ШЕЛОНСКИЕ ЛЯДИНЫ
К востоку от Дна и Дедовичей и до самой границы с Новгородской областью простирается плоская низменность. Эта территория сильно заболочена из-за отсутствия достаточных стоков.
Значительную часть площади занимают леса, среди которых преобладают мелколиственные (серая и черная ольха, береза). Они поднялись на заболоченных в разное время пашнях. Пустоши вместо деревень и заболоченные поля — свидетели трагических для России лет Ливонской войны, «смуты», польской и шведской интервенций (XVI—XVII века).
Соединявшая в прошлом Псков с Новгородом и Москвой ямская дорога проходила к северу от этих земель. Так и оставалась эта территория отсталой окраиной Порховского уезда.
Широколиственные леса были вырублены в прошлом веке, сейчас здесь лишь несколько дубовых рощиц.
«Лядина» в псковско-новгородских говорах — пустошь, густой кустарник, болотистое мелколесье. В XIV—XVI веках «новгородскими лядинами» называли довольно обширную местность, в которую входили территории нынешних Дедовичского, Днов-ского и Плюсского районов.
В одном ряду со словом «лядина» стоят: «лядинка» — небольшой островок лесной поросли; «ляда» — поле, поросшее молодым лесом; «лядно» — то есть заросшее кустарником. На Псковщине в Гдовском, Плюсском и Дновском районах есть несколько деревень с названиями Лядины, Ладинги. В Плюсском районе поселок Ляды — довольно известный в прошлом центр погоста, а в 30—50-е годы нашего века — центр одноименного района.
На Шелонских лядинах не обнаружено никаких следов старинных укреплений. Природные условия препятствовали возведению крепостей: здесь нет ни больших рек, в излучинах которых можно поставить город, ни возвышенных участков, служащих естественной основой укреплений.
Долгое время эти земли оставались в стороне от основных исторических событий России. Малопригодные и труднодоступные, они долго оставались нетронутыми после «Смутного времени».
Именно по этой причине здешние земли избрали для проживания старообрядцы (староверы). Они бежали из центральных областей России во второй половине XVII века, спасаясь от преследований сторонников церковной реформы. В настоящее время в этих краях официально зарегистрировано два молельных дома старообрядцев. Один из них — в Дновском районе, другой — на севере Бежаницкого.
Старообрядческая культура сумела сохраниться в течение трех с лишним веков благодаря своей внутренней замкнутости. Это не только отгороженность от соседей, но и неприятие нововведений, приверженность к старине. Отноше-
ние староверов к обрядам очень строгое, иначе они не смогли бы сохранить их в первоначальном виде. Сильно отличаются от православных обрядов венчание, похороны, некоторые праздники. Церковная служба занимает несколько часов, и ее отличает красивое старославянское пение. Большинство обрядов староверов происходит внутри дома. При этом проявление чувств не поощряется, в большом почете сдержанность.
В домах староверов почетное место занимают книги со старославянскими текстами. В них они ищут оправдание или порицание своим поступкам. Многие цитаты из этих книг заучиваются наизусть.
Две основные группы старообрядцев — поповцы и беспоповцы. Отличаются они принципиально разным отношением к священникам. Но между представителями этих групп разрешены браки. Сложнее отношения между староверами, особенно беспоповцами, и православными.
Старообрядцев легко узнать. Достаточно зайти в любой дом и попросить попить. По реакции можно определить, является ли человек, стоящий перед вами, старообрядцем или нет. Староверы очень неохотно принесут пить и дадут иа всю, даже большую, компанию лишь один стакан или кружку. Причина кроется вовсе не в отсутствии доброжелательного отношения к вам, а совсем в другом. По традиции старообрядцев, если к посуде однажды прикасался православный, не живущий по старым церковным обрядам, они не имеют права больше пользоваться ею и вынуждены разбить или выбросить.
Лишь однажды размеренный ритм жизни на этой земле был прерван. Во время Великой Отечественной войны, когда фашисты оккупировали земли Псковщины и Новгородчины, природные особенности территории привлекли сюда народных мстителей из Порхова, Дна и многих других поселений.
В августе 1941 года Шелонские лядины стали частью партизанского края. Он простирался от первого берега Шелони далеко на восток, на территорию современной Новгородской области, а на юг до озера Полисто (Бежаницкий район). Общая площадь партизанского края достигала 9,6 тысячи квадратных километров. В него входило более 400 сел и деревень. На его территории работали сельсоветы, колхозы, школы, больницы. Печаталась газета. В партизанском крае было собрано более 3 тысяч пудов хлеба, жиров и других продуктов для блокадного Ленинграда, доставленных в город в 1942 году.
https://www.garagestorage.by стеллажи для шин.
Опубликовано 20 Сентябрь 2010 в рубрике История псковского края
Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:Новое на сайте: