Условия производства сформировали в Пскове своеобразную структуру общества, напоминающую Венецию, Флоренцию или Аугсбург той же эпохи. Социальные слои в псковеПсковское общество делилось на ряд сословий, из которых бояре, житьи люди и купцы были привилегированными классами и составляли ,соль» государства, которое служило их интересам. В начале псковское-общество было сколком с новгородского, но впоследствии должно было-значительно видоизмениться, так как Псковская область была значительно-меньше Новгородской, не было громадных колоний, приходилось постоянна воевать, а роль земледелия была другая.
1. Высшим классом в Новгороде были бояры. По происхождению своему этот класс Новгородского общества несколько разнится от бояр Киевской и Суздальской Руси, которые были просто дружинниками князей.
До 1118 г. высшее сословие в Новгороде называлось „нарочитыми людьми» или „огнищанами». Последние были вожаками колонизационного-движения и тем обеспечили себе большие земельные угодья. Крупное-землевладение давало избыток продуктов, которые шли на рынок.
Таким образом, в руках огнищан скоплялось не только земельное-имущество, но и деньги. Материальная база давала им в руки фактиче­скую власть (как крупные землевладельцы они властвовали над крестья­нами-смердами; как капиталисты—они подчиняли себе купцов, давая им деньги в долг).
Когда южно-русские князья подчинили себе Новгород, им пришлось признать силу местных феодалов, огнищан и наиболее выдающиеся из-последних были назначены на высшие должности. Отсюда и название „ бояры «.
Постепенно бояры присвоили себе монополию на командные должно­сти в Новгороде и этим еще больше увеличивали свои богатства.
В Пскове картина иная. Тут не было больших земельных угодий (колоний было мало), не было и крупного землевладения. Псковские бояры, являясь мелкими землевладельцами, не имели такого большого влияния в политической жизни, как бояры новгородские. Они не могли удержать в своих руках политическую власть. После 1250 г. вся власть переходит к вечу, которое, впрочем, также служит интересам бояр-росговщиков; влия­ние последних на другие общественные слои было очень сильное.
Псковская Судная Грамота из глубокой экономической мудрости ща­дит мелкое землевладение и работоспособность крестьянина-смерда, но все-таки она служит главным образом интересам боярства. Из всего выше­сказанного можно вывести, что псковское боярство имело меньше феодаль­ных элементов, чем новгородское, легче перешло на капиталистические рельсч и лучше сумело приспособиться к средне-купеческому демокра­тизму на вече.
2. Купцы. Юридически купцы во Пскове считались вторым классом, но фактически они были первым. 0 значении торговли для Пскова мы уже говорили. Вся внутренняя и внешняя политика республики служила интересам купцов. В договорах с Ливонией и Литвой купеческие требо­вания ставятся на первое место.
Первые купцы в Пскове были, конечно, новгородцы. Оттуда они вынесли и зачатки своих организаций, весьма похожих на западно-евро­пейские гильдии. Но во Пскове последние получили совершенно новые пристройки и надстройки.
Звание купца не было наследственным. Всякий, кто внес в кассу тильдии 50чгривен серебра и 29V2 гривен в пользу церкви, становился полноправным членом купеческой корпорации. Впрочем, торговать мог и всякий не состоящий в ней. Сколько во Пскове было купеческих корпора­ций, неизвестно. Упоминаются общины кожевников, суконников и мясни­ков. Управлялись они строго выборными и строго ответственными старо­стами, которые между прочим были облечены и судебной властью. Звания же тысяцкого во Пскове не было; в Новгороде тысяцкий был не только военным предводителем „тысячи», но и председателем коммерческого суда.
Благодаря своей превосходной организации, псковские купцы сильно подавляли на вече все остальные классы. Вече фактически было в их руках. С правой стороны они вели борьбу с боярами и властолюбивыми князьями, а с левой удерживали в пачтительйом расстоянии от вече смер­дов, в начале из страха боярских интриг чрез них, а в конце из боязни потерять часть своего могущества. Их принципами в политике были: стро­гая выборность, сословный суд и свобода предпринимательства.
Псковская культура имеет на себе много купеческих отпечатков. Церковные здания XV века, дошедшие до нас, приспособлены и под склады товаров и находятся среди купеческих районов. Духовенство на 90% состояло из купцов, и во всех церковно-богословских спорах ярко отра­жаются купеческие воззрения. Первая и вторая псковские летописи несом­ненно написаны купцами, хотя, вероятно, в монашеской рясе. Поэтому в них и отражается купеческое миросозерцание.
3. Черные люди. Под этим названием во Пскове подразумевалась делая фаланга разных низших, непривилегированных сословий: а) город­ские жители, ремесленники и мелкие торговцы, б) своеземцы—мелкие де­ревенские собственники, в) смерды, изорвики, котечники, огородники— арендаторы чужой земли, г) половинки—нечто среднее между арендатором и батраком, д) непашенные люди—рыболовы и сельские ремесленники. Сознания общности интересов у них не было, организации они не имели. Поэтому заметной роли в социальной и политической жизни Пскова они играть не могли. Они, главным образом, давали государству финансовые средства в виде разных поборов: низшие деревенские классы, кроме того, несли на себе все бремя многочисленных натуральных повинностей.
Политические права черных людей были ограничены. Целая катего­рия их и при том самая многочисленная—смерды—не имели права участ­вовать в вече. Впоследствии этим воспользовалась московская диплома­тия, что бы разгромить псковский вечевой строй извнутри. В остальном законодательство уравнивало их со всеми прочими классами.
Смерд мог свободно переходить от одного землевладельца к другому; закон ставит ему только одно препятствие, что переход мог совершиться не раньше Филиппова заговенья, т. е. после окончания полевых работ. Всеми гражданскими правами, кроме права участия на вече, пользовалась и женщина низших классов. Она могла вести от своего имени судебный процесс, даже участвовать в поединке, выставляя против противника-мужчины наймита-мужчину. После смерти мужа оставшееся состояние доставалось ей. Даже при жизни мужа она могла завещать свое состояние стороннему лицу.
Каковы были отношения смердов и землевладельцев? Псковская Суд­ная Грамота много занимается этим вопросом.
1) Смерп обрабатывает хозяйскую землю и платит аренду по взаим­ному соглашению обоих; в случае же  преждевременного   разрыва   соглашения доход с земли делится на две  равные .части—половина  хозяину, половина смерду.
2)  Бели на Филиппово заговенье смерд ушел с хозяйской земли, но погода до того не благоприятствовала отвозу   урожая   в   город,  то смерд должен дать подводы.
3)  Если договор между хозяином и смердом разрывается,  то хозяин в праве требовать возврата всего инвентаря, данного арендатору на обза­ведение; в случае отказа смерда исполнить это   хозяин   должен   предста­вить суду четырех или пяти свидетелей, которые могут  подтвердить, что смерду в начале аренды действительно был дан инвентарь.
4)  Договоры между землевладельцем и смердом, а так же ссуда смерду признавались судом только тогда, когда они были скреплены документами или же могли быть подтверждены свидетелями.
5)  Бели смерд сбежал с хозяйской земли и не исполнил   все взятые на себя обязательства, то хозяин может взять себе в возмещение убытков оставленное им имущество, но не иначе, как после приговора суда,   кото­рый рассматривает обязательства смерда и причиненные им убытки.
6)  Бели же смерд умер д*о истечения договора, то хозяин может взять в возмещение убытков оставленное имущество, но опять лишь  по   приго­вору суда и столько, сколько суд присудит.

Сервис рассылок zzazumedia.ru по Москве и России.


Страницы: 1 2

Опубликовано 22 Сентябрь 2010 в рубрике Хозяйство псковской губернии

Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:
  • Политико-административная надстройка.
  • ПСКОВСКАЯ ЗЕМЛЯ ДО ПЕТРОВСКИХ РЕФОРМ
  • ДРЕВНЕЙШЕЕ НАСЕЛЕНИЕ ПСКОВСКОЙ ЗЕМЛИ


  • Новое на сайте:

  • Погружение в мир ставок и увлекательного азарта
  • Крем Сустарад: для суставов он станет как целебное зелье
  • Калькутта красочная
  • Сочиняшка: сайт где есть всё для любителей литературы и не только
  • Девушки по вызову: почему не стоит пользоваться их услугами?