ПСКОВ. 1917 ГОД. ХРОНИКА ОТРЕЧЕНИЯ НИКОЛАЯ II ОТ ПРЕСТОЛА
В начале марта 1917 г, древнему Пскову суждено было стать местом заключительного акта 400-летнего российского самодержавия и 300-летнего правления династии Романовых. Здесь, на путях железнодорожного вокзала, последний российский император Николай II 2 марта 1917 года отрекся от престола.
Псков. Последние дни февраля 1917 года… Тихий провинциальный город, но совсем недалеко, в 300 км, — фронт. В городе находится штаб Северного фронта, Управление главного начальника снабжения, госпитали и другие армейские учреждения, полевые хлебопекарни. В гарнизоне более 30 тысяч человек, до 12 тысяч запасных стоят в Порхове, формируются полки и роты для фронта. Командует Северным фронтом генерал-адъютант Николай Владимирович Рузский.
Участие Пскова и его влияние на февральские события 1917 года прослеживаются за четыре дня до того момента, когда на платформу Псковского вокзала прибыл поезд с императором Николаем II. 27 февраля в штаб Северного фронта на имя генерала Рузского приходит телеграмма председателя Госдумы М. В. Родзянко с оценкой ситуации, сложившейся к этому моменту в России и Петрограде, с предложением выхода из кризиса и просьбой о поддержке со стороны Его Величества предложений о безотлагательном признании «лица, которому может верить вся страна и которому будет вручено составить правительство, пользующееся доверием всего населения». Телеграмма заканчивалась фразой: «Медлить больше нельзя, промедление смерти подобно».
На полях телеграммы отметка генерала Рузского: «Очень жаль, что с 24 по 27 февраля не удосужились сообщить о том, что делается в Петрограде. Надо думать, что и до 24 февраля были признаки нарождающегося недовольства, грозящего волнениями, а также и об агитации среди рабочих и гарнизона Петрограда. Об этом тоже не потрудились, может быть, и с целью, сообщить на фронт».
Сразу же в Могилев, где располагалась Ставка и находился в эти дни Николай П, генерал Рузский передает сообщение Председателя Госдумы, поддерживая его предложение и добавляя, что «при существующих условиях меры репрессии могут скорее обострить положение, чем дать необходимое длительное удовлетворение». В тот же день 27 февраля в Могилев, Ставку и в Псков, в штаб фронтащПетро1рада1фиходиттелеграм-ма товарища военного министра Беляева о «разраста-
нии в Петрограде военного мятежа» и просьба «спешного прибытия действительно надежных частей, в дос-таточномколичестве.дляодновременныхдействийвраз-личных частях города». В 21 час (27 февраля) генерал Алексеев, начальник штаба Верховного Главнокомандующего, по аппарату сообщает начальнику штаба Северного фронта генералу Данилову о решениях, принятых Николаем П к этому часу, назначить главнокомандующим Петроградского военного округа генерал-адъютанта Иванова, в его распоряжение от войск Северного фронта, возможно скорей, отправитьдвакавалерийских полка, два пехотных полка «из самых прочных, надежных», одну пулеметную команду Кольта для Георгиевского батальона, который едет из Ставки.
28 февраля в Псков приходит еще одна телеграмма из Ставки, отправленная генералом Алексеевым на имя всех главнокомандующих фронтами, в которой содержится информация о ситуации в Петрограде и предполагаемом отъезде царя в ночь на 28 февраля в Царское Село.
28 февраля в 2 часа ночи литерные поезда с Николаем II и свитой отошли от Могилева. По свидетельству камердинера, Николай II в 3 часа лег спать и встал в 10 часов. Днем проехали Смоленск, Вязьму. На каждом участке поезда сопровождали путевые инженеры. От одного из них в 4 часа дня свита, поезд которой шел впереди царского на часовом расстоянии, узнала об образовании Временного правительства и свержении старой власти. Из поезда была отправлена телеграмма на имя Родзянко с просьбой о встрече. В 21 час в Лихославле получили сообщение Бубликова — члена Госдумы, назначенного Временным правительством
Комиссаром путей сообщения, и телеграмму вновь назначенного коменданта ст. Петроград Грекова о направлении литерных поездов в Петроград. Генерал Цабель, барон Штакельберг, полковник Невдахов, подполковник Паль, чиновник канцелярии министра двора Суслов и генерал Дубенской принимают решение информировать обо всем царя. Не надеясь на коменданта Воейкова, ехавшего в одном составе с царем, они передают Государю письмо через лейб-медика Федорова, имевшего свободный вход к царю. В письме свита предлагала Николаю II «повернуть на Псков, где есть Рузский, близко войска и спокойствие тихого города».
Кчасуночи 1 марта свитский поезд прибылна станцию Малая Вишера. В вагон вошел офицер собственного императорского железнодорожного полка и доложил о том, что станции Любань и Тосно заняты революционными войсками. Свитский поезд встал на запасной путь, станцию из предосторожности изолировали от связи. В два часа подошел царский поезд. По свидетельству свиты, из царского поезда вышел один генерал Нарышкин (позднее, в Пскове, он вел протокол отречения), остальные спали. Срочный доклад царю. Николай II принимает решение следовать назад в Бологое, а оттуда на Псков.
В три часа с минутами поезда отошли от ст. Малая Вишера. Места их поменялись. Впереди шел царский. Днем получили известие о прохождении эшелона во главе с генералом Ивановым по ст. Дно и невозможности Родзянко выехать на преддолагавшуюся встречу с царем; в Старой Руссе получили известие о порче или ненадежности моста на Виндавской дороге. Принято окончательное решение двигаться на Псков, а оттуда — через Лугу и Гатчину в Царское Село. Отправили телеграмму Родзянко о перемене маршрута и предложении ему выехать в Псков. Остановка в Пскове планировалась непродолжительная и зависела от времени, необходимого для переговоров по прямому проводу с Царским Селом и Ставкой, и времени прибытия Родзянко. В 13 час. 05 мин. из Старой Руссы в Псков в штаб Северного фронта ушла телеграмма о следовании литерных поездов в Псков.
С этой минуты штаб Северного фронта начинает готовиться к встрече царя. Идут запросы по линии для выяснения приблизительного времени прибытия литерных поездов в Псков.
В 14 ч. 45 мин. начальник штаба генерал Данилов запрашивает Ставку о точности сведений, содержащихся в телеграмме генерала Алексеева от 28 февраля, чтобы ориентировать генерала Рузского для личного доклада царю по прибытии.
В 17ч. 15мин. из Ставки приходит подтверждение за подписью генерал-квартирмейстера Лукомского. В телеграмме содержалась просьба доложить государю о беспорядках в Кронштадте, восстании в Москве, сообщение генерала Непенина о признании Балтийским флотом Временного комитета Госдумы. В
случае «малейших сомнений» в том, что литерные поезда могут не дойти до Пскова, Лукомский просил «принять все меры для доставления доклада по принадлежности».
В 17 ч. 45 мин. помощник начальника штаба Ставки генерал Клембовский передает генералу Рузскому просьбу генерала Алексеева и Великого Князя Сергея Михайловича убедить Государя в необходимости образования ответственного министерства во главе с Родзянко.
Главнокомандующий Северным фронтом генерал Рузский к этому моменту переезжает на железнодорожный вокзал и размещается в стоящем там на запасном пути штабном вагоне. На вокзале выставляется оцепление.
К часу дня 1 марта литерные поезда подходят к станции Дно. По воспоминаниям дновских железнодорожников, начальник ст. Дно Иван Иванович Зубрилин получает из Петросовета телеграмму с приказом о задержании царского поезда. Зубрилин и на-чальниктягиКрасовский решают устроить крушение пути у станции Полонка. Одновременно с разрешением на занятие перегона Полонка — Дно царским поездом в 13 часов в сторону Полонки дежурный по станции Котов отправляет балластную «вертушку». Вслед за ней Зубрилин отправляет паровоз, который должен былврезаться ей в хвост и таким образом закрыть путь литерным поездам.
Пошаговая инструкция монтажа коллектора теплого пола.
Опубликовано 20 Сентябрь 2010 в рубрике История железных дорог
Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:Новое на сайте: