К востоку от Дна и Дедовичей и до самой границы с Новго­родской областью простирается плоская низменность. Эта территория сильно заболочена из-за отсутствия достаточных сто­ков.
Значительную часть площади занимают леса, среди кото­рых преобладают мелколиственные (серая и черная ольха, бере­за). Они поднялись на заболоченных в разное время пашнях. Пустоши вместо деревень и заболоченные поля — свидетели трагических для России лет Ливонской войны, «смуты», поль­ской и шведской интервенций (XVI—XVII века).
Соединявшая в прошлом Псков с Новгородом и Москвой ям­ская дорога проходила к северу от этих земель. Так и оставалась эта территория отсталой окраиной Порховского уезда.
Широколиственные леса были вырублены в прошлом веке, сейчас здесь лишь несколько дубовых рощиц.
«Лядина» в псковско-новгородских говорах — пустошь, гус­той кустарник, болотистое мелколесье. В XIV—XVI веках «нов­городскими лядинами» называли довольно обширную местность, в которую входили территории нынешних Дедовичского, Днов-ского и Плюсского районов.
В одном ряду со словом «лядина» стоят: «лядинка» — небольшой остро­вок лесной поросли; «ляда» — поле, поросшее молодым лесом; «лядно» — то есть заросшее кустарником. На Псковщине в Гдовском, Плюсском и Дновском районах есть несколько деревень с названиями Лядины, Ладинги. В Плюс­ском районе поселок Ляды — довольно известный в прошлом центр погоста, а в 30—50-е годы нашего века — центр одноименного района.
На Шелонских лядинах не обнаружено никаких следов ста­ринных укреплений. Природные условия препятствовали возве­дению крепостей: здесь нет ни больших рек, в излучинах кото­рых можно поставить город, ни возвышенных участков, служа­щих естественной основой укреплений.
Долгое время эти земли оставались в стороне от основных исторических событий России. Малопригодные и труднодоступ­ные, они долго оставались нетронутыми после «Смутного време­ни».
Именно по этой причине здешние земли избрали для про­живания старообрядцы (староверы). Они бежали из централь­ных областей России во второй половине XVII века, спасаясь от преследований сторонников церковной реформы. В настоящее время в этих краях официально зарегистрировано два молель­ных дома старообрядцев. Один из них — в Дновском районе, другой — на севере Бежаницкого.
Старообрядческая культура сумела сохраниться в течение трех с лишним веков благодаря своей внутренней замкнутости. Это не только отгороженность от соседей, но и неприятие нововведений, приверженность к старине. Отноше-
ние староверов к обрядам очень строгое, иначе они не смогли бы сохранить их в первоначальном виде. Сильно отличаются от православных обрядов венча­ние, похороны, некоторые праздники. Церковная служба занимает несколько часов, и ее отличает красивое старославянское пение. Большинство обрядов староверов происходит внутри дома. При этом проявление чувств не поощря­ется, в большом почете сдержанность.
В домах староверов почетное место занимают книги со старославянскими текстами. В них они ищут оправдание или порицание своим поступкам. Мно­гие цитаты из этих книг заучиваются наизусть.
Две основные группы старообрядцев — поповцы и беспоповцы. Отлича­ются они принципиально разным отношением к священникам. Но между представителями этих групп разрешены браки. Сложнее отношения между староверами, особенно беспоповцами, и православными.
Старообрядцев легко узнать. Достаточно зайти в любой дом и попросить попить. По реакции можно определить, является ли человек, стоящий перед вами, старообрядцем или нет. Староверы очень неохотно принесут пить и да­дут иа всю, даже большую, компанию лишь один стакан или кружку. Причина кроется вовсе не в отсутствии доброжелательного отношения к вам, а совсем в другом. По традиции старообрядцев, если к посуде однажды прикасался пра­вославный, не живущий по старым церковным обрядам, они не имеют права больше пользоваться ею и вынуждены разбить или выбросить.
Лишь однажды размеренный ритм жизни на этой земле был прерван. Во время Великой Отечественной войны, когда фаши­сты оккупировали земли Псковщины и Новгородчины, природ­ные особенности территории привлекли сюда народных мстите­лей из Порхова, Дна и многих других поселений.
В августе 1941 года Шелонские лядины стали частью парти­занского края. Он простирался от первого берега Шелони далеко на восток, на территорию современной Новгородской области, а на юг до озера Полисто (Бежаницкий район). Общая площадь партизанского края достигала 9,6 тысячи квадратных километ­ров. В него входило более 400 сел и деревень. На его территории работали сельсоветы, колхозы, школы, больницы. Печаталась газета. В партизанском крае было собрано более 3 тысяч пудов хлеба, жиров и других продуктов для блокадного Ленинграда, доставленных в город в 1942 году.


Опубликовано 20 Сентябрь 2010 в рубрике История псковского края

Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:
  • Изучение истории Псковского края в послереволюционный период
  • Северный край
  • КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ


  • Новое на сайте:

  • Рекомендации по выбору стиральной машины автомат и продлению ее срока службы
  • Как выбрать блок-хаус?
  • В Пскове началось историческое ориентирование
  • Изучение истории Псковского края в послереволюционный период
  • Рыбное хозяйство Псковской губернии.