В древнейшие времена люди считали, что на вершинах вы­соких гор живут боги. Например, по древнегреческой мифоло­гии, вершина Олимпа была цитаделью «бога богов» Зевса. Ин-
дейцы Аляски считали высочайшую гору Северной Америки, Мак-Кинли, «Домом Солнца». А самая высокая на нашей плане­те гора Джомолунгма (пик Эверест) в Гималаях до сих пор на­зывается местными жителями «Богоматерью мира».
Так и Судома — гора-холм в центральной части Псковщи­ны, высшая точка Судомской возвышенности. Хоть и не высока эта гора, всего 293 метра над уровнем моря*, именно Судома стала объектом легенд и поверий.
Не до конца выяснено происхождение названия горы и воз­вышенности. Более вероятно их финно-угорское происхожде­ние: от слов «сюдэн» («сердцевина») и «маа» («земля»). Значит, «сюдэнмаа» — «сердцевина земли». Близко к этому названию и современное понимание народностью сету слова «сюдамаа» как «Родина». Название возвышенности и ее высшей точки могли появиться одновременно. Во всяком случае, уже в XVI веке упо­минается река Судома, образующаяся от слияния речек Судом­ской возвышенности и, вероятно, получившая название от по­следней.
Однако в связи с давним заселением Судомской возвышен­ности славянами — новгородцами и псковичами — это название обросло легендами. Но как обычно бывает, они не приближают нас к правильному растолкованию топонима, а лишь выдвигают более простые и красивые, иногда сказочные, объяснения.
По первой легенде, название горы Судомы связывается со словом «суд». Легенда гласит, что гора была местом судилища, которое совершалось при по­мощи цепи, свисавшей с неба. Цепь давалась в руки только правому, но од­нажды при помощи обмана ее взял в руки виновный, и цепь исчезла.
Другая легенда рассказывает о семействе великанов — отце Лобно, мате­ри Судоме и дочери Степулихе, которые каменным топором отбивались от вра­гов**. Когда топор утонул в озере и враги стали одолевать, мать заплакала и произнесла заклинание, и все трое превратились в высокие горы, преграждая путь врагам. Но и в этой легенде имя матери Судомы связывается со словом
«суд». Мудрая великанша вершила суд над своими подданными. А река Судо-ма по этой легенде образовалась от слез великанши Судомы*.
По Судомской возвышенности с середины XIV по конец
XV века проходила граница между Псковской и Новгородской вечевыми республиками. Когда отношения между «старшим» и «младшим» братьями стали обостряться, по обе стороны границы были возведены крепости. На новгородской стороне роль форпо­ста выполнял Вышгород, на псковской — крепости Котельно** (возведена в XIV или начале XV века), Дубков*** (1408 год), Выбор (1430 год), Володимирец**** (1462 год). Псковские кре­пости-пригороды использовались и для защиты от общего врага русских земель — от набиравшего силу Великого княжества Ли­товского. В настоящее время близ городищ можно увидеть сель­ские поселения, сохранившие названия бывших крепостей — защитников Псковской земли.
С XV века упоминается в летописи Навережский погост (ныне Навережье) — в то время центр Навережской губы, лежа­щей у самой границы с Новгородской землей в центре Судом­ской возвышенности. Гора Судома находится вблизи этого селе­ния. Расположенное рядом озеро, носящее название Навереж-ское, как бы венчает Судомскую возвышенность.
Положение Вышегорода (в прошлом Вышгорода) и Наве-режья на самом «верху» Судомской возвышенности объясняет их названия. Если название Вышегород вполне понятно, то то­поним Навережье требует разъяснения. Название села произош­ло от реки Вережки. Близкие ему (Вережа, Вержа, Вережье) до­вольно часто встречаются в Псковской области. Все они являют­ся производными от «Веретье». А местоположение этих топони­мов чаще всего связано с возвышенностями. Это слово и означа­ет «возвышенное место» и до сих пор употребляется в этом зна­чении в псковских народных говорах. Но его происхождение все
же, вероятно, финно-угорское. Считается, что слово «веретье» происходит от «виерретеен» — «склон, берег».
Судомская возвышенность, являясь водоразделом рек бас­сейнов озер Псковского и Ильмень (рек Великая и Шелонь), еще совсем недавно была «водоразделом» совсем иного рода. Здесь еще в начале нашего века проходила граница между севе­ровеликорусскими (новгородскими) и средневеликорусскими (псковскими) говорами. Говоры к юго-востоку от Судомской возвышенности на территории Восточного болотного края отно­сили к западной группе средневеликорусских говоров.
Водораздел двух больших бассейнов рек, этническая и по­литическая граница в раннее средневековье, лингвистический узел трех групп говоров в недавнем прошлом, узел границ четы­рех административных районов* сейчас — все это характеристи­ки Судомской возвышенности.


Опубликовано 20 Сентябрь 2010 в рубрике История псковского края

Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:
  • ГЕОЦЕНТР И БИЦЕНТРИЗМ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
  • ВЯЗОВЩИНА
  • СРЕДНЕЕ ПОВЕЛИЧЬЕ


  • Новое на сайте:

  • Рекомендации по выбору стиральной машины автомат и продлению ее срока службы
  • Как выбрать блок-хаус?
  • В Пскове началось историческое ориентирование
  • Изучение истории Псковского края в послереволюционный период
  • Рыбное хозяйство Псковской губернии.