СЕТУКЕЗИЯ
(СЕТУМАА — «ЗЕМЛЯ СЕТУ») В недавнем прошлом сету заселяли довольно значительную территорию в центральной части Печорского района, а также в соседних эстонских землях Пыльваского и Выруского уездов. В начале нашего века область их расселения представляла собой треугольник с вершинами в устье реки Выханду (на севере), Из-борске (на юго-востоке) и Миссо (на юго-западе, в Эстонии). На побережье Псковского озера выходило лишь несколько деревень сету (рис.24).
До революции вся область расселения сету находилась в пределах Псковской губернии. Русские называли их сетукезами или полуверцами, а место их проживания иногда именовали Се-тукезией. Эстонское название этих земель — Сетумаа, то есть «земля сету».
В 20—30-е годы нашего века здесь был эстонский уезд Пет-серимаа (по названию города Печоры — Петсери). По окончании Великой Отечественной войны западная часть Сетукезии осталась в составе Эстонии, а восточная часть была возвращена России, войдя в образованную в 1944 году Псковскую область. Во второй половине нашего века встал вопрос о существовании сету как самостоятельной этнокультурной единицы.
Интересна история происхождения сету. Эта народность образовалась в результате культурных контактов между русскими (славянами) и эстонцами (чудью-эстами).
Сету — это потомки чуди-эстов, проживающих к югу от Псковского озера, и более поздних переселенцев из Эстонии. Отличие их от эстонцев заключается, прежде всего, в вероисповедании: сету — православные, эстонцы — протестанты (лютеране) . Но это не единственное их отличие.
Отделение сету от эстов началось еще в XIII веке, когда Эстония была завоевана рыцарями ордена меченосцев (позже — Тевтонского, Ливонского орденов). Уже тогда, после падения Юрьева (ныне Тарту), часть эстов бежала, спасаясь от католического гнета, на восток — на псковские земли. Здесь им удалось сохранить язычество.
Во второй половине XVI века, когда набирает силу и превращается в мощную крепость Псковско-Печорский монастырь, начинается обращение местных эстов и чуди в православие. Особенно интенсивно этот процесс происходил во времена Ливонской войны, при Иване Грозном.
В начале Ливонской войны удача сопутствовала русским войскам, они захватили часть прибалтийских земель, где Псковско-Печорский монастырь распространял православие. Так православная религия закрепилась на юго-востоке современной Эстонии. После поражения России в этой войне границы вернулись в исходное состояние, но земли вокруг монастыря стали заселятся беглыми эстонцами, также принимавшими православие.
Отсюда видно, что причина обособления сету от эстонцев — принятие православия сразу после язычества. Однако беглыми эстонцами были занесены элементы католической культуры. В самой Эстонии они были почти полностью забыты при истреблении католичества шведами и датчанами, внедрявшими там насильно лютеранство — протестантское течение христианства.
Сету приняли православие лишь как внешний атрибут культуры, так как они не понимали русского языка, а священники — языка сету, то есть южного диалекта эстонского языка. За это русские называли сету полуверцами. Но и в Эстонии сету не считались эстонцами.
Сету при этом сохранили многие языческие обряды, древнюю финно-угорскую культуру и приняли много элементов русской материальной культуры. Схожи с русскими жилища сету, некоторые элементы женской одежды, ее названия.
Женский костюм сету оригинален и красив. Благодаря белому цвету верхней одежды, сетуских женщин иногда сравнивали со стаей белых лебедей. Даже русские девушки, если хотели быть «повиднее», надевали на ярмарку сетуский костюм. Костюм имеет много металлических украшений. Это уже элемент язычества. Украшения считались оберегом.
Произошел сплав двух культур, а в результате была создана самобытная неповторимая культура сету. Эта культура пережила расцвет в начале нашего века, когда сету обладали культурной автономией в Российской Империи.
В 1920 году земля сету официально вошла в состав Эстонии. В 1945 году Сетумаа была расколота на две части — российскую и эстонскую. Разделение Сетукезии подорвало внутреннее единство сету и ускорило процесс их ассимиляции среди эстонского и русского населения.
В начале нашего века в Сетукезии жило свыше 20 тысяч сету, в 1934 году осталось лишь около 9 тысяч, а сейчас не более 6 тысяч, в том числе менее одной тысячи в Печорском районе Псковской области. За последние полвека численность сету в российской части Сетумаа сократилась в несколько раз. Особенно быстро уменьшалось их число с конца 60-х годов, когда началась массовая миграция сетуской молодежи в Эстонию. Молодежь, воспитанная уже в традициях эстонской культуры, уезжа-
ет учиться в Эстонию, где обычно и остается. Древняя сетуская культура пока еще культивируется среди молодежи посредством хоровых кружков, национальных праздников, но, к сожалению, носителями сетуской культуры остаются лишь пожилые люди, которые родились до 20-х годов.
Отрыву молодежи от сетуской культуры в значительной степени способствовала атеизация населения, проводившаяся после включения земель сету в состав СССР. В результате была разрушена основа сетуской культуры.
ПСКОВСКОЕ ПРИОЗЕРЬЕ
Печорское побережье Псковского озера — лишь часть межрайонного образования, выделенного по признаку профессиональной принадлежности живущих здесь людей. Все Псковско-Чудское приозерье местные жители иногда называют Обозерь-ем. Сами же жители называются бережанами, бережчиной.
О том, что вся жизнь обитателей Обозерья связана с озером, с рыбной ловлей, свидетельствуют местные пословицы и поговорки. Так, в Печорском районе можно услышать: «Видишь волну — не спускайся в челну», «С рыбы натянешь грибы» (то есть губы) и прочие.
Самые первые поселения на западном побережье Псковского озера появились давно, еще во времена заселения этой территории славянами-кривичами. Но реальное заселение этой земли началось лишь в XV—XVI веках русскими крестьянами, стремящимися укрыться от гнета помещиков. Это были переселенцы из центральных областей России, о чем свидетельствовал «акающий» говор. Здесь они занимались рыболовством.
Сюда же, а также в соседнюю Лифляндию, во второй половине XVII века начали переселяться старообрядцы (секты поморцев и федосеевцев).
Земли, заселенные русскими рыбаками, отрезали Сетуке-зию от Псковского озера. Сету, как и эстонцы, не занимались рыболовством. Негативное отношение к данному занятию отразилось даже в народных песнях и сказаниях сету — все они полны похвал хлебопашеству, а рыбная ловля выставляется лишь случайным и опасным занятием.
Так что рыболовством, даже в Лнфляндии, занимались только русские. Они сбывали сушеные снетки на российском рынке, в частности в Лифляндской губернии. Сельскохозяйст-
венные продукты рыбаки выменивали у сету, хотя и сами занимались огородничеством. И сейчас они выращивают лук, капусту, морковь и другие овощи. Колпинские и кулейские огурцы получили известность далеко за пределами Псковщины. У рыбаков была своя технология их консервирования. Чтобы сохранить огурцы до весны в совершенно свежем виде, рыбаки осенью заполняют ими бочки, плотно закрывают крышками и опускают на всю зиму на дно озера.
Здесь находится самый крупный на Псковско-Чудском водоеме остров Колпино (площадью 11 квадратных километров). Раньше он был ближе к материку, и отделялся от него не проливом, а устьем реки Вярска (в прошлом Колпина-река). Площадь острова, по преданиям, была больше. Но вероятно, такая же заболоченная, как и сейчас.
Когда Псковское приозерье входило в состав Эстонии, местные жители занимались отхожими промыслами, так как рыбная ловля не могла их прокормить. Но после возвращения этих земель России, многие снялись с насиженных мест и переехали в Эстонию. Уезжали целыми деревнями, создавая в сельской местности Эстонии небольшие анклавы русского населения. Отток населения лишь частично компенсировался притоком переселенцев из других районов России, привлеченных близостью Псковско-Печорского монастыря.
https://spas-ektb.ru замена и установка личинки. Замена личинки цена.
Страницы: 1 2
Опубликовано 20 Сентябрь 2010 в рубрике История псковского края
Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:Новое на сайте: