ПСКОВСКИЕ ПРИГОРОДЫ. ОСТРОВ
В XIII веке, когда Псковская земля постепенно приобретала независимость от Новгорода, для обороны от соседей псковичи начали возводить деревянные крепости — пригороды Пскова. Предполагается, что в числе этих первых крепостей был и Остров. В XIV—XV веках после официального получения Псковом независимости было построено несколько каменных крепостей. Первой из них был Изборск, второй — Остров.
Первое летописное упоминание об Острове относится к 1341 году, а уже в 1348 году крепость стала каменной. Город возник на островке, образуемом рекой Великой и протокой Сло-божихой (в древности ее звали Черным ручьем), за что и получил свое название. Островская крепость была сложена из плит серого и красноватого известняка. Крепость считалась в то время очень крупным оборонительным сооружением.
Остров имел своего посадника и даже свое вече. Однако права островского посадника и веча сильно ограничивались властью наместника псковского князя. Такая зависимость Острова от Пскова определялась формой государственного устройства Псковской республики.
К концу XV века на Псковской земле было 12 пригородов — небольших крепостей, выполнявших военные, административные и некоторые иные функции. Стольный город — Господин Псков — был центром Псковской земли. Псковские пригороды были связаны с городскими концами: по два пригорода на конец (раздел: Средневековый Псков).
Управление пригородами осуществлялось из Пскова: княжескими наместниками и пригородскими посадниками. Княжеские наместники до середины XV века сидели в семи старейших псковских пригородах, а затем и в остальных. Пригородские посадники выбирались из числа псковских бояр по одному или иногда по два на пригород.
Местное население выбирало только пригородских старост. Но ии наместники, нн посадники не находились в пригородах постоянно. Последних даже нередко именовали «псковскими» посадниками.
Еще до потери Псковом независимости на Псковской земле оформилось несколько линий обороны от соседей. Первая линия считалась «порубежной». Крепости, прикрывающие Среднее Повелйчье (Остров, Врев, Выбор, Дубки, Володимирец и расположенные южнее Велье, Воронич), относились ко второй линии обороны Пскова (раздел: Исторические этапы развития городов).
После Ливонской войны (конец XVI века) и вплоть до середины XVIII века Остров находился в состоянии упадка. Новгородский губернатор в 1767 году по поводу Острова заметил: «Старый замок теперь только груда мусора; собор похож на часовню… Сущая деревня».
В 1778 году был учрежден первый генеральный план реконструкции Острова. К концу века город по числу каменных домов уже превосходил все другие уездные города губернии. В Острове был даже создан специальный «Комитет о замощении улиц».
Став уездным городом, Остров получил свой герб: «В верхней части щита — герб Псковский. В нижней — остров среди реки и на нем три дуба в голубом поле, означающий имя сего города». Три дуба олицетворяют силу, мужество островичей, мощь крепостных стен.
Надо отметить, что из десяти гербов современных городов Псковской области на трех отражены ландшафтные особенности территории: Печорском, Островском и Опочецком.
В Псковской губернии эта доля была еще выше: из девяти — четыре (добавлялся герб города Холм, расположенного иыие в Новгородской области). Вероятно, по числу гербов городов, где была отражена ландшафтная специфика территории (рельеф, реки, горные породы, растительность) Псковская губерния не зиала себе равных в Российской Империи. Однако могло быть и больше таких гербов, если бы на гербе Великих Лук была отражена более достоверная гипотеза происхождения названия города.
В конце XVIII века Остров стал значительным центром торговли льном. В начале прошлого века на его долю приходилось 15% общего вывоза льна из России. Новый толчок развитию города дало строительство железной дороги Санкт-Петербург — Варшава, проходящей через Псков и Остров. В 1860 году по ней началось движение поездов. Город стал вторым в губернии центром торговли льном, уступая только Пскову.
За шесть лет до строительства железной дороги в Острове произошло событие, на некоторое время прославившее город. В 1853 году (за три года) был построен цепной мост через Великую — уникальное сооружение, поражавшее в то время смелостью инженерной мысли, а сейчас ставшее главной достопримечательностью города. Мост состоит из двух пролетов по 98 метров, соединяющих Остров с обоими берегами реки.
К началу нашего века Остров стал одним из крупнейших городов губернии, находясь на рубеже веков на четвертом месте по числу жителей (после Пскова, Великих Лук и Торопца). В советский период город стал расти еще быстрее.
Подлинный «расцвет» города произошел после Великой Отечественной войны, когда город превратился, по сути, в спутник Пскова. В конце 50-х годов в Острове был открыт цех Псковского машиностроительного завода, а через несколько лет— самое крупное ныне предприятие города «Вектор», выпускающее изделия для электротехнической промышленности. Появились новые предприятия легкой, пищевой отраслей и промышленности строительных материалов. Так город Остров, благодаря своей близости к Пскову, полупериферийному положению, оказался втянутым в четвертый индустриальный цикл (раздел: Индустриальный этап развития экономики).
Численность населения Острова в середине 60-х годов превзошла 20-тысячную отметку, а сейчас превышает 29 тысяч человек. Остров по числу жителей прочно занимает третье место в области, уступая только Пскову и Великим Лукам.
Подробности купить сварочную маску у нас.
Опубликовано 20 Сентябрь 2010 в рубрике История псковского края
Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:Новое на сайте: