Спасо-Мирожский монастырь.
Внутренний вид храма совершенно сходен с видом других древних церквей Псковских. Особенность замечается в устройстве алтаря, которого средняя часть, собственно алтарь, совершенно отделен от других двух частей и соединяется только узкими дверями. Открытое положение жертвенника и оставшаяся дверь в северной стене указывают на обычай, по которому миряне могли делать свои приношения, приходя прямо к жертвеннику. Внутренность церкви была расписана изображениями святых, а западная стена украшена была аллегорическими изображениями. Хоры, существующие в настоящее время и закрывающие эти изображения, — позднейшего устройства. Особенно хорошо сохранились изображения в алтаре над восточным окном: Деисус, которого сохранились со всей
яркостью красок лик Спасителя, восседающего на престоле и с благословляющей рукой, и образ Предтечи в молитвенном положении. Ниже его, по правую руку сохранился целый ряд изображений святых.
Иконостас нынешний XVI века, несколько раз возобновляемый, в последний раз в 1859 году тщанием Наместника монастыря Игумена, а впоследствии Архимандрита, Анатолия(3). В иконостасе замечательны по своей древности две иконы: храмовая Преображения Господня и Богоматери Одигитрии, обе, впрочем, поновлены. Поля обеих икон обложены басменным вызолоченным серебром, а риза на первой кованая серебряная и тоже вызолоченная; на ней надпись, показывающая, что она сделана по усердию Псковского Бургомистра Александра Трубинского при Архимандрите Иоасафе в 1754 г. По левую сторону северных дверей в иконостасе находится главная драгоценность храма и обители — образ Знамения Божьей Матери(4). По мнению некоторых, эта икона напоминает собою Новгородские письма XV века. Божья Матерь изображена с воздетыми к небу руками; по сторонам ее вверху изображены Архангелы Гавриил и Михаил, а под ними св. князь До-мант Псковский и его супруга княгиня Марья Дмитриевна, внучка Благоверного князя Александра Невского. Икона эта прославлена чудесным излиянием слез из очей Богородицы во время большого мора, бывшего во Пскове в 1567 году. С тех пор сочинена ей особенная служба, напечатанная в Московской Сентябрьской месячной минее, изданной в 1666 году. Празднование в честь этой
иконы каждогодно совершается 24 Сентября. Основание храма Новгородским Епископом Нифонтом и прославление Новгородской иконы Знамения указывают на бывшую связь Мирожской обители с Новгородскими Владыками.
Икона св. Нифонта, основателя монастыря, очень древняя, в недавнее время обложена серебряною ризой, в ней над главою Святителя по левую сторону вставлена серебряная овальной формы коробочка, в которой помещается часть мощей сего Святителя. Замечателен серебряный оклад этой коробочки древней, но изящной работы в виде герба и, вероятно, пожертвованный каким-нибудь князем. Надпись на коробочке и на гербе следующая: мощи Преподобного Нифонта Епископа Новгородского Чудотворца Киево-Печерского, — создателя Мирожского монастыря, еже в Пскове.
Кроме сего, замечательны своей древностью иконы небольшие: Николая Чудотворца — древняя, не поновленная, Александра Свирского и Знамения Божьей Матери.
II) Колокольня пристроена к западной стене храма, но фасадом обращена на северную сторону к монастырским воротам.
О времени построения ее ничего не известно. Должно думать, что оиа построена гораздо после самого храма. Она состоит из стены в два яруса, в нижнем из них для вешанья колоколов три окна, а в верхнем два. Всех колоколов 8-мь. Древнейший из них лит в 1520 году <5>.
Кровля на колокольне деревянная на два ската с небольшим посредине шпицем; в прежние времена
шпиц покрывал собой всю колокольню. На этой колокольне во время осады Пскова Польским Королем Стефаном Баторием по приказанию его были поставлены пушки, из которых бросались раскаленные ядра на Псков, чтобы произвести в нем пожар.
III) Церковь Св. Архидьякона Стефана каменная, построенная в 1404 году Игуменом Карпом на севере от главного храма. В 1546 году она вновь, вероятно после пожара, перестроена каменным зданием — теплая, трехэтажная, при ней вверху и внизу находятся кладовые палатки. Она имеет вид продолговатой четырехугольной призмы; наверху небольшой с фальшивыми окнами купол, обитый белым железом, а прежде покрытый деревянной чешуей. Иконостас в ней весьма простой столярной работы с золоченой резьбой на столбиках, а в прочих местах окрашенный желтой краской.
Близ этой церкви на Западной стороне существовала деревянная Николаевская церковь над святыми воротами, за которыми стояли деревянные настоятельские покои. В1789 году Игумен Венедикт донес преосвященному Иннокентию, что деревянные настоятельские покои, по крайней ветхости, угрожают падением, а потому они должны быть срыты, но, так как эта сторона обращена к городу и покои эти составляли украшение монастыря, просил построить на месте их каменную колокольню и церковь во имя Святителя Николая, а между церковью и колокольней построить на запад от Стефановской церкви особые покои, в которых могла быть устроена и трапеза для братии. На эту просьбу последовало Архипастырское благословение. (Митрополит Евгений постройку корпуса при церкви архидиакона Стефана относит к 1788 году. Но указ Д. Консистории, разрешающий произвести постройку, подписан 3 Декабря 1789 года.) Корпус этот двухэтажный существует и доныне. Но первоначальное предположение было изменено: Церковь не была устроена, вероятно, по неимению к тому средств. Внизу были кельи Настоятеля, а верх оставался не занятым. В 1800 году во время разлития рек в нижнем этаже этого здания вода доходила до потолка,
почему настоятельские кельи оказались совсем негодными для жилья, вследствие чего нижний этаж был обращен в кухню и здесь же устроена трапеза. Братские кельи помещены в верхнем этаже, а настоятельские в особом деревянном флигеле, против церкви Преображения. В 1820 году столбы, бывшие под святыми воротами для предполагаемой колокольни, разрушены и оба здания соединены вместе. В этом же году внизу сделаны деревянные перегородки для братских келий. В настоящее время здание это, за ветхостью и по неимению в монастыре средств к поддержанию, находится без всякого употребления. Братские же кельи находятся в настоятельском флигеле.
Кроме сих зданий в ограде монастыря существуют развалины бывшей церкви на юге от главной церкви. Она ясно видна на древнем изображении Пскова; но когда и кем строена и когда разрушена, не известно.
До настоящего века монастырская ограда была деревянная, на западной стороне из кольев, а в прочих местах бревенчатая. При Архимандрите Иакове, в начале нынешнего века, построена вокруг всего монастыря каменная ограда.
Страницы: 1 2
Опубликовано 22 Сентябрь 2010 в рубрике Храмы и монастыри
Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:Новое на сайте: