Основой для псковского как и для всего русского средневекового зодчества стали достижения византийской архитектурной школы. После принятия Русью христианства Ви­зантия помогает ей в строительстве храмов.
С VIII века в Византии, где произошло слияние римского и восточного архитектурного опыта, начинается поиск новых спо­собов купольного перекрытия огромных внутренних пространств христианских храмов. На первых порах купол опирался на стены здания, используя боковые полукупола, поз­же — с помощью четырех сводов. Такая конструкция имела вид
креста и поэтому получила название — крестовокупольная. Со временем купол был приподнят на барабан. В результате церкви получили форму, столь привычную для всего православного мира и знакомую каждому русскому человеку.
В XI веке артель византийских строителей воздвигает в Ки­еве Софийский собор. К его строительству были привлечены русские мастера, создавшие в дальнейшем свою артель. Киев­ская артель строителей возвела на Руси еще два храма Софии — в Новгороде и Полоцке.
Все три «Софии» были очень похожи и повторяли традиции столичной византийской архитектуры. Но иные задания и усло­вия строительства, иные местные материалы привели к сложе­нию памятников совершенно другого, чем в Византии, облика.
К середине XII века на Руси появляется как минимум шесть артелей, которые могли самостоятельно вести монументальное строительство. Одна из них сложилась в Новгороде. Первона­чально самостоятельных черт в новгородских постройках было мало. Но здесь шире, чем в Киеве, использовали местный изве­стняк.
Построив несколько церквей в Новгороде, артель мастеров отправилась в Псков, где возвела четыре монументальных постройки: Троицкий собор (несохранившийся), собор Иоанна Предтечи в Ивановском монастыре, церковь Дмитрия Солун-ского и СпасЧжий собор Мирожского монастыря. По окончании строительства Новгородская артель была переведена из Пскова в Старую Ладогу, где возвела еще одну церковь.
Почти все храмы, построенные новгородской артелью мас­теров, были однотипны и чрезвычайно близки друг к другу- В Новгороде в середине XII века складывается самостоятельная архитектурная школа: новгородский тип храма появился в результате переработки и упрощения киевского типа.
В XIII веке в монументальном строительстве Новгорода произошел спад; все внимание стало уделяться оборонным нуж­дам — защите от шведов и немецких рыцарей. К середине XIV века монументальное зодчество вновь получает свое развитие. Вместе с тем на северо-западе Руси выявляется и вторая, дополнительная линия развития архитектуры — в Пско-
ве. Псков в середине XIV века получает независимость от своего «старшего брата» Новгорода, что создает предпосылки для рождения самостоятельной архитектурной школы.
Это был период, когда западные и южные земли Руси оказа­лись в зависимости от Литвы (позже — Речи Посполитой). Раз­витие архитектуры на этих территориях пошло по иному пути, создав основы украинской и белорусской архитектуры.
Но не новгородско-псковское зодчество при всей его яркости и самобытности стало основой общерусской архитектуры. Псковская и новгородская архитектурные школы остались ло­кальными явлениями, определив уникальность внешнего облика средневековых городов северо-запада России.
Генеральную линию развития русской архитектуры представляло зодчество северо-восточной Руси (Владимиро-Суздальского, а затем Московского княжеств). К середине XIV века здесь возобновляется монументальное строительство, прерванное монголо-татарским нашествием. В московском зод­честве к рубежу XIV-XV веков наметился период блестящего расцвета. Создается московская архитектурная школа, ставшая основой для последующего развития русской архитектуры.
В конце XV века в Москву для возведения соборов Кремля приглашается артель псковских строителей. В 1484-1486 годах псковские мастера восстанавливают разрушенную пожаром церковь Ризположения — домовый храм митрополита. При строительстве церкви псковичи применили прием, который в дальнейшем использовали и в Пскове — подъем церкви на высо­кий цокольный этаж.
В 1489 году та же артель псковских мастеров закончила строительство Благовещенского собора в Кремле — домового храма великого князя. Во внешнем облике собора можно найти как владимиро-суздальские и московские, так и типично псков­ские черты: крытая галерея, с трех сторон окружающая собор проложенный по верху барабана пояс полукруглых впадин (ки-отцев), поребриков и бегунца (рис. 9).
Бегунец представляет собой поясок из треугольных впади­нок, расположенный между двумя рядами четырехугольных впадии — поребриков.
Псковские церкви целиком выложены из местного камня -плитняка (мягкого известняка). В условиях влажного климата известняк легко подвергается разрушению. По этой причине орнаментальные пояски на барабанах псковских храмов не вы­ступают на поверхности, а, наоборот, вдавлены.
В последнем десятилетии XV века в псковском зодчестве произошел перелом, повлиявший на развитие архитектурной школы в течение всего XVI и отчасти XVII века: шестнадцати-скатные крыши уступили место более простым восьмискатным покрытиям. Позже восьмискатные крыши во многих храмах бы­ли заменены на четырехскатные.
Новый вид покрытия был гораздо более практичным: чем меньше швов имеет крыша, тем меньше вероятность проникновения влаги и разрушения в результате этого камен­ной кладки. Однако главной причиной произошедшей перемены стали соображения архитектурно-художественного порядка.
В XVI веке псковское монументальное строительство дости­гает своего расцвета: в это время сооружается или перестраива­ется большинство псковских церквей. Завершается формирова­ние черт, характеризующих ныне псковскую архитектурную школу.
Обязательной принадлежностью любой церкви были притворы перед западным (главным) входом, а нередко и перед боковыми. К притворам часто пристраивали паперти (крыльцо с мощеной площадкой, иногда с лестницей).
К храмам сбоку пристраивали небольшие церкви — приделы. Приделы соединялись с притворами крытыми га­лереями. Примерно с середины XVI века под храмом стали устраивать подцерковье (подклет) — подсобное хозяйственное помещение.
Подклеты на Псковщине известны и в гражданской архитектуре. Так в середине XIX века в Псковской губернии большинство крестьянских изб имело невысокие подклеты. Ц то же время более высокие подклеты были в Новгородской гу­бернии. При движении к северу росла высота подклетов: этот факт этнографы объясняют естественно-географическими усло­виями.
Обязательным элементом псковских храмов является звон­ница, расположенная в пристройках или отдельно вблизи церкви.
Благодаря горизонтальному обрезу карниза, невыявляюще-му рисунок закомар, трем апсидам, гостеприимным крыльцам, многочисленным пристройкам создавался общий распластанный силуэт церкви, живописный и по-домашнему уютный.
Различия в расположении приделов, галерей, звонниц привели к тому, что облик каждой церкви стал неповторимым: в Пскове нельзя найти два одинаковых храма. Зодчество средневекового Пскова наиболее полно характеризуют церкви: Василия с горки, Успенья с пароменья, Воскресения со стадища, Николы с усохи


Опубликовано 18 Сентябрь 2010 в рубрике Биография Псковщины

Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:
  • ИСТОРИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ НА ПСКОВЩИНЕ
  • Реставрация и освящение древнего Мирожского храма
  • Обновленный храм Вознесения


  • Новое на сайте:

  • Рекомендации по выбору стиральной машины автомат и продлению ее срока службы
  • Как выбрать блок-хаус?
  • В Пскове началось историческое ориентирование
  • Изучение истории Псковского края в послереволюционный период
  • Рыбное хозяйство Псковской губернии.