РЕКА ВЕЛИКАЯ И КРИВИЧИ
Откуда пошло название реки Великой? Очевидно, что оно имеет славянское происхождение. «Великий» по-древнерусски значит «большой». Но неужели эту самую большую реку Псковской земли не знали проживавшие здесь до прихода славян финно-угорские племена и не дали ей свое название? Некоторые исследователи считают, что река носила имя, аналогичное современному, но на языке коренных народов нашего края. Один из крупных левых притоков Великой — Исса (или правильнее — Иса), что созвучно с финским словом «ясо» — большой, великий. Отсюда делается предположение, что финно-угры считали началом Великой исток Исы, а славяне — озера Большой и Малый Вяз (раздел: Великолуцкая земля. Вязовщи-на).
В подтверждение этой версии приводится факт, что река Исса берет начало в озере Дедино (Дедово). Созвучное названию Исса финское слово «isoisa» переводится как «дедушка» (буквально: «большой отец»).
Вторая версия связывает название реки Великой с финским и эстонским словом «вялья» — просторный, свободный. Названия «Вялья» и «Великая» близки по смыслу и созвучны не в меньшей степени. В Псковской области есть несколько озер с названием «Велье» (раздел: Верхнее Повеличье и Пушкиногорье).
В любом случае установить точно, является ли название самой большой псковской реки переводом с более ранних финно-угорских названий или славяне дали это имя независимо от проживавшего здесь населения, пока не удалось.
На исторических картах и в древних псковских документах весь Псковско-Чудской водоем иногда называют озером Великим. Отсюда произошла версия о переносе имени озера на название реки. Но вероятно, это уже более позднее переосмысление этих названий.
В середине I тысячелетия нашей эры на земли бассейна Великой пришли славянские племена кривичей. Долгое время положение о их славянском происхождении оставалось незыблемым. Их название связывали со значительной кривизной рек на месте их поселения: верховьях крупных русских рек (Волги, Днепра, Ловати, Великой и других). Сомнение в их чисто славянском происхождении появилось после обнаружения на всех кривичских территориях «длинных курганов» — погребений, приписываемых исключительно кривичам.
Длинные курганы известны в науке уже более полутора веков. Свое название они получили из-за формы насыпи, длина которой в два раза, а иногда и более превышает ее ширину. Курган мог иногда содержать до шести погребений, и его средняя длина превышала 30 метров. Древние люди верили, что в загробном мире родственники должны находиться вместе, поэтому каждый род имел свой могильный курган.
Аналогичными длинным курганам были более поздние захоронения По-волховья — круглые сопки словен ильменских, но росли они уже не в длину, а в высоту.
В длинных курганах были найдены предметы финно-угорского и балтийского происхождения. Начался спор об их этнической принадлежности, и в итоге было признано их кривичское происхождение. Границы территории расселения кривичей стали проводить по контурам ареала распространения длинных курганов. Однако вопрос о балтийских элементах в длинных курганах не давал археологам покоя. В результате появилась версия о балтийском происхождении кривичей.
Вспомним, что в раннее средневековье большинство земель, куда пришли кривичи, было заселено племенами восточных балтов, в дальнейшем ассимилированных славянами. По мнению ряда ученых, кривичи — результат смешения славян и восточных балтов, и этим можно объяснить наличие значительного количества балтийских элементов в кривичской культуре. Процесс смешения продолжался недолго, и уже в начале II тысячелетня нашей эры кривичей стали относить к славянским племенным союзам (в более ранних источниках они не упоминались в списке славянских союзов племен).
Сторонники балтийской версии происхождения кривичей считают последнюю более сильной и стройной. Она объясняет балтийский элемент в кривичской культуре не только их «просачиванием» сквозь земли балтов из Центральной Европы,
но и контактом славян с балтами и финно-уграми непосредственно на месте их оседания. Эта версия имеет свое объяснение названия кривичей: от имени родоначальника или даже балтского бога Крева. Названия с корнем «крев» («крив») можно встретить фактически на всех землях, заселенных в прошлом кривичами.
Современная гипотеза о приходе славян-кривичей в середине I тысячелетия нашей эры из Центральной Европы (чаще их «прародиной» считается междуречье Вислы-Одры (Одера) не содержит явных противоречий с балтской версией происхождения их названия (раздел: Заселение территории края).
Сильное влияние балтской культуры на территории Псковской земли прослеживается и позже — в начале II тысячелетия нашей эры. Это было связано с расширением ареала расселения латгалов — балтийского народа, соседнего с кривичами. Находки латгальского происхождения, датируемые XI-XII веками, обнаружены во многих уголках Псковской земли, но более всего в ее западных частях, где латгалы создавали целые поселения, соседствующие со славянскими. Такие же находки имеются и в округе Пскова.
Проживание значительных групп латгальских поселенцев на Псковской земле становится понятным, если отметить такой факт, что в XIV веке псковичи брали дань с латгальской области Талава, а в состав Псковских владений входила река Опочна, протекавшая в «Латыголе» (раздел: Западное Порубежье. Пыталовский край).
ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАЗВАНИЙ «ПСКОВ» И «СКОБАРИ»
Существует много версий о происхождении названия «Псков». Они исходят из чисто славянского происхождения топонима и, помня одну из его форм «Плесков», связывают его со словами: плескаться, песок, плес.
Согласно первой версии (от слова «плескаться») река Пскова сначала называлась «Плескава», передав затем городу свое имя. Вторая версия (от слова «песок») дает объяснение названия реки Псковы как «реки с песчаными берегами». Третья версия исходит из того, что «плес» — «прямой, спокойный участок реки от одного поворота до другого», что вполне соответствует характеру Псковы в ее нижнем течении. А значит, Пскова — «река со множеством плесов».
В книге «Занимательная топонимика», предназначенной для учащихся старших классов, отдается предпочтение последней из этих трех версий.
Однако эти версии, как и форма «Плесков», являются поздним переосмыслением неславянского названия. Почему же нельзя принять эти простые и красивые версии? Дело в том, что в русском языке названия мест на «-ов» от глаголов не образуются, а преобразования «плес» в «Плесков» или «песок» в «Пскова» также маловероятны. Тем не менее эти версии стали настолько привычны вследствие своего длительного существования, что даже на исторических картах озеро Псковское нередко именовали Плесами.
Существовала также версия о родстве названий городов Плесков и Пли-ска (в Болгарии). Болгарский город даже определяли как родину княгини Ольги.
На самом деле Псков, имея значительную дославянскую историю, получил и дославянское название. Точнее, это название получила река Пскова, которая затем передала свое имя расположенному на ее берегах городу.
Если мы посмотрим на названия рек, имеющие финно-угорское происхождение (Насва, Кухва, Нева, Самолва), то заметим общий формант в концовках гидронимов «-ва». Значит остается выяснить, что означает начало слова «Пско-ва». Современное название Пскова и Псковского озера в финском языке звучит «Пихкава» («пихка» — смола), а в эстонском — «Пихква» («пихк» — липкая масса). Название «Пскова» созвучно с этими финско-угорскими вариантами, но, вероятно, имеет более давнее происхождение.
Как установил известный историк-топонимист Александр Иванович Попов, еще более близким по звучанию является лив-ский вариант названия: «Писква» («Piiskva»; «piisk» переводится как «смола»). Ливы в раннее средневековье заселяли огромную территорию на севере современной Латвии, соседнюю с Псковской землей. А значит, их-язык был близок языку финно-угров, проживавших когда-то на терртории нашего края.
Доставка цветов и букетов Пошехонье среди цветов.
Страницы: 1 2
Опубликовано 18 Сентябрь 2010 в рубрике Биография Псковщины
Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:Новое на сайте: