СУДОМСКАЯ ВОЗВЫШЕННОСТЬ
В древнейшие времена люди считали, что на вершинах высоких гор живут боги. Например, по древнегреческой мифологии, вершина Олимпа была цитаделью «бога богов» Зевса. Ин-
дейцы Аляски считали высочайшую гору Северной Америки, Мак-Кинли, «Домом Солнца». А самая высокая на нашей планете гора Джомолунгма (пик Эверест) в Гималаях до сих пор называется местными жителями «Богоматерью мира».
Так и Судома — гора-холм в центральной части Псковщины, высшая точка Судомской возвышенности. Хоть и не высока эта гора, всего 293 метра над уровнем моря*, именно Судома стала объектом легенд и поверий.
Не до конца выяснено происхождение названия горы и возвышенности. Более вероятно их финно-угорское происхождение: от слов «сюдэн» («сердцевина») и «маа» («земля»). Значит, «сюдэнмаа» — «сердцевина земли». Близко к этому названию и современное понимание народностью сету слова «сюдамаа» как «Родина». Название возвышенности и ее высшей точки могли появиться одновременно. Во всяком случае, уже в XVI веке упоминается река Судома, образующаяся от слияния речек Судомской возвышенности и, вероятно, получившая название от последней.
Однако в связи с давним заселением Судомской возвышенности славянами — новгородцами и псковичами — это название обросло легендами. Но как обычно бывает, они не приближают нас к правильному растолкованию топонима, а лишь выдвигают более простые и красивые, иногда сказочные, объяснения.
По первой легенде, название горы Судомы связывается со словом «суд». Легенда гласит, что гора была местом судилища, которое совершалось при помощи цепи, свисавшей с неба. Цепь давалась в руки только правому, но однажды при помощи обмана ее взял в руки виновный, и цепь исчезла.
Другая легенда рассказывает о семействе великанов — отце Лобно, матери Судоме и дочери Степулихе, которые каменным топором отбивались от врагов**. Когда топор утонул в озере и враги стали одолевать, мать заплакала и произнесла заклинание, и все трое превратились в высокие горы, преграждая путь врагам. Но и в этой легенде имя матери Судомы связывается со словом
«суд». Мудрая великанша вершила суд над своими подданными. А река Судо-ма по этой легенде образовалась от слез великанши Судомы*.
По Судомской возвышенности с середины XIV по конец
XV века проходила граница между Псковской и Новгородской вечевыми республиками. Когда отношения между «старшим» и «младшим» братьями стали обостряться, по обе стороны границы были возведены крепости. На новгородской стороне роль форпоста выполнял Вышгород, на псковской — крепости Котельно** (возведена в XIV или начале XV века), Дубков*** (1408 год), Выбор (1430 год), Володимирец**** (1462 год). Псковские крепости-пригороды использовались и для защиты от общего врага русских земель — от набиравшего силу Великого княжества Литовского. В настоящее время близ городищ можно увидеть сельские поселения, сохранившие названия бывших крепостей — защитников Псковской земли.
С XV века упоминается в летописи Навережский погост (ныне Навережье) — в то время центр Навережской губы, лежащей у самой границы с Новгородской землей в центре Судомской возвышенности. Гора Судома находится вблизи этого селения. Расположенное рядом озеро, носящее название Навереж-ское, как бы венчает Судомскую возвышенность.
Положение Вышегорода (в прошлом Вышгорода) и Наве-режья на самом «верху» Судомской возвышенности объясняет их названия. Если название Вышегород вполне понятно, то топоним Навережье требует разъяснения. Название села произошло от реки Вережки. Близкие ему (Вережа, Вержа, Вережье) довольно часто встречаются в Псковской области. Все они являются производными от «Веретье». А местоположение этих топонимов чаще всего связано с возвышенностями. Это слово и означает «возвышенное место» и до сих пор употребляется в этом значении в псковских народных говорах. Но его происхождение все
же, вероятно, финно-угорское. Считается, что слово «веретье» происходит от «виерретеен» — «склон, берег».
Судомская возвышенность, являясь водоразделом рек бассейнов озер Псковского и Ильмень (рек Великая и Шелонь), еще совсем недавно была «водоразделом» совсем иного рода. Здесь еще в начале нашего века проходила граница между северовеликорусскими (новгородскими) и средневеликорусскими (псковскими) говорами. Говоры к юго-востоку от Судомской возвышенности на территории Восточного болотного края относили к западной группе средневеликорусских говоров.
Водораздел двух больших бассейнов рек, этническая и политическая граница в раннее средневековье, лингвистический узел трех групп говоров в недавнем прошлом, узел границ четырех административных районов* сейчас — все это характеристики Судомской возвышенности.
Опубликовано 20 Сентябрь 2010 в рубрике История псковского края
Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:Новое на сайте: