Псковское дмитриевское кладбище
Церковь во имя святого великомученика Димитрия Мироточивого и при ней городское кладбище находится на юго-восточной стороне г. Пскова, в конце Петровского посада, при реке Пскове, с одной стороны, и старой Новгородской дороги, с другой. О первоначальном основании на этом месте церкви не сохранилось точных указаний в летописях. Митрополит Евгений, в списке упраздненных монастырей Псковской Епархии, упоминает Димитриевский, мужеский, на поле, за Псковом, за Петровскою слободою, который был выжжен шведами в 1615 году, после возобновлен и приписан к архиерейскому дому (История княжества Псковского, ч. 3, стр. 127). Откуда взято это сказание, неизвестно. В летописи под 1615 г. не упоминается о разорении монастырей поименно, а лишь упомянуто только, что Густав Адольф «твердо обступи град, и пакости творяше, святыя обители огнем пожигающе; к тому же Димитриевский монастырь находился на противоположном конце города от осадного пункта — Варлаамовской башни и церкви, и шведские корпуса расположены были в то время на Запсковье в Варлаамовской слободе и на Завеличье в Иоанно-Предтеченском и Ильинском монастырях.
О Димитриевском монастыре упоминается в писцовых книгах (1624—1627) и в выданной в 1640 году выписи с писцовых книг на монастырские и церковные земли «Дмитрия святого, что во Пскове, со в споля», упоминается старец Леонид, а в выписи 7185 (1677) 29 июля на нивы, пожни и огороды Димитриевского из-за Петровских ворот монастыря упоминается строителем черный священник Амбросий.
Протоиереем Милевским помещено в Губерских ведомостях 1849 г. № 5 дело о возвращении примерных четвертей земли Васильевскому девичьему монастырю с болота от монастырей Введенского и Димитриевского 1679 г. апреля 16 дня, в Димитриевском монастыре упоминается старец Амбросий с братиею. В
церкви не сохранилось памятников монастыря, кроме того только, что в 15 саженях от церкви к северо-западу, на возвышенном берегу реки Псковы, лет 50 назад хранились остатки какого-то здания, основание которого, поросшее травою, заметно еще и теперь. Это не что иное было, как монастырские здания. На восток за церковь в 200 саж., во рву, где прежде до 1863 г. протекал небольшой ручеек, был колодезь с деревянным обрубом, ио в недавнее время завален каменьями.
О самой церкви в первый раз указывает Псковский летописец, когда говорит о построении, по случаю мора, Покровской церкви в 1352 г. «Псковичи поставиша церковь святыя Богородицы честному ея покрову, за стеною в стране святаго Димитрия». Хотя здесь не указывается прямо на описываемую церковь, потому что в Пскове существовали еще две церкви соименные — Димитрия Солунскаго в Домантовой стене и Димитрия Вологодскаго на старом торговище; но как они находились не за Петровскими воротами, и последняя построена в 1518 г., то естественно, что литописец, говоря о стране св. Димитрия, разумел место, где церковь, ныне существующая. Таким образом можно с уверенностью сказать, что здесь построена была церковь еще ранее половины XIV века.
Далее у летописца упоминается о Димитриевской церкви, по случаю приезда из Новгорода в Псков князя Ивана Дмитриевича Шемякина 9 апреля 1454 г. «И выидоша противу (его) все священство со кресты ко святому Димитрию на Пскову и прияша его посадники Псковские и весь Псков с великою честию». Построение же ныне существующей церкви Ильинский и митрополит Евгений относят к 1534 г.: «(совершиша) построена каменная церковь св. Димитрия на поле (декабря в 4 день освящена)». К сему митрополит Евгений прибавляет: «по штатам 1764 г. положена с окладным жалованием, вместо Рождественской, тогда в наличности не оказавшейся». Под храмовою иконою (довольно древнею) находится надпись, сделанная, вероятно, при обновлении иконостаса, в 1820 году «построен сей храм во имя святого
великомученика Димитрия Мироточца в лето 1673 г. месяца июля в 1-й день, при Благоверном Государе, Царе и Великом Князе Алексее Михайловиче, всея великия и малыя и белыя России Самодержце, при супруге Его Благоверной Государыне, Царице и Великой Княгине Наталии Кирилловне и при Благоверных Кня-эех Федоре Иоанновиче и Петре Алексеевиче и при Благоверных Государех Цеэаревичах Алексее Алексеевиче и Алексее Петровиче. Возобновлен же сей храм 1820 г., в царствование Бла-гочистейшего Государя Императора Александра Павловича, Самодержца Всероссийского, тщанием церковного старосты Михаила Афанасьева». Едва ли эта надпись относится к этому храму. Из летописи не видно, чтобы в царствование Алексея Михайловича построена была в Пскове какая-либо церковь.
К тому же настоящий вид Димитриевской церкви ничем не отличается от церквей, строенных в XIV и XV веках. Внутри купол на четырех столбцах: два отделяют алтарь от храма и образуют своды (арки), соединяясь с внешнею алтарною стеною; колонны ея (столпы) соединены с стенами деревянными брусьями. Алтарь троечастный, части полукруглые, главная средняя больше боковых и в ней напротив престола окно; с левой боковой части жертвенник с небольшим оконцем и близ него в стене углубление для огня и воды с маленьким оконцем. Построена церковь из плиты, толщина стен неодинаковая. Наружная стена с левой стороны в 2 арш. 14 вер. и 2 арш. 3 вер., с правой стороны 2 арш. 2 вер.; поперечная стена в церкви 2 арш. 2 вер., в притворе 1 арш. 8 вер. и наружная стена, при входе, под колокольнею 1 арш. 5 вер.
1781 г. 3 декабря прихожанин и вместе староста Димитриевской церкви Вукол Евстифеев (Поднебесное) просил разрешения Епархиального Начальства построить каменную теплую придельную церковь при Димитриевской и дозволения разобрать стоящую упраздненную за Петровскими воротами, ветхую, деревянную Введенскую церковь. (Это была церковь бывшего Введенского мужского монастыря, приписанного в 1695 г. к архиерейскому дому и упраздненного по введении духовного регламента. Он находился в довольно близком расстоянии от Варваренского монастыря, на границах, в настоящее время, приходов Димитриевского и Покровского, где дома Присяжной, Лукьяновой и Запихае-вой.) А имеющиеся при оной каменные ворота разобрать и употребить на постройку церкви, а церковный лес -* на жжение извести, что и было ему разрешено 1782 г. 19 января указом консистории за № 99. Поднебесное на свой счет устроил, с южной стороны, придельную церковь, тоже во имя Введения. Придел этот существовал в своем виде до 1864 г., когда эта церковь почти совершенно переделана.
В1790 г., указом Псковской Духовной консистории от 9 июня за № 971 разрешено устроить новую колокольню. В 1791 г. по указу консистории от 9 июля № 1002 перенесен из Космодамиа-новской церкви, бывшей на утоках, у стены против Иоакима-Аннинского монастыря, иконостас со всеми иконами.
Нельзя ничего сказать положительно о капитальном ремонтировании этого главного храма; да, вероятно, он капитально не ремонтировался. Настоящий вид подтверждает это. Впрочем, в настоящем столетии, кроме Введенского придела, на ремонт церкви употреблено 4060 руб. 86 коп. ассигн.; более крупные расходы были в 1819—20 г. на 864 руб. 50 коп. сер. и в 1834—35 г. на 798 руб. 50 коп. В 1864 г. на переделку придельной Введенской церкви и надстройку колокольни употреблено 2773 р. 98 к.
В июле 1813 г. священно- и церковнослужители со старостою просили позволения консистории устроить новую тесовую крышу на церкви и притворе, собственным коштом, не касаясь церковной суммы, так как крыша на церкви и притворе, из черепицы, от долговременности и дождей пришла ныне в ветхость, — что и было им дозволено, и 13 ноября благочинный доносил об окончании работ по церкви.
В марте месяце 1820 г. священно- и церковнослужители со старостою входили с прошением к Его Высокопреосвященству Преосвященнейшему Евгению о том, что иконостас Димитриевс-кой церкви начинает приходить в ветхость и иконы от давнего
https://plenka-na-okna.ru daytona тонировочная пленка для окон.
Опубликовано 22 Сентябрь 2010 в рубрике Храмы и монастыри
Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:Новое на сайте: