СТРОИТЕЛЬСТВО СТАНЦИИ ПСКОВ
Вот что сообщала газета «Псковские губернские новости» в июле 1857 года в разделе «Городская летопись»: «Теперь нельзя не порадоваться вместе с псковичами близости к городу железной дороги и скорости окончания ее. Насыпь, как известно, сделана давно от столицы до Пскова. Рельсы и прочее деятельно приготавливаются в разных местах. Мосты строятся день и ночь. Около пересечения «чугунки» с шоссе предполагают устроить вокзал для пассажиров, это в полутора верстах от городской заставы, недалеко от военного штаба. Насыпь от Пскова очень широка: на ней могут разместиться два ряда рельсов разъездами».
В1858 году появилось здание вокзала в Пскове. Это был маленький островок среди кочковатого, заросшего лиственным лесом и кустарником торфяного болота. Электростанция, водоемное здание, водокачка, складские помещения и другие необходимые для нормального функционирования железной дороги сооружения разместились неподалеку от путей. Станционный поселок разрастался и благоустраивался, создавая свою, обособленную от города, передовую инфраструктуру. По типовым проектам возводили жилые дома, лечебницы, амбулатории, школу, пожарное депо. Здесь все было свое: лавки, харчевни, питейные заведения, своя транспортная полиция и жандармерия. В 1862 году было построено паровозное депо на 18 стойл. Варшавская железная дорога прошла по территории Псковской губернии с севера на юго-запад по двум уездам — Псковскому и Островскому — на протяжении 212 верст.
Только до Пскова на дороге соорудили 30 мостов. На железной дороге Санкт-Петербург — Москва все мосты через большие реки были деревянными. По мере распространения в мире таких материалов, как сталь и железобетон, роль дерева, естественно, уменьшалась. Все большие мосты на второй крупной магистрали Петербург — Варшава сооружались только металлические. Боль-
шой новизной отличались проекты мостов через реку Лугу, Великую и Западную Двину, разработанные выдающимся русским инженером, выпускником института корпуса инженеров путей сообщения СВ. Кор-бедзом. Корбедзу принадлежит большая заслуга в том, что он дал метод расчета цилиндрических сводов и ввел приближенный расчет многорешетчатых мостовых форм, принадлежащих к самым сложным. Мост через реку Великую на Варшавской дороге был построен в двух верстах от города Острова в 1860 году. При разработке проекта этого моста была применена теория расчета сквозных форм еще одного крупнейшего инженера-мостостроителя Д. И. Журавского.
Железнодорожное строительство потребовало много рабочей силы. Подрядчики, применяя на стройках вольнонаемный труд на старой феодальной основе, широко использовали методы внеэкономического принуждения, жесточайшую эксплуатацию и крепостническую дисциплину. Участившиеся накануне крестьянской реформы 1861 года волнения рабочих-строителей жестоко подавлялись царскими войсками. На земляных работах на участке между г. Лугой и Псковом подрядчик Г. И. Гладин использовал 1300 рабочих, которые в подавляющей массе являлись оброчными крестьянами из Виленской и Витебской губерний. Особенно тяжелые условия работы были на 78-й версте от города Луги при возведении насыпи на Пискалевском болоте, где свирепствовала холера. 27 декабря 1857 года, голодные, раздетые,
жестоко притесняемые приказчиком Черняевым, 350 строителей бросили работы и разбежались по своим деревням. Назначенному для расследования этого дела Александром II флигель-адъютанту императорской свиты и члену Совета управления Главного общества железных дорог В. А. Бобринскому были предоставлены широкие полномочия «для немедленного возвращения к работам всех самовольно оставивших оные крестьян». В деревнях, принадлежащих графине Нирод в Островском уезде, помещикам Шах-но, Гаевскому, Соколовской, Жуковской в Невельском и Люцинском уездах, была проведена массовая жестокая экзекуция крестьян, которые затем вновь были отправлены этапом на строительные железнодорожные работы.
В Острове вокзал построили в 3,5 версты от города. Ходили слухи, что это не случайно. Строители-подрядчики требовали взятку. Между ними и местным купечеством — «отцами города» возник конфликт: не сошлись в цене. В результате оказалось наказанным все население, дорога прошла вдали от города.
Опубликовано 20 Сентябрь 2010 в рубрике История железных дорог
Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:Новое на сайте: