В XIII веке, когда Псковская земля постепенно приобретала независимость от Новгорода, для обороны от соседей псковичи начали возводить деревянные крепости — пригороды Пскова. Предполагается, что в числе этих первых крепостей был и Ост­ров. В XIV—XV веках после официального получения Псковом независимости было построено несколько каменных крепостей. Первой из них был Изборск, второй — Остров.
Первое летописное упоминание об Острове относится к 1341 году, а уже в 1348 году крепость стала каменной. Город возник на островке, образуемом рекой Великой и протокой Сло-божихой (в древности ее звали Черным ручьем), за что и пол­учил свое название. Островская крепость была сложена из плит серого и красноватого известняка. Крепость считалась в то вре­мя очень крупным оборонительным сооружением.
Остров имел своего посадника и даже свое вече. Однако пра­ва островского посадника и веча сильно ограничивались властью наместника псковского князя. Такая зависимость Острова от Пскова определялась формой государственного устройства Псковской республики.
К концу XV века на Псковской земле было 12 пригородов — небольших крепостей, выполнявших военные, административные и некоторые иные функции. Стольный город — Господин Псков — был центром Псковской зем­ли. Псковские пригороды были связаны с городскими концами: по два приго­рода на конец (раздел: Средневековый Псков).
Управление пригородами осуществлялось из Пскова: княжескими наме­стниками и пригородскими посадниками. Княжеские наместники до середины XV века сидели в семи старейших псковских пригородах, а затем и в осталь­ных. Пригородские посадники выбирались из числа псковских бояр по одному или иногда по два на пригород.
Местное население выбирало только пригородских старост. Но ии наме­стники, нн посадники не находились в пригородах постоянно. Последних даже нередко именовали «псковскими» посадниками.
Еще до потери Псковом независимости на Псковской земле оформилось несколько линий обороны от соседей. Первая линия считалась «порубежной». Крепости, прикрывающие Среднее Повелйчье (Остров, Врев, Выбор, Дубки, Володимирец и распо­ложенные южнее Велье, Воронич), относились ко второй линии обороны Пскова (раздел: Исторические этапы развития горо­дов).
После Ливонской войны (конец XVI века) и вплоть до сере­дины XVIII века Остров находился в состоянии упадка. Новго­родский губернатор в 1767 году по поводу Острова заметил: «Старый замок теперь только груда мусора; собор похож на ча­совню… Сущая деревня».
В 1778 году был учрежден первый генеральный план реконструкции Острова. К концу века город по числу каменных домов уже превосходил все другие уездные города губернии. В Острове был даже создан специальный «Комитет о замощении улиц».
Став уездным городом, Остров получил свой герб: «В верх­ней части щита — герб Псковский. В нижней — остров среди ре­ки и на нем три дуба в голубом поле, означающий имя сего горо­да». Три дуба олицетворяют силу, мужество островичей, мощь крепостных стен.
Надо отметить, что из десяти гербов современных городов Псковской об­ласти на трех отражены ландшафтные особенности территории: Печорском, Островском и Опочецком.
В Псковской губернии эта доля была еще выше: из девяти — четыре (до­бавлялся герб города Холм, расположенного иыие в Новгородской области). Вероятно, по числу гербов городов, где была отражена ландшафтная специфи­ка территории (рельеф, реки, горные породы, растительность) Псковская гу­берния не зиала себе равных в Российской Империи. Однако могло быть и больше таких гербов, если бы на гербе Великих Лук была отражена более до­стоверная гипотеза происхождения названия города.
В конце XVIII века Остров стал значительным центром торговли льном. В начале прошлого века на его долю приходи­лось 15% общего вывоза льна из России. Новый толчок разви­тию города дало строительство железной дороги Санкт-Петер­бург — Варшава, проходящей через Псков и Остров. В 1860 году по ней началось движение поездов. Город стал вторым в губер­нии центром торговли льном, уступая только Пскову.
За шесть лет до строительства железной дороги в Острове произошло событие, на некоторое время прославившее город. В 1853 году (за три года) был построен цепной мост через Вели­кую — уникальное сооружение, поражавшее в то время смело­стью инженерной мысли, а сейчас ставшее главной достоприме­чательностью города. Мост состоит из двух пролетов по 98 мет­ров, соединяющих Остров с обоими берегами реки.
К началу нашего века Остров стал одним из крупнейших го­родов губернии, находясь на рубеже веков на четвертом месте по числу жителей (после Пскова, Великих Лук и Торопца). В со­ветский период город стал расти еще быстрее.
Подлинный «расцвет» города произошел после Великой Отечественной войны, когда город превратился, по сути, в спут­ник Пскова. В конце 50-х годов в Острове был открыт цех Псковского машиностроительного завода, а через несколько лет— самое крупное ныне предприятие города «Вектор», выпу­скающее изделия для электротехнической промышленности. Появились новые предприятия легкой, пищевой отраслей и про­мышленности строительных материалов. Так город Остров, бла­годаря своей близости к Пскову, полупериферийному положе­нию, оказался втянутым в четвертый индустриальный цикл (раздел: Индустриальный этап развития экономики).
Численность населения Острова в середине 60-х годов пре­взошла 20-тысячную отметку, а сейчас превышает 29 тысяч че­ловек. Остров по числу жителей прочно занимает третье место в области, уступая только Пскову и Великим Лукам.


Опубликовано 20 Сентябрь 2010 в рубрике История псковского края

Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:
  • ГДОВЩИНА
  • Исторические этапы развития городов
  • ПСКОВСКИЙ ГЕРБ


  • Новое на сайте:

  • Рекомендации по выбору стиральной машины автомат и продлению ее срока службы
  • Как выбрать блок-хаус?
  • В Пскове началось историческое ориентирование
  • Изучение истории Псковского края в послереволюционный период
  • Рыбное хозяйство Псковской губернии.