Внутренний вид храма совершенно сходен с видом других древних церквей Псковских. Особенность замечается в устрой­стве алтаря, которого средняя часть, собственно алтарь, совер­шенно отделен от других двух частей и соединяется только уз­кими дверями. Открытое поло­жение жертвенника и оставша­яся дверь в северной стене ука­зывают на обычай, по которо­му миряне могли делать свои приношения, приходя прямо к жертвеннику. Внутренность церкви была расписана изобра­жениями святых, а западная сте­на украшена была аллегоричес­кими изображениями. Хоры, существующие в настоящее вре­мя и закрывающие эти изобра­жения, — позднейшего устрой­ства. Особенно хорошо сохра­нились изображения в алтаре над восточным окном: Деисус, которого сохранились со всей
яркостью красок лик Спа­сителя, восседающего на престоле и с благословля­ющей рукой, и образ Предтечи в молитвенном положении. Ниже его, по правую руку сохранился целый ряд изображений святых.
Иконостас нынеш­ний XVI века, несколько раз возобновляемый, в последний раз в 1859 году тщанием Наместника мо­настыря Игумена, а впос­ледствии Архимандрита, Анатолия(3). В иконостасе замечатель­ны по своей древности две иконы: храмовая Преображения Гос­подня и Богоматери Одигитрии, обе, впрочем, поновлены. Поля обеих икон обложены басменным вызолоченным серебром, а риза на первой кованая серебряная и тоже вызолоченная; на ней над­пись, показывающая, что она сделана по усердию Псковского Бур­гомистра Александра Трубинского при Архимандрите Иоасафе в 1754 г. По левую сторону северных дверей в иконостасе находит­ся главная драгоценность храма и обители — образ Знамения Божьей Матери(4). По мнению некоторых, эта икона напоминает собою Новгородские письма XV века. Божья Матерь изобра­жена с воздетыми к небу руками; по сторонам ее вверху изобра­жены Архангелы Гавриил и Михаил, а под ними св. князь До-мант Псковский и его супруга княгиня Марья Дмитриевна, внуч­ка Благоверного князя Александра Невского. Икона эта прослав­лена чудесным излиянием слез из очей Богородицы во время боль­шого мора, бывшего во Пскове в 1567 году. С тех пор сочинена ей особенная служба, напечатанная в Московской Сентябрьской месячной минее, изданной в 1666 году. Празднование в честь этой
иконы каждогодно совершается 24 Сентября. Основание храма Новгородским Епископом Нифонтом и прославление Новгород­ской иконы Знамения указывают на бывшую связь Мирожской обители с Новгородскими Владыками.
Икона св. Нифонта, основателя монастыря, очень древняя, в недавнее время обложена серебряною ризой, в ней над главою Святителя по левую сторону вставлена серебряная овальной фор­мы коробочка, в которой помещается часть мощей сего Святите­ля. Замечателен серебряный оклад этой коробочки древней, но изящной работы в виде герба и, вероятно, пожертвованный ка­ким-нибудь князем. Надпись на коробочке и на гербе следую­щая: мощи Преподобного Нифонта Епископа Новгородского Чу­дотворца Киево-Печерского, — создателя Мирожского монас­тыря, еже в Пскове.
Кроме сего, замечательны своей древностью иконы неболь­шие: Николая Чудотворца — древняя, не поновленная, Алексан­дра Свирского и Знамения Божьей Матери.
II) Колокольня пристроена к западной стене храма, но фа­садом обращена на северную сторону к монастырским воротам.
О времени построения ее ничего не известно. Долж­но думать, что оиа постро­ена гораздо после самого храма. Она состоит из сте­ны в два яруса, в нижнем из них для вешанья коло­колов три окна, а в верхнем два. Всех колоколов 8-мь. Древнейший из них лит в 1520 году <5>.
Кровля на колокольне деревянная на два ската с не­большим посредине шпи­цем; в прежние времена
шпиц покрывал собой всю колокольню. На этой колокольне во время осады Пскова Польским Королем Стефаном Баторием по приказанию его были поставлены пушки, из которых бросались раскаленные ядра на Псков, чтобы произвести в нем пожар.
III) Церковь Св. Архидьякона Стефана каменная, постро­енная в 1404 году Игуменом Карпом на севере от главного хра­ма. В 1546 году она вновь, вероятно после пожара, перестроена каменным зданием — теплая, трехэтажная, при ней вверху и внизу находятся кладовые палатки. Она имеет вид продолговатой че­тырехугольной призмы; наверху небольшой с фальшивыми ок­нами купол, обитый белым железом, а прежде покрытый дере­вянной чешуей. Иконостас в ней весьма простой столярной рабо­ты с золоченой резьбой на столбиках, а в прочих местах окра­шенный желтой краской.
Близ этой церкви на Западной стороне существовала дере­вянная Николаевская церковь над святыми воротами, за кото­рыми стояли деревянные настоятельские покои. В1789 году Игу­мен Венедикт донес преосвященному Иннокентию, что деревян­ные настоятельские покои, по крайней ветхости, угрожают паде­нием, а потому они должны быть срыты, но, так как эта сторона обращена к городу и покои эти составляли украшение монасты­ря, просил построить на месте их каменную колокольню и цер­ковь во имя Святителя Николая, а между церковью и колоколь­ней построить на запад от Стефановской церкви особые покои, в которых могла быть устроена и трапеза для братии. На эту просьбу последовало Архипастырское благословение. (Митро­полит Евгений постройку корпуса при церкви архидиакона Сте­фана относит к 1788 году. Но указ Д. Консистории, разрешаю­щий произвести постройку, подписан 3 Декабря 1789 года.) Кор­пус этот двухэтажный существует и доныне. Но первоначальное предположение было изменено: Церковь не была устроена, ве­роятно, по неимению к тому средств. Внизу были кельи Настоя­теля, а верх оставался не занятым. В 1800 году во время разли­тия рек в нижнем этаже этого здания вода доходила до потолка,
почему настоятельские кельи оказались совсем негодными для жилья, вследствие чего нижний этаж был обращен в кухню и здесь же устроена трапеза. Братские кельи помещены в верхнем этаже, а настоятельские в особом деревянном флигеле, против церкви Преображения. В 1820 году столбы, бывшие под святыми воро­тами для предполагаемой колокольни, разрушены и оба здания соединены вместе. В этом же году внизу сделаны деревянные пе­регородки для братских келий. В настоящее время здание это, за ветхостью и по неимению в монастыре средств к поддержанию, находится без всякого употребления. Братские же кельи находят­ся в настоятельском флигеле.
Кроме сих зданий в ограде монастыря существуют развали­ны бывшей церкви на юге от главной церкви. Она ясно видна на древнем изображении Пскова; но когда и кем строена и когда разрушена, не известно.
До настоящего века монастырская ограда была деревянная, на западной стороне из кольев, а в прочих местах бревенчатая. При Архимандрите Иакове, в начале нынешнего века, построе­на вокруг всего монастыря каменная ограда.


Страницы: 1 2

Опубликовано 22 Сентябрь 2010 в рубрике Храмы и монастыри

Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:
  • Реставрация и освящение древнего Мирожского храма
  • Освящение полкового храма
  • ПСКОВСКАЯ АРХИТЕКТУРНАЯ ШКОЛА


  • Новое на сайте:

  • Крем Сустарад: для суставов он станет как целебное зелье
  • Калькутта красочная
  • Сочиняшка: сайт где есть всё для любителей литературы и не только
  • Девушки по вызову: почему не стоит пользоваться их услугами?
  • Троицкий собор во Пскове