Вот что сообщала газета «Псковские губернские новости» в июле 1857 года в разделе «Городская лето­пись»: «Теперь нельзя не порадоваться вместе с пско­вичами близости к городу железной дороги и скорос­ти окончания ее. Насыпь, как известно, сделана давно от столицы до Пскова. Рельсы и прочее деятельно при­готавливаются в разных местах. Мосты строятся день и ночь. Около пересечения «чугунки» с шоссе предпо­лагают устроить вокзал для пассажиров, это в полуто­ра верстах от городской заставы, недалеко от военно­го штаба. Насыпь от Пскова очень широка: на ней могут разместиться два ряда рельсов разъездами».
В1858 году появилось здание вокзала в Пскове. Это был маленький островок среди кочковатого, зарос­шего лиственным лесом и кустарником торфяного болота. Электростанция, водоемное здание, водокач­ка, складские помещения и другие необходимые для нормального функционирования железной дороги сооружения разместились неподалеку от путей. Стан­ционный поселок разрастался и благоустраивался, создавая свою, обособленную от города, передовую инфраструктуру. По типовым проектам возводили жилые дома, лечебницы, амбулатории, школу, пожар­ное депо. Здесь все было свое: лавки, харчевни, пи­тейные заведения, своя транспортная полиция и жан­дармерия. В 1862 году было построено паровозное депо на 18 стойл. Варшавская железная дорога про­шла по территории Псковской губернии с севера на юго-запад по двум уездам — Псковскому и Остро­вскому — на протяжении 212 верст.
Только до Пскова на дороге соорудили 30 мостов. На железной дороге Санкт-Петер­бург — Москва все мо­сты через большие реки были деревянны­ми. По мере распрост­ранения в мире таких материалов, как сталь и железобетон, роль де­рева, естественно, уменьшалась. Все большие мосты на вто­рой крупной магистра­ли Петербург — Варша­ва сооружались только металлические. Боль-
шой новизной отличались проекты мостов через реку Лугу, Великую и Западную Двину, разработанные вы­дающимся русским инженером, выпускником инсти­тута корпуса инженеров путей сообщения СВ. Кор-бедзом. Корбедзу принадлежит большая заслуга в том, что он дал метод расчета цилиндрических сво­дов и ввел приближенный расчет многорешетчатых мостовых форм, принадлежащих к самым сложным. Мост через реку Великую на Варшавской дороге был построен в двух верстах от города Острова в 1860 году. При разработке проекта этого моста была примене­на теория расчета сквозных форм еще одного круп­нейшего инженера-мостостроителя Д. И. Журавского.
Железнодорожное строительство потребовало много рабочей силы. Подрядчики, применяя на строй­ках вольнонаемный труд на старой феодальной ос­нове, широко использовали методы внеэкономичес­кого принуждения, жесточайшую эксплуатацию и крепостническую дисциплину. Участившиеся накану­не крестьянской реформы 1861 года волнения рабо­чих-строителей жестоко подавлялись царскими вой­сками. На земляных работах на участке между г. Лу­гой и Псковом подрядчик Г. И. Гладин использовал 1300 рабочих, которые в подавляющей массе явля­лись оброчными крестьянами из Виленской и Витеб­ской губерний. Особенно тяжелые условия работы были на 78-й версте от города Луги при возведении насыпи на Пискалевском болоте, где свирепствова­ла холера. 27 декабря 1857 года, голодные, раздетые,
жестоко притесняемые приказчиком Черняевым, 350 строителей бросили работы и разбежались по своим деревням. Назначенному для расследования этого дела Александром II флигель-адъютанту император­ской свиты и члену Совета управления Главного об­щества железных дорог В. А. Бобринскому были пре­доставлены широкие полномочия «для немедленно­го возвращения к работам всех самовольно оставив­ших оные крестьян». В деревнях, принадлежащих гра­фине Нирод в Островском уезде, помещикам Шах-но, Гаевскому, Соколовской, Жуковской в Невельс­ком и Люцинском уездах, была проведена массовая жестокая экзекуция крестьян, которые затем вновь были отправлены этапом на строительные железно­дорожные работы.
В Острове вокзал построили в 3,5 версты от горо­да. Ходили слухи, что это не случайно. Строители-под­рядчики требовали взятку. Между ними и местным купечеством — «отцами города» возник конфликт: не сошлись в цене. В результате оказалось наказанным все население, дорога прошла вдали от города.


Опубликовано 20 Сентябрь 2010 в рубрике История железных дорог

Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:
  • СТРОИТЕЛЬСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО МОСТА В ПСКОВЕ
  • СТАНЦИЯ ДНО
  • СТАНЦИЯ НЕВЕЛЬ


  • Новое на сайте:

  • Рекомендации по выбору стиральной машины автомат и продлению ее срока службы
  • Как выбрать блок-хаус?
  • В Пскове началось историческое ориентирование
  • Изучение истории Псковского края в послереволюционный период
  • Рыбное хозяйство Псковской губернии.