Бологое — Псков, как и многие в то время, уже строили специальные службы и железнодорожные войска, но ос­новную тяжесть работ по-прежнему выносили на своих плечах крестьяне-отходники, население тех дере­вень, мимо которых пролегала полоса стройки. Лопата и тачка, кирка и лом оставались основными инструмен­тами.
Строительство паровозного депо станции Дно нача­лось в 1894 году и было закончено в 1897-м. Дновское депо относилось к главным: здесь можно было произво­дить капитальный ремонт паровозов (еще были оборот­ные депо и паровозные сараи на станциях). В депо бы­ло 12 стойл для локомотивов, к ним от поворотного кру­га веером расходились рельсы. Поворотный круг приво-
дйлся в Движение при помощи обыкновенного деревян­ного рычага всей паровозной бригадой. При депо были построены малые железнодорожные мастерские.
Деревянный вокзальчик построили к северу от стан­ционных путей (рядом с нынешней автостанцией). По­явились станционные здания, пакгауз, водокачка. Ря­дом с вокзалом вдоль путей протянулась единственная улица пристанционного поселка, как бы в насмешку названная Невским проспектом. Поскольку крупных во­доемов в Дно нет, то «по отдаленности достаточно обильных живых источников», как выразилась приемная комиссия, была пробурена артезианская скважина.
На запад и на восток от станции протянулось полот­но железной дороги, загудели телеграфные провода. Че­рез каждые шесть километров — разъезд, на каждом километре — узкий переезд для крестьянских подвод.
В Дно из Рыбинска, Бологое, Москвы и Петербурга приехали   паровозные   механики, мастеровые, путейцы.
В депо прибыли паровозы серии ОД — с воронкой в верху трубы. На запасных путях встали вагончики с надписью, позже ставшей крылатой: «Восемь лошадей или сорок человек».
В конце ноя<бря 1897 года министр путей сообщения всеподданнейше доложил царю, что одиннадцатого чис­ла на линии Бологое — Псков открыто пассажирское и товарное движение. Паровозы потащили мимо нищих деревень вагоны, теплушки и платформы, басовито воз­вещая о переменах.
Рядом с деревнями, которые поднакопили много лишних работников из числа обнищавших крестьян, по­явилась станция, где можно было много увидеть и ус­лышать, а также — хоть немного — подработать. Она влекла к себе круглосуточным шумом, обещанием неве­домого. И вскоре по утрам на призывный голос депов­ского гудка стали приходить не только приезжие, но и
местные — из Чертен, Суков, Ледин… Одни учились сле­сарному делу, другие становились стрелочниками, третьи — путейцами. Многие переселялись поближе к Дно — в деревню, за которой с этой поры в округе для различия со станцией закрепилось неофициальное на­звание Донщина.
Этот процесс стал более интенсивным, когда в 1901 году открылось движение на юг — до Новосокольников. В Дно прибавилось разъездных путей. Был построен новый вокзал. Он встал между двумя рядами путей бо-логовского и витебского направлений. Станционные по­стройки и дома железнодорожников перебрались на юж­ную от вокзала сторону.
С появлением дороги Санкт-Петербург — Витебск станция Дно как бы приблизилась к столице, сильнее почувствовала ее притяжение. Мастерские депо работой могли обеспечить немногих, в путевом хозяйстве вакан­сии быстро заполнились, и крестьяне-отходники хлыну­ли в город на Неве.
Железная дорога оказала не только экономическое воздействие на жизнь края. На станцию стали прихо­дить столичные журналы и газеты. С 1902 года дети служащих могли ехать в Великие Луки учиться в же­лезнодорожное училище. В Старой Руссе каждое лето гастролировал курортный театр, и наиболее просвещен­ные ездили на представления, в которых бывали заняты лучшие русские артисты…
Станция росла. К 1911 году поселок Дно насчитывал 1750 жителей — в 4 раза больше, чем 20 лет назад.


Страницы: 1 2 3 4

Опубликовано 22 Сентябрь 2010 в рубрике Город Дно

Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:
  • XVIII век Пскова
  • КУДЕВЕРЩИНА. БЕЖАНИЦЫ
  • ЗАПЛЮСЬЕ


  • Новое на сайте:

  • Крем Сустарад: для суставов он станет как целебное зелье
  • Калькутта красочная
  • Сочиняшка: сайт где есть всё для любителей литературы и не только
  • Девушки по вызову: почему не стоит пользоваться их услугами?
  • Троицкий собор во Пскове