(СЕТУМАА — «ЗЕМЛЯ СЕТУ») В недавнем прошлом сету заселяли довольно значительную территорию в центральной части Печорского района, а также в соседних эстонских землях Пыльваского и Выруского уездов. В начале нашего века область их расселения представляла собой треугольник с вершинами в устье реки Выханду (на севере), Из-борске (на юго-востоке) и Миссо (на юго-западе, в Эстонии). На побережье Псковского озера выходило лишь несколько деревень сету (рис.24).
До революции вся область расселения сету находилась в пределах Псковской губернии. Русские называли их сетукезами или полуверцами, а место их проживания иногда именовали Се-тукезией. Эстонское название этих земель — Сетумаа, то есть «земля сету».
В 20—30-е годы нашего века здесь был эстонский уезд Пет-серимаа (по названию города Печоры — Петсери). По оконча­нии Великой Отечественной войны западная часть Сетукезии осталась в составе Эстонии, а восточная часть была возвращена России, войдя в образованную в 1944 году Псковскую область. Во второй половине нашего века встал вопрос о существовании сету как самостоятельной этнокультурной единицы.
Интересна история происхождения сету. Эта народность об­разовалась в результате культурных контактов между русскими (славянами) и эстонцами (чудью-эстами).
Сету — это потомки чуди-эстов, проживающих к югу от Псковского озера, и более поздних переселенцев из Эстонии. Отличие их от эстонцев заключается, прежде всего, в вероиспо­ведании: сету — православные, эстонцы — протестанты (люте­ране) . Но это не единственное их отличие.
Отделение сету от эстов началось еще в XIII веке, когда Эс­тония была завоевана рыцарями ордена меченосцев (позже — Тевтонского, Ливонского орденов). Уже тогда, после падения Юрьева (ныне Тарту), часть эстов бежала, спасаясь от католи­ческого гнета, на восток — на псковские земли. Здесь им удалось сохранить язычество.
Во второй половине XVI века, когда набирает силу и пре­вращается в мощную крепость Псковско-Печорский монастырь, начинается обращение местных эстов и чуди в православие. Особенно интенсивно этот процесс происходил во времена Ли­вонской войны, при Иване Грозном.
В начале Ливонской войны удача сопутствовала русским войскам, они захватили часть прибалтийских земель, где Псков­ско-Печорский монастырь распространял православие. Так пра­вославная религия закрепилась на юго-востоке современной Эс­тонии. После поражения России в этой войне границы вернулись в исходное состояние, но земли вокруг монастыря стали заселят­ся беглыми эстонцами, также принимавшими православие.
Отсюда видно, что причина обособления сету от эстонцев — принятие православия сразу после язычества. Однако беглыми эстонцами были занесены элементы католической культуры. В самой Эстонии они были почти полностью забыты при истребле­нии католичества шведами и датчанами, внедрявшими там на­сильно лютеранство — протестантское течение христианства.
Сету приняли православие лишь как внешний атрибут культуры, так как они не понимали русского языка, а священ­ники — языка сету, то есть южного диалекта эстонского языка. За это русские называли сету полуверцами. Но и в Эстонии сету не считались эстонцами.
Сету при этом сохранили многие языческие обряды, древ­нюю финно-угорскую культуру и приняли много элементов рус­ской материальной культуры. Схожи с русскими жилища сету, некоторые элементы женской одежды, ее названия.
Женский костюм сету оригинален и красив. Благодаря бе­лому цвету верхней одежды, сетуских женщин иногда сравнива­ли со стаей белых лебедей. Даже русские девушки, если хотели быть «повиднее», надевали на ярмарку сетуский костюм. Кос­тюм имеет много металлических украшений. Это уже элемент язычества. Украшения считались оберегом.
Произошел сплав двух культур, а в результате была создана самобытная неповторимая культура сету. Эта культура пережи­ла расцвет в начале нашего века, когда сету обладали культур­ной автономией в Российской Империи.
В 1920 году земля сету официально вошла в состав Эстонии. В 1945 году Сетумаа была расколота на две части — российскую и эстонскую. Разделение Сетукезии подорвало внутреннее единство сету и ускорило процесс их ассимиляции среди эстон­ского и русского населения.
В начале нашего века в Сетукезии жило свыше 20 тысяч се­ту, в 1934 году осталось лишь около 9 тысяч, а сейчас не более 6 тысяч, в том числе менее одной тысячи в Печорском районе Псковской области. За последние полвека численность сету в российской части Сетумаа сократилась в несколько раз. Особен­но быстро уменьшалось их число с конца 60-х годов, когда нача­лась массовая миграция сетуской молодежи в Эстонию. Моло­дежь, воспитанная уже в традициях эстонской культуры, уезжа-
ет учиться в Эстонию, где обычно и остается. Древняя сетуская культура пока еще культивируется среди молодежи посредством хоровых кружков, национальных праздников, но, к сожалению, носителями сетуской культуры остаются лишь пожилые люди, которые родились до 20-х годов.
Отрыву молодежи от сетуской культуры в значительной степени способствовала атеизация населения, проводившаяся после включения земель сету в состав СССР. В результате была разрушена основа сетуской культуры.
ПСКОВСКОЕ ПРИОЗЕРЬЕ
Печорское побережье Псковского озера — лишь часть меж­районного образования, выделенного по признаку профессио­нальной принадлежности живущих здесь людей. Все Псковско-Чудское приозерье местные жители иногда называют Обозерь-ем. Сами же жители называются бережанами, бережчиной.
О том, что вся жизнь обитателей Обозерья связана с озером, с рыбной ловлей, свидетельствуют местные пословицы и поговорки. Так, в Печорском районе можно услышать: «Видишь волну — не спускайся в челну», «С рыбы натянешь грибы» (то есть губы) и прочие.
Самые первые поселения на западном побережье Псковско­го озера появились давно, еще во времена заселения этой терри­тории славянами-кривичами. Но реальное заселение этой земли началось лишь в XV—XVI веках русскими крестьянами, стремя­щимися укрыться от гнета помещиков. Это были переселенцы из центральных областей России, о чем свидетельствовал «акаю­щий» говор. Здесь они занимались рыболовством.
Сюда же, а также в соседнюю Лифляндию, во второй поло­вине XVII века начали переселяться старообрядцы (секты по­морцев и федосеевцев).
Земли, заселенные русскими рыбаками, отрезали Сетуке-зию от Псковского озера. Сету, как и эстонцы, не занимались рыболовством. Негативное отношение к данному занятию отра­зилось даже в народных песнях и сказаниях сету — все они пол­ны похвал хлебопашеству, а рыбная ловля выставляется лишь случайным и опасным занятием.
Так что рыболовством, даже в Лнфляндии, занимались только русские. Они сбывали сушеные снетки на российском рынке, в частности в Лифляндской губернии. Сельскохозяйст-
венные продукты рыбаки выменивали у сету, хотя и сами зани­мались огородничеством. И сейчас они выращивают лук, капу­сту, морковь и другие овощи. Колпинские и кулейские огурцы получили известность далеко за пределами Псковщины. У рыба­ков была своя технология их консервирования. Чтобы сохранить огурцы до весны в совершенно свежем виде, рыбаки осенью за­полняют ими бочки, плотно закрывают крышками и опускают на всю зиму на дно озера.
Здесь находится самый крупный на Псковско-Чудском во­доеме остров Колпино (площадью 11 квадратных километров). Раньше он был ближе к материку, и отделялся от него не проли­вом, а устьем реки Вярска (в прошлом Колпина-река). Площадь острова, по преданиям, была больше. Но вероятно, такая же за­болоченная, как и сейчас.
Когда Псковское приозерье входило в состав Эстонии, мест­ные жители занимались отхожими промыслами, так как рыбная ловля не могла их прокормить. Но после возвращения этих зе­мель России, многие снялись с насиженных мест и переехали в Эстонию. Уезжали целыми деревнями, создавая в сельской ме­стности Эстонии небольшие анклавы русского населения. Отток населения лишь частично компенсировался притоком пересе­ленцев из других районов России, привлеченных близостью Псковско-Печорского монастыря.

https://spas-ektb.ru замена и установка личинки. Замена личинки цена.


Страницы: 1 2

Опубликовано 20 Сентябрь 2010 в рубрике История псковского края

Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:
  • СОВРЕМЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ И ЕГО ИЗМЕНЕНИЕ В XX ВЕКЕ
  • Западное порубежье
  • ЭТНИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ


  • Новое на сайте:

  • Погружение в мир ставок и увлекательного азарта
  • Крем Сустарад: для суставов он станет как целебное зелье
  • Калькутта красочная
  • Сочиняшка: сайт где есть всё для любителей литературы и не только
  • Девушки по вызову: почему не стоит пользоваться их услугами?