ПСКОВ — ЦЕНТР ВЕЛИКОРЕЦКОЙ ЗЕМЛИ
История городов подобна биографии людей: города рождаются, получают имя, растут, достигают зрелости, некоторые из них стареют и даже умирают. Так было на протяжении нескольких тысяч лет. Но XX век — век индустриализации и урбанизации — изменил обычный порядок развития городов, как бы подарив большинству из них вторую жизнь, дав возможность открыть второе дыхание старым городам, сильно ускорив ритм их жизни. Вновь возродились уже почти полностью лежавшие в развалинах Рим, Афины и другие античные и средневековые столицы. Такое же будущее ожидало и древний Псков.
Судьба уготовила Пскову жить два раза: первая жизнь, совсем не похожая на современную, со своим укладом, своими законами, со всеми признаками детства, молодости, зрелости и старости, пришлась на период средневековья (до 80-х годов XVI века — Ливонской войны); сейчас Псков переживает свою вторую молодость.
Пскову посвящено много общедоступной исторической и краеведческой литературы. Поэтому мы остановимся подробно лишь на географическом анализе зарождения и ранних этапах развития города, а также его этнической истории. О развитии хозяйства города, способствовавшем его росту, см. главу
1. Появление центра Великоречья
Первые упоминания Пскова в «Повести временных лет» под 903 и под 947 годами связаны с женитьбой князя Игоря на Ольге (родом из Псковской земли) и поездкой княгини Ольги в Новгородскую землю. В действительности город имеет более давнюю историю.
До середины XIX века считалось, что Псков был основан княгиней Ольгой. В 1856 году появилась первая работа, где были высказано предположение о существовании Пскова до упомянутого в летописи брака Игоря с Ольгой и даже до призвания варягов на Русь (862 год). Работа была встречена неодобрительно,
особенно со стороны церкви, так как она подрывала авторитет первой русской христианки Ольги.
Сейчас известно, что Ольга родилась в деревне Выбуты (Лыбуты) в 12 километрах к югу от Пскова. Летопись описывает происхождение Ольги «…от веси нменуемыя Выбутцкая близ предел Немеческия власти жителей, от языка Варяжска, от рода же не княжеска, но от простых людей».
Согласно легенде, Ольга происходила нз бедной крестьянской семьи. Чтобы скопить себе на приданое, она занималась перевозом на лодке через реку Великую путников, купцов с разными товарами. От своих подруг Ольга отличалась мужеством, силой… Однажды к реке подошел молодой красивый витязь и любезно попросил Ольгу перевезти его на другой берег. Выйдя нз лодки на другом берегу, витязь поинтересовался, как зовут девушку, снял со своей руки кольцо с ярким самоцветом и подарил его Ольге. Это был Игорь, сын новгородского князя. Когда Игорю настало время выбирать себе в жены девушку, он вспомнил об Ольге и послал к ее родителям, по русскому обычаю, сватов.
…Плыла однажды Ольга в нарядной ладье вниз по реке Великой. Оглядывая широкие берега, залюбовалась она высокой скалой, вершину которой украшал величественный бор. Указала Ольга своим спутникам на скалу н сказала: «Быть здесь городу великому и славному». С тех пор и называют в народе это место (Кром) «Ольгиным градом»*.
В начале нашего века, в канун празднования тысячелетия Пскова, была высказана компромиссная гипотеза. Согласно ей, Псков возник в результате слияния славянского Городца и существовавшего ранее фннно-угорского поселения на реке Мнроже с основанным Ольгой градом (на месте Крома).
Постепенно начала оформляться гипотеза о разноэтннче-ском происхождении первых поселений, которые впоследствии слились, образовав единый город с центром на мысу в месте слияния рек Великой и Псковы. Эта гипотеза напоминает принятую сейчас модель происхождения Новгорода — «старшего брата» Пскова.
Долгое время археологи искали предшественника Новгорода — «старого города». На эту роль претендовали Старая Ладога, Старая Русса, Городище близ Новгорода… Но Русса и Ладога стали называться «старыми» лишь с XVI и XVII веков соответственно, когда были возведены Новая Русса и Новая Ладога. Городище под Новгородом — ровесник городу на реке Волхов.
Между тем стало известно, что «Новым городом» в XII веке называли только детинец (кремль), а весь город делился на концы, имея в целом полицентрическую структуру. Три более ранних конца Новгорода образовались на основе «старых городков», первоначально представлявших самостоятельные поселки: Сла-венский конец (на Торговой стороне), Людин и Неревский концы (на Софийской стороне).
Славенский конец назывался также Славянском или Славянским холмом (не случайно скандинавы называли Новгород Холмгардом, то есть Холмгоро-дом). Неревский конец назван так по имени финно-угорского племени неревы, проживавшего у Финского залнва на берегу Нарвы (Наровы). Людин конец имеет Прусскую улицу, указывающую на прародину его жителей. Часть Людина конца находилась на месте современного детинца. В летописных записях Новгорода сохранилась версия о приходе части новгородцев из Пруссии (имеется в виду переселение кривичей или даже западных славян, прошедших через земли, заселенные балтамн).
В XII веке Слввенский и Неревский концы имели свои стеиы. Славяне, пришедшие из Прибалтики, обосновались на Кремлевском холме, где позже был основан Новый город.
Таким образом детинец («Новый город») был создан, по-видимому, как крепость и административный центр трех ранних городков, заключивших между собой политический союз. Ранние поселки служили до этого центрами обширных областей, и с созданием «Нового города» произошло их объединение. Новгород стал столицей огромного многонационального государства на севере Восточно-Европейской равнины. Понятие «новгородцы» еще долго расшифровывали как «славяне, кривичи и чудь».
Под влиянием данной гипотезы об образовании Новгорода, было высказано предположение, что Псков появился в результате слияния славянского Городца и неславянского поселения на месте Крома (Псковское городище). Городец со временем вошел в состав растущего города. Однако данная версия пока не подтверждена археологическими находками.
Сейчас известно, что уже на рубеже нашей эры существовало поселение на мысу — месте слияния рек Великой и Псковы. К VI веку здесь обосновались кривичи, о чем свидетельствуют обнаруженные в окрестностях длинные курганы. Вероятно, в это время и был основан Псков, и можно предположить, что Псков старше Новгорода, Ладоги, других центров северной Руси и ровесник первых поселений на месте Киева.
В VIII—IX веках в Псков прибывало новое население с земель к югу от полочан и смоленских кривичей — Среднего Днепра. Вероятно, это переселение и было отражено в древних летописях, видящих родину кривичей на Поднепровье. По ходу движения этой мощной волны миграции славян был основан Смоленск.
Вполне возможно, что днепровские славяне некоторое время были враждебны местным кривичам и чуди, и обосновались на одном из больших холмов, откуда и пошел Городец. В это же время усилился приток населения из ареала словен новгородских, на что указывают круглые сопки в псковской округе. Таким образом, к IX веку славяне составили основной этнический массив населения Пскова и его округи.
Вместе с тем с IX века Псков начинают посещать вооруженные до зубов норманны или, как их называло местное население, варяги. Предполагается, что к X веку в Псков проникли небольшие группы западно-славянских племен. Через некоторое время появились и латгалы.
На рубеже IX—X веков начался раннегородской этап развития Пскова. Псковское городище было преобразовано в детинец (Кром). В XI веке, когда Псков стал «пригородом» Новгорода, произошла нивелировка культурных традиций различного этнического происхождения на основе сложившихся форм городской культуры Древней Руси.
2. Средневековый Псков
В XV—XVI веках Псков, благодаря своему выгодному транспортно-географическому положению (именно погранич-ность способствовала развитию торговых связей с Ганзейскими городами), стал одним из крупнейших городов нелитовской части Руси. В то время у Пскова было только два конкурента — Новгород и Москва.
Страницы: 1 2
Опубликовано 18 Сентябрь 2010 в рубрике Биография Псковщины
Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:Новое на сайте: