Псковский Спасо-Мирожский мужской третьеклассный монастырь
Один из древнейших в России и, в настоящее время, бед­нейших монастырей Псковской Епархии — Спасо-Мирожский монастырь — стоит на левом берегу реки Великой при устье речки Мнрожи, от которой и получил свое название. (Думают, что сло­во Мирожа происходит от «Мрежи». Действительно, около мо­настыря издавна существуют рыбные ловли.) Скромный вид древ­них зданий этой обители невольно переносит зрителя к тем давно минувшим временам, когда церковный порядок, укореняясь в сер­дцах народа, становится наконец силою русской гражданственно­сти и началом общественного устройства, когда основанием церк­ви полагалось вместе и основание общественного и гражданского устройства.
История Мирожского монастыря так же скромна, как и сами его здания. Основанный в то время, когда Псковская страна толь­ко еще приняла Евангелие Царствия Божия и юная церковь еще не совершенно рассеяла своим светоносным учением языческий мрак невежества и суеверия, — он первый должен был предста­вить образцы истинно христианской жизни. Такими представля­ются преподобные Лвраамий и Василий — Игумены Мирожско­го монастыря. Затем вторжение Католиков в страну Лифляндс-ких Эстов, основание на берегах Балтийского моря ордена мече­носцев с целью распространения католичества во вновь приобре­таемых землях, стремление Литовского народа к распростране­нию своих пределов были причиною того, что история Мирожс-кой обители становится историей постоянных ее разорений. Более чем шесть веков обитель была первым предметом нападений и хищничества со стороны сопредельных с Псковскою страною Ли-
вонских немцев и Литовского народа. Ни одно из бедствий, про­несшихся от них над Псковом, не проходило мимо Мирожской обители, и при каждом нападении враждебных соседей оиа под­вергалась или разграблению или была истребляема пожаром, а не­редко даже служила самим лагерем для неприятелей. Но замеча­тельно, при всем открытом положении для неприятелей, монас­тырь никогда не был укреплен, и после всех бедствий, перенесен­ных им в течение нескольких веков, главная соборная церковь Преображения не только сохранила нам свои стены, но даже древ­ние и, по всей вероятности, современные основанию храма писан­ные на стенах изображения святых — первые предметы христиан­ского почитания — и теперь еще могут поразить каждого любите­ля древности своею яркостью и живостью красок. Мало сего, сохранились некоторые священные вещи основателя первого храма.
Устройство монастыря тесно связано с именем одного из зна­менитых русских святителей.
Преподобный Нифонт, Епископ Новгородский и Псковс-кий(1), современник Псковского Благоверного князя Гавриила, — ревностный и неутомимый распространитель православия, со­зидая повсюду святые храмы, в 1156 году основал храм Преоб­ражения в княжение во Пскове Святополка Мстиславича, род­ного брата князя Гавриила. Но есть основание думать, что оби­тель существовала еще ранее, потому что в это же время в Ми­рожской обители становится известным преподобный Авраамий, уже Игумен монастыря, скончавшийся и погребенный в Мирож­ской обители два года спустя после основания первого ее храма. (Есть даже предание, что первое заселение Пскова было около этого монастыря и что блаженная Ольга останавливалась на этом месте.) Возникшая вражда Пскова с Ливонским орденом, частые нападения последнего на Псковскую страну, во время которых и сами обители не представляли никакого убежища для спасающих­ся от неприятелей, не позволяли монастырю увеличивать своих строений и заботиться об их украшении. Они были, за исключе-
нием церкви Преображения, деревянные и состояли из ограды, внутри которой построены были для братии небольшие кельи. Другая каменная церковь построена уже в 1404 году, а каменные кельи для братии только в конце прошедшего столетия, когда пре­делы русского Государства далеко отошли от Псковской страны. Тем не менее эти оставшиеся здания священны: в них жили, мо­лились за спасение утесняемых Псковичей и восприяли мучени­ческую кончину за веру святые ее подвижники, каким в истории известен преподобный Василий, Игумен Мирожского монасты­ря, убиенный в 1299 году при нашествии на Псков Ливонцев. Память его совершается 4-го марта.
В настоящее время Мирожская обитель состоит из камен­ной невысокой ограды с двумя воротами на Север и на Юг. Се­верную сторону ее занимают церковь св. Архидиакона Стефана и здание бывших братских келий. Внутри ограды на восточной стороне стоит древний храм Преображения, против западных ворот его деревянный на каменных погребах для братии флигель, по обеим сторонам которого расположен древний фруктовый сад, а в юго-восточном углу небольшой флигель для братской трапе­зы. За южными воротами вне ограды расположены каменные строения, приспособленные для уборки с полей хлеба. (Несколько далее этих строений существуют и иыне развалины, которые, по преданию, были некогда монастырскими воротами.)
I) Церковь Преображения построена из плиты и состоит: 1) из навеса на западной стороне, к которому пристроена коло­кольня; навес этот заменяет собою паперть, 2) из притвора, 3) глав­ного храма и 4) алтаря (точнее, алтарных апсид. — Н. Л.), состоящего из трех полукругов — среднего для алтаря и двух бо­ковых для жертвенника и диаконника; последние наполовину ниже среднего. Храм завершается широким куполом с восемью окна­ми. Внешний вид храма, за исключением широкого купола, в на­стоящее время почти совершенно похож на обыкновенный вид Псковских церквей XV века. Но при внимательном рассмотре­нии нельзя не заметить одной особенности, именно: купол цер-
ковныи построен не посреди церкви, а ближе к восточной стороне, так что один бок ут­вержден на восточной стене храма, а противоположные стороны утверждены на ар­ках, опирающихся своими сторонами на две другие арки. ^Аежду тем в других Псковских церквах купол церковный возвышается по­среди храма и утвержден на четырех внутренних столбах, из которых два отделяют алтарь от храма, а другие два находятся внутри него. Та­ким образом, в храме Пре­ображения по первоначальному плану не было предназначено осо­бого места для иконостаса в том виде, в каком он устрояется до­ныне, состоя из деревянной перегородки, уставленной иконами. Вместо иконостаса восточная стена храма была украшена изобра­жениями святых. Эта живопись, закрытая впоследствии иконос­тасом, и хотя отчасти испорченная последующими перестройками, сохранилась до настоящего времени.
Внешних украшений, за исключением небольших полукру­гов, никаких иет, церковь вся побелена известкой. По оставшей­ся в некоторых местах древней штукатурке, на которой из-под новейшей побелки показывается древняя живопись, можно ду­мать, что вся церковь извне была расписана. До настоящего вре­мени сохранились не раз, впрочем, возобновляемые две иконы «Спасителя» с предстоящими над воротами притвора и «Преоб­ражения» на западной стороне храма. Кровля в настоящее время на храме деревянная на четыре ската, а купол обит белым желе­зом. На древнем же рисунке Пскова, сохранившемся в Псково-
Печерском монастыре, крыша храма изображена с тремя на за­падную сторону фронтонами, издали представляющимися в виде зубцов. Такие же фронтоны устроены были и на притворе. Купол был покрыт деревянной чешуей, так что храм Преображения не имел той простой фигуры, в каком он представляется ныне, ли­шенный всех его прежних украшений. Древний же вид храма может быть восстановлен отнятием навеса и колокольни, двух приделов в притворе и двух надстроек на юго-западном и севе­ро-западном углах самого храма. Все эти пристройки — поздней­шие, хотя и делались не в одно время. Описанное изображение храма сохранилось и на древней монастырской печати(2).


Страницы: 1 2

Опубликовано 22 Сентябрь 2010 в рубрике Храмы и монастыри

Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:
  • Реставрация и освящение древнего Мирожского храма
  • Освящение полкового храма
  • ПСКОВСКАЯ АРХИТЕКТУРНАЯ ШКОЛА


  • Новое на сайте:

  • Рекомендации по выбору стиральной машины автомат и продлению ее срока службы
  • Как выбрать блок-хаус?
  • В Пскове началось историческое ориентирование
  • Изучение истории Псковского края в послереволюционный период
  • Рыбное хозяйство Псковской губернии.