Псков в условиях московского торгового капитализма.
Первый революционный акт — это измена царю Василию псковских стрельцов. Стрельцы были не столько военные, сколько ремесленники, которые со своими семьями жили в особых слободах Они были ярыми врагами Василия и деятельно поддерживали меньших людей Рассыпавшись по пригородам и слободам, они распропагандировали в пользу „Тушинского вора» крестьянское население. Весь 1607 г. прошел в распрях и даже войне обеих партий, так как сторону «Тушинского вора» принял изборский комендант Плещеев, который против Шереметева выступил в поход. Шереметев опирался на новгородцев, своих казаков, ожидал, что город будет занят шведами и все время немилосердно грабил меньших людей. После разгрома армии царя Василия под Болховым, псковские стрельцы, попавшие в плен, были обласканы „Тушинским вором» и отпущены во Псков с целью агитации. Правда, наиболее рьяные агитаторы во Пскове были переарестованы, но распропагандированные стрельцы составили вооруженный авангард городской мелкоты. К тому же город очень волновался безтактными распоряжениями Шереметева и др. московских властей.
В это время прошел слух, что на Устье стоят шведы и хотят ворваться в город. Это вызвало громадный переполох; часть жителей хотела закрыться в городе, а другая часть —пустить шведов. Стрельцы и меньшие люди между тем открыли Великие ворота и присягнули тушинскому воеводе Плещееву, который стоял в нынешней Алексеевской слободе. На другой же день весь город был в руках тушинской демократии, которая выпустила из тюрьмы 400 узников, одела, накормила их, а военных направила в Тушино. Оттуда были присланы гражданские власти, которые усердно стали конфисковать имения приверженцев Шуйского. Новгородская рать „лучших людей» и нанятые ею казаки подступали к городу и опустошали окрестности. Как раз в то же время в городе произошел страшный ,пожар, который истребил много построек и почти все огнестрельные запасы (взлетел на воздух и Троицкий собор со складом пороху). Пожар несомненно* произошел от поджога „лучших людей» и меньшие люди им порядком за это отомстили. В городе начался террор против „больших людей-*, т. е. крупного купечества, духовенства и приверженцев Шуйского,, которых сажали в тюрьмы и казнили. Но новгородская рать стояла под, Псковом, угрожая демократии и псковские „лучшие люди» звали ее в самый город. Раз, когда псковичи встречали крестный ход из Печер, город чуть не был отдан новгородцам, но казаки и стрельцы его отстояли. После этого террор был еще усилен, всколыхнулись самые низы общества— крестьяне, и выдвинули своего вождя Тимофея, по прозванию Кудекушу Трейца. Разорение окрестностей новгородцами и разными бандами продолжалось, и псковичи должны были отрядить отряды для их защиты.
Но реакция не дремала. Она сумела поссорить городскую мелкоту со» стрельцами и потом устроила в городе восстание, при чем вожди городской мелкоты (в том числе и Тимофей) были побиты камнями, тюрьмы наполнены людьми и имения разграблены. Много псковских демократов-бежало. В селах и пригородах псковские реакционеры ввели суровый, режим.
В 1610 г. власть царя Василия распалась окончательно. В самой Москве, в Новгороде и Торопце присягнули польскому королевичу. Патриарх Гермоген прислал грамоту и во Псков, но псковичи отказались присягнуть, очевидно, поэтому, что союа московского и польского государств.
грозил в будущем гибелью всей псковской торговле. Когда опять ко Пскову подошли новгородские приверженцы царя Василия, лучшие люди хотели открыто с ними соединиться, но все таки чувствовали свою слабость и не посмели.
Но на масленнице пришла из Порхова грамота, сообщавшаяся, .что Тушинскому Вору пришел конец, и это послужило сигналом для попытки окончательного подавления меньших людей и их союзников, стрельцов и казаков. Приверженцы Шуйского собрались в Крому, зазвонили во все колокола, пели молебен за царя Василия, обнимали и поздравляли друг друга, как на пасхе. В ответ на этот вызов „меньшие люди» со всех окраин города собрались на Запсковье и ожидали дальнейших событий. Осмелевшие „лучшие» стали стрелять с Покровской башни по стрелецкой слободе, чтобыее истребить, но жители ближайшей окраины прогнали их с башни и сбросили их пушку. «Меньшие» же с Запсковья стали обстреливать город и послали в стрелецкую слободу за помощью. Видя это, „лучшие» испугались и стали просить мира при условии—не приглашать стрельцов в город, что давало-бы „меньшим» громадное превосходство. Когда „меньшие» на такой мир не пошли и стрельцы вооруженного нападения „лучших» не испугались, „лучшие» частью убежали из города, частью попрятались. Дело обошлось без крупного кровопролития и имущество лучших частью было конфисковано. Убежавшие лучшие разоряли деревни, „и всего зла их не мочно переписати за множество», говорит летопись.
Царь Василий, узнав о восстании в Пскове, прислал небольшой отряд войска для усмирения. Псковичи встретили его около Промежицы и всячески задирали, но в бой не вступили. Тогда московская карательная экспедиция соединилась с новгородцами и хотела взять город штурмом. Хотя псковичи в открытом бою около Любятова и не устояли, но город не сдали, а москвичи и новгородцы скоро ушли, так как с тыла им угрожал литовский отряд Лисовского.
Псковская демократия ясно видела, что против соединенных сил царя Василия, шведов (которых Василий призвал на помощь) и своих бандитов ей не устоять, и поэтому впустили в город Лисовского. Но литовские авантюристы вели себя в Пскове слишком откровенно, пьянствовали, грабили и обирали граждан. Они открыто говорили: „Мы уже многие грады пленили и разорили, также будет от нас сему граду Пскову, понеже живот весь наш здесь положен в корчме». Не зная, как избавиться от слишком опасного союзника, псковичи обманом вызвали его из города, посылая в Ивангород, где, якобы,чожидала богатая добыча. Пан Лисовский поняв, что его обманули, засел в окрестностях города и стал их разорять, отчего во Пскове настал страшный голод
В конце концов псковской демократии угрожала опасность отовсюду. Московское крупное купечество призвало на помощь шведов, которые заняли Новгород, служилые люди соединились с Литвой, которая простирала свои набеги до самого Пскова Выхода не было. На беду появился еще новый претендент на звание царя, дьякон Матюшка который выдавал себя за спасшегося в Калуге Тушинского Вора и продолжал его политику. Обаяние Тушина в псковской демократии была очень сильн >. Оттого псковичи (правда, не без колебаний) пригласили его к себе Но дни демократического движения в московском государстве уже были сочтены. Лучшие и служилые люди в Москве уже брали верх, Псков держался небольшим демократическим оазисом. Наконец, и он пал в 1613 г., и Матюшка был арестован, кажется, самими псковичами, которые от голоду и грабежей обнищали в конец Во Пскове опять стали править московские воеводы, но уже именем новоизбранного царя Михаила.
К истории социальных революций во Пскове должно прибавить следующее:
а) социальные противоречия, выросшие на почве общего кризиса московского государства, здесь были особенно сильны;
б) здесь был могущественный слой демократии (мелких купцов, ремесленников, стрельцов и т. д.), который держал власть в своих руках с 1610 г. во’ 1613 г., опираясь на окрестное крестьянство;
в) классовое освещение псковских революций получило ясное выражение в двух документах: I псковской летописи, писанной, несомненно, приверженцем демократии, и в повести „О смятении, междоусобии и отступлении псковичей от московского государства» (приложение к II псковской летописи), писанной, несомненно, человеком, отражавшим мировоззрение лучших людей значительно позднее описываемых событий—в Романовские времена;
: г) Псков в начале XVII века был самым богатым и культурным городом после Москвы.
Опубликовано 22 Сентябрь 2010 в рубрике Хозяйство псковской губернии
Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:Новое на сайте: