Церковь во имя святого великомученика Димитрия Ми­роточивого и при ней городское кладбище находится на юго-восточной стороне г. Пскова, в конце Петровского поса­да, при реке Пскове, с одной стороны, и старой Новгородской дороги, с другой. О первоначальном основании на этом месте цер­кви не сохранилось точных указаний в летописях. Митрополит Евгений, в списке упраздненных монастырей Псковской Епар­хии, упоминает Димитриевский, мужеский, на поле, за Псковом, за Петровскою слободою, который был выжжен шведами в 1615 году, после возобновлен и приписан к архиерейскому дому (Ис­тория княжества Псковского, ч. 3, стр. 127). Откуда взято это сказание, неизвестно. В летописи под 1615 г. не упоминается о разорении монастырей поименно, а лишь упомянуто только, что Густав Адольф «твердо обступи град, и пакости творяше, святыя обители огнем пожигающе; к тому же Димитриевский монастырь находился на противоположном конце города от осадного пункта — Варлаамовской башни и церкви, и шведские корпуса располо­жены были в то время на Запсковье в Варлаамовской слободе и на Завеличье в Иоанно-Предтеченском и Ильинском монастырях.
О Димитриевском монастыре упоминается в писцовых кни­гах (1624—1627) и в выданной в 1640 году выписи с писцовых книг на монастырские и церковные земли «Дмитрия святого, что во Пскове, со в споля», упоминается старец Леонид, а в выписи 7185 (1677) 29 июля на нивы, пожни и огороды Димитриевского из-за Петровских ворот монастыря упоминается строителем чер­ный священник Амбросий.
Протоиереем Милевским помещено в Губерских ведомос­тях 1849 г. № 5 дело о возвращении примерных четвертей земли Васильевскому девичьему монастырю с болота от монастырей Введенского и Димитриевского 1679 г. апреля 16 дня, в Димит­риевском монастыре упоминается старец Амбросий с братиею. В
церкви не сохранилось памятников монастыря, кроме того толь­ко, что в 15 саженях от церкви к северо-западу, на возвышенном берегу реки Псковы, лет 50 назад хранились остатки какого-то здания, основание которого, поросшее травою, заметно еще и те­перь. Это не что иное было, как монастырские здания. На восток за церковь в 200 саж., во рву, где прежде до 1863 г. протекал небольшой ручеек, был колодезь с деревянным обрубом, ио в не­давнее время завален каменьями.
О самой церкви в первый раз указывает Псковский лето­писец, когда говорит о построении, по случаю мора, Покровской церкви в 1352 г. «Псковичи поставиша церковь святыя Богоро­дицы честному ея покрову, за стеною в стране святаго Димит­рия». Хотя здесь не указывается прямо на описываемую цер­ковь, потому что в Пскове существовали еще две церкви соимен­ные — Димитрия Солунскаго в Домантовой стене и Димитрия Вологодскаго на старом торговище; но как они находились не за Петровскими воротами, и последняя построена в 1518 г., то есте­ственно, что литописец, говоря о стране св. Димитрия, разумел место, где церковь, ныне существующая. Таким образом можно с уверенностью сказать, что здесь построена была церковь еще ранее половины XIV века.
Далее у летописца упоминается о Димитриевской церкви, по случаю приезда из Новгорода в Псков князя Ивана Дмитриеви­ча Шемякина 9 апреля 1454 г. «И выидоша противу (его) все священство со кресты ко святому Димитрию на Пскову и прияша его посадники Псковские и весь Псков с великою честию». По­строение же ныне существующей церкви Ильинский и митропо­лит Евгений относят к 1534 г.: «(совершиша) построена каменная церковь св. Димитрия на поле (декабря в 4 день освящена)». К сему митрополит Евгений прибавляет: «по штатам 1764 г. поло­жена с окладным жалованием, вместо Рождественской, тогда в наличности не оказавшейся». Под храмовою иконою (довольно древнею) находится надпись, сделанная, вероятно, при обновле­нии иконостаса, в 1820 году «построен сей храм во имя святого
великомученика Димитрия Мироточца в лето 1673 г. месяца июля в 1-й день, при Благоверном Государе, Царе и Великом Князе Алексее Михайловиче, всея великия и малыя и белыя России Самодержце, при супруге Его Благоверной Государыне, Царице и Великой Княгине Наталии Кирилловне и при Благоверных Кня-эех Федоре Иоанновиче и Петре Алексеевиче и при Благовер­ных Государех Цеэаревичах Алексее Алексеевиче и Алексее Петровиче. Возобновлен же сей храм 1820 г., в царствование Бла-гочистейшего Государя Императора Александра Павловича, Са­модержца Всероссийского, тщанием церковного старосты Миха­ила Афанасьева». Едва ли эта надпись относится к этому храму. Из летописи не видно, чтобы в царствование Алексея Михайло­вича построена была в Пскове какая-либо церковь.
К тому же настоящий вид Димитриевской церкви ничем не отличается от церквей, строенных в XIV и XV веках. Внутри купол на четырех столбцах: два отделяют алтарь от храма и обра­зуют своды (арки), соединяясь с внешнею алтарною стеною; ко­лонны ея (столпы) соединены с стенами деревянными брусьями. Алтарь троечастный, части полукруглые, главная средняя боль­ше боковых и в ней напротив престола окно; с левой боковой час­ти жертвенник с небольшим оконцем и близ него в стене углубле­ние для огня и воды с маленьким оконцем. Построена церковь из плиты, толщина стен неодинаковая. Наружная стена с левой сто­роны в 2 арш. 14 вер. и 2 арш. 3 вер., с правой стороны 2 арш. 2 вер.; поперечная стена в церкви 2 арш. 2 вер., в притворе 1 арш. 8 вер. и наружная стена, при входе, под колокольнею 1 арш. 5 вер.
1781 г. 3 декабря прихожанин и вместе староста Димитриев­ской церкви Вукол Евстифеев (Поднебесное) просил разрешения Епархиального Начальства построить каменную теплую придель­ную церковь при Димитриевской и дозволения разобрать стоящую упраздненную за Петровскими воротами, ветхую, деревянную Введенскую церковь. (Это была церковь бывшего Введенского мужского монастыря, приписанного в 1695 г. к архиерейскому дому и упраздненного по введении духовного регламента. Он находился в довольно близком расстоянии от Варваренского монас­тыря, на границах, в настоящее время, приходов Димитриевского и Покровского, где дома Присяжной, Лукьяновой и Запихае-вой.) А имеющиеся при оной каменные ворота разобрать и упот­ребить на постройку церкви, а церковный лес -* на жжение изве­сти, что и было ему разрешено 1782 г. 19 января указом консис­тории за № 99. Поднебесное на свой счет устроил, с южной сто­роны, придельную церковь, тоже во имя Введения. Придел этот существовал в своем виде до 1864 г., когда эта церковь почти совершенно переделана.
В1790 г., указом Псковской Духовной консистории от 9 июня за № 971 разрешено устроить новую колокольню. В 1791 г. по указу консистории от 9 июля № 1002 перенесен из Космодамиа-новской церкви, бывшей на утоках, у стены против Иоакима-Аннинского монастыря, иконостас со всеми иконами.
Нельзя ничего сказать положительно о капитальном ремон­тировании этого главного храма; да, вероятно, он капитально не ремонтировался. Настоящий вид подтверждает это. Впрочем, в настоящем столетии, кроме Введенского придела, на ремонт цер­кви употреблено 4060 руб. 86 коп. ассигн.; более крупные расхо­ды были в 1819—20 г. на 864 руб. 50 коп. сер. и в 1834—35 г. на 798 руб. 50 коп. В 1864 г. на переделку придельной Введенской церкви и надстройку колокольни употреблено 2773 р. 98 к.
В июле 1813 г. священно- и церковнослужители со старо­стою просили позволения консистории устроить новую тесовую крышу на церкви и притворе, собственным коштом, не касаясь церковной суммы, так как крыша на церкви и притворе, из чере­пицы, от долговременности и дождей пришла ныне в ветхость, — что и было им дозволено, и 13 ноября благочинный доносил об окончании работ по церкви.
В марте месяце 1820 г. священно- и церковнослужители со старостою входили с прошением к Его Высокопреосвященству Преосвященнейшему Евгению о том, что иконостас Димитриевс-кой церкви начинает приходить в ветхость и иконы от давнего

https://plenka-na-okna.ru daytona тонировочная пленка для окон.


Страницы: 1 2 3

Опубликовано 22 Сентябрь 2010 в рубрике Храмы и монастыри

Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:
  • ИСТОРИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ НА ПСКОВЩИНЕ
  • Церковное имущество
  • ПСКОВСКАЯ АРХИТЕКТУРНАЯ ШКОЛА


  • Новое на сайте:

  • Для нагревания табака от компании glo
  • Погружение в мир ставок и увлекательного азарта
  • Крем Сустарад: для суставов он станет как целебное зелье
  • Калькутта красочная
  • Сочиняшка: сайт где есть всё для любителей литературы и не только