. Ситуацию в немалой степени подогревала пресса, которая тиражировала рассказы о «детях-героях». Дело дошло до того, что Главный начальник военно-учебных заведений генерал А. Ф. Забелин был вынужден выпустить приказ, в котором призывал командиров частей не награждать кадет медфгями371.
Последним годом существования Псковского кадетского корпуса как учебного заведения можно считать 1917-й. Почти сразу после Февральской революции в Петрограде была сформирована специальная комиссия под председательством генерала 3. А. Макшеёва, занявшего пост Главного начальника военно-учебных заведений вместо А. Ф. Забелина. Её целью являлась разработка плана реорганизации кадетских корпусов. Среди членов комиссии были многие видные военные педагоги (в том числе служившие в разное время в
371 Педагогический сборн!ик. 1917. № 1. С. 5.
Псковском корпусе), общественные и военные деятели372. Позиция большинства членов комиссий определилась уже на первом её заседании и была чётко определена в выступлении члена Государственной Думы И. С. КЛюжева, отметившего, что кадетские корпуса «должны существовать, но обновлённые в духе светлых идей Пирогова, Ушинского, Милютина»373. Выдвинутое профессором В. Д. Кузьминым-Караваевым предложение о немедленной передаче кадетских корпусов в Министерство просвещения для организации на их основе гражданских школ было отвергнуто как несвоевременное. Директор Педагогического музея А. Н. Макаров, например, сказал: «Может, кадетские корпуса и неуместны в настоящем государственном устройстве… но временно они должны быть сохранены, пока не будет выработана общая школа в Министерстве народного просвещения и пока эта школа не придёт в полное устройство»374.
Наиболее острой критике на заседаниях комиссии подверглись две присущие кадетским корпусам черты: «кастовый подход к избранию учеников» и усиленный военный элемент в воспитании, который редакция «Педагогического сборника» охарактеризовала как «искусственную милитаризацию»375.
7 августа 1917 г. военным министром было утверждено разработанное комиссией «Положение», по которому кадет ские корпуса преобразовывались в гимназии военного ведомства. Новые учебные заведения должны были основываться «на широких демократических началах с полным отказом от прежнего предназначения воспитания к военной службе»376. Деление воспитанников на роты отменялось, должности ротных командиров упразднялись, на воспитательские должности стали назначать гражданских лиц, а на некоторые преподавательские — даже женщин}. В каждой гимназии надлежало создать специальные советы из сотрудников и родителей учащихся. На заседаниях этих советов должны были избираться воспитатели и кандидаты на должности директора и инспектора классов, которых затем утверждало Главное управление военно-учебных заведений.
Приёмные правила также менялись. Правда, при зачислении на казённые вакансии преимуществами по-прежнему обладали дети «пострадавших от войн лиц», но теперь в их число входили и сыновья убитых или раненых солдат и даже рабочих, трудившихся «на оборону»377. Наконец, важным нововведением, по мнению составителей «Положения», было «упрощение быта воспитанников». С этой целью значительно сокращался штат прислуги и отменялись практически все элементы воинского церемониала: ношение погон, отдание чести, дежурство кадет по роте и т.д. Таким образом, бывшие кадетские корпуса должны были превратиться в совершенно иные по своей сути «всесословные», гражданские по направлению воспитания школы. Однако процесс их реорганизации был прерван последующими политическими событиями.
Оценивая перемены, вызванные свержением самодержавия, редакция «Педагогического сборника» писала: «Неожиданно освобождённые от гнёта прежнего строя, оглушённые, расстроенные, обрадованные и напуганные, стоим мы, современники и участники этого события, перед обломками рухнувшего здания и спрашиваем друг друга, что нам теперь делать? Ответ ясен! Нужно строить новое здание государства»378. Но воспитанники кадетских корпусов испытывали в большинстве своём гораздо более мрачные чувства, чем сотрудники журнала. Воспитанные в духе преданности монархии, кадеты крайне враждебно встретили Февральскую революцию.
Один из воспитанников Псковского кадетского корпуса, В. Айзов, так описывает в мемуарах настроение, царившее среди его друзей: «В политике мы не разбирались… мы скорее сердцем, чем умом, почувствовали приближение российской разрухи и вместе с нею крушение наших личных скромных жизненных планов. Как можно, рассуждали мы, проходить церемониальным маршем перед президентом республики и лихо салютовать ему шашкой. Президент, презренный шпак, представлялся нам в куцем пиджаке, с перхотью на воротнике и в брюках в полоску»379.
Купить меловую офисную доску. Доска меловая и школьная мебель.
Опубликовано 21 Сентябрь 2010 в рубрике Обаяние мундира
Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:Новое на сайте: