ПРОХОДИЛИ ВЕКА…
Около двенадцати тысяч лет назад отступавшие на север льды основательно пригладили Русскую равнину. На правобережье реки Шелони, где раскинулся нынешний Дновский район, ледник, кажется, срезал все более или менее заметные возвышенности. Территория Днов-щины—плоская низменность. Лишь в пяти — семи километрах к югу от Дно можно увидеть невысокие холмы, которые местные жители, конечно же, называют горами.
Естественно, что территория района сильно заболочена из-за отсутствия достаточных стоков. Треть всей площади занимают леса, среди которых преобладают мелколиственные (серая и черная ольха, береза), поднявшиеся на заброшенных в разное время пашнях. Широколиственные леса были вырублены в XIX веке, сейчас в районе всего 5—6 гектаров дубовых рощиц.
Несмотря на преобладание ольхи и березы, хвойные леса, особенно на севере, в бассейне Шелони, занимают достаточно большие площади. Возраст деревьев в таких массивах достигает семидесяти лет и больше.
Поля и луга в Дновском районе невелики по площади, обычно они чередуются с перелесками. Сейчас в колхозах и совхозах ведутся большие мелиоративные
работы. Окультуренные поля занимают по нескольку сот гектаров. Они свободны от валунов, которыми засорены поля и луга, не подвергшиеся мелиорации.
Северо-западная граница Дновского района на протяжении двенадцати километров проходит по реке Ше-лони в ее среднем течении. На этом отрезке в Шелонь впадает речка Люта, полностью уместившаяся на территории района. Две другие реки, берущие начало на Дновщине,—Белка и Полонка — текут на запад и впадают в Шелонь уже в Порховском районе. По-видимому с долин этих наиболее значительных рек и начали люди осваивать здешние места.
В Дновском районе не обнаружено никаких следов старинных укреплений —так называемых городищ. Правда, есть деревни с названиями Городище, Городня, но в Древней Руси этими словами называли и кладбища. Здесь непросто было возводить укрепления: ни больших рек, на стрелках и в излучинах которых обычно ставили крепости, ни сколько-нибудь заметных возвышений; искусственную же земляную насыпь возвести непросто.
Но отсутствие городищ вовсе не означает, что в глубокой древности эти места не были заселены. Археологических раскопок и даже мало-мальски серьезных археологических разведок в Дновском районе не проводили, поэтому о каменном веке или веке бронзы в этих местах пока ничего не известно. Но древние захоронения— курганы — свидетельствуют о том, что по крайней мере тысячу с лишним лет назад здесь жили люди.
Все известные в Ддодскам ра-йоне курганы расположены у трех уже названных рек: на Люте — у деревень Зерема и Сухареве, на_~Полонке — у деревни Черно-божье, на Белке. Это лишний раз подтверждает, как льнули к воде первопроходцы этого края — разведчики финских и славянских племен.
Они селились не только у рек, но и у озер. Правда, озер в Дновском районе немного, но если приглядеться внимательно, то можно заметить, что многие деревни стоят у болот, которые когда-то были озерами. Об этом иногда напоминают названия. Есть на западной границе района урочище Озерево. Расположено оно на полуострове среди болота, в котором еще сохранились большие «окна» чистой воды. Болото совсем недавно было озером, на берегу которого долгое время стояла деревня Озерево (упоминается в новгородских Писцовых книгах XVI века), последние жители которой лишь двадцать лет назад переселились в другие деревни и в города.
Большую роль в заселении края несомненно сыграла река Шелонь (Шелона, Солона — как называли ее в древности за солоноватый вкус воды и за соленые источники, что пробиваются из-под земли по берегам). По ней проходила часть водного пути из Новгорода в Псков. Из Шелони суда входили в ее левый приток — Узу, волоком перетаскивались в Череху, из Черехи выходили в Великую и прибывали в Псков. Через Шелонь проходил и другой водный путь — от Новгорода к Чудскому озеру и дальше. Караваны судов шли по Волхову, озеру Ильмень, Шелони и ее притоку Ситне. Между Ситней и Куреей, притоком Плюссы, существовал волок. На этих путях были разные ответвления. Зимой реки, покрытые льдом. А у дорог Люди селились охотно: легче торговать — вывозить хлеб, лен, пушнину, мед, соль.
Во времена Древней Руси, а позже и Московского государства на двенадцатикилометровом отрезке Ше-лони, что служит сейчас границей Дновского района, проходила и сухопутная дорога из Новгорода в Псков и дальше в Прибалтику. Где-то недалеко — в районе деревень Боровичи и Дубровно, которые находятся сейчас на территории Порховского района,— эту дорогу пересекала другая, ведущая на юг и на северо-запад.
Таким образом, территория нынешнего Дновского района прилегала к важным водным и сухопутным дорогам и была заселена уже в начале нашего тысячелетия. К востоку от Порхова сохранились населенные пункты с древними названиями славянского происхождения: Костыжицы (в древности Гостижицы), Дорого-стицы, Тригорша (древняя Тригоща), Уторгош (Утро-гощь). Эти названия донесли до нашего времени иногда уже в искаженном виде языческие славянские имена— Гость, Дорогость, Тригость, Утрогость. Подобные имена были распространены до введения на Руси христианства (988 год), но уже в XII веке они стали довольно редкими. Значит, селения славян Костыжицы, Доро-гостицы и т. п. возникли не позже XII века.
Во времена феодальной раздробленности земли в бассейне Шелони принадлежали Господину Великому Новгороду — вечевой республике. В то время оформилась как административно-податная единица Шелонская пятина — одна из пяти провшщий Новгородской феодальной республики. В ее состав входили и несколько погостов (более мелкая административно-лодатная единица), располагавшихся на правобережье Шелони: Михайловский, Вельский, Смолинский… Сейчас это территория Дновского района.
Новгородская вечевая республика была боярской.
Бояре — верхушка правящего класса феодалов — являлись крупными землевладельцами, им принадлежали деревни с крестьянами, работавшими на них и платившими сподати. Например, деревней Юрка на реке Люте в XV веке владел посадник Иван Кривой.
Многие деревни были монастырскими. Так, больше десятка деревень в Михайловском погосте вплоть до присоединения Новгорода к Москве в 1478 году числились за новгородским Юрьевым монастырем. Деревни Дно и Донце Меньшое принадлежали Козьмодемьян-скому монастырю.
Впервые деревни Дно и Дно Малое (или Донце Меньшое) упоминаются в новгородских Писцовых книгах начала XVI века, но рснованы они были, конечно, намного раньше, поскольку^ как говорит опись, когда-то принадлежали новгородскому духовенству. В указанное время в Дно Большом и Дно Малом вместе взятых было не больше двух десятков дворов, большинство из которых числилось за великим князем московским.
Писцовые книги «отразили процесс конфискации земель у новгородских бояр и духовенства после присоединения Новгорода к Москве. На бывшие боярские земли великий князь сажал своих приближенных, наделял деревнями на присоединенных землях служилых людей. Из описи середины XVI века видно, что бывшие владения Юрьева монастыря в Михайловском погосте уже принадлежали помещику Федору Лазареву, в деревне Дно также сменились владельцы.
В описи 1552—1553 годов Донце Меньшое уже не упоминается. Оно или запустело после эпидемии чумы в 1550 году, или слилось с Дно Большим. В этой описи Дно названо сельцом. А в любом селе или сельце должна быть церковь или часовня. В Дно была построена деревянная церковь Михаила Архангела. Сельцом владел князь «Михаил Константинов, сын Засекин».
Опубликовано 22 Сентябрь 2010 в рубрике Город Дно
Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:Новое на сайте: