Священник Гавриил Лебедев
(Отдельный оттиск из «Псковских губернских ведомостей» за 1887 год №№ 24 и 25)
К столетнему юбилею Псковоградской Николаевской церкви от Кожина монастыря
1904 г., октября 30 дня, совершилось с благословения Его Преосвященства, Преосвященнейшего Арсения, Епископа Псковского и Порховского, празднование столетнего юбилея Николаевской от Кожина церкви в гор. Пскове, ознаменованное торжественным богослужением, в коем во главе с о. благочинным приняли участие все священнослужители церквей на Завеличье. Поэтому благовременным считаем оглянуться назад и оставить на память настоящим и грядущим поколениям хотя краткий очерк истории сей церкви.
Но прежде чем говорить о настоящей церкви, нельзя не вспомнить о той древней церкви, вместо которой на том же месте и во имя того же Святителя Николая издавна существовала церковь, приютившая благочестивых иноков и послужившая основанием святой обители под названием Николаевский Кожинов монастырь. О нем митрополит Евгений, бывший до 1832 г. архиепископом Псковским, в своей «Истории княжества Псковского» на странице 130 пишет следующее: «Кожинов Николаевский на Завеличье мужеский (монястырь) упоминается в 1695 г., упразднен еще до штатов, а церковь оного обращена в приходскую и по штатам 1764 г. положена с окладным жалованьем». Почти то же свидетельствует в своем «Археологическом указателе города Пскова и его окрестностей» на странице 68-й и другой историк, И. И. Василев: «Никола
Кожин бывший монастырь, древней церкви нет, вместо нее построена новая. Монастырь значится в сметной книге 1699 года».
Кожинов, или от Кожина, монастырь получил наименование от близости кожевенных заводов, находившихся вблизи сего монастыря (см. Клировые ведомости за 1804 г.). Сколько было иноков в сем монастыре — сведений не сохранилось, но известно, что при монастыре были прихожане; по указаниям протоиерея Смиречанского (см. Псковские Епархиальные ведомости за 1902 г. №№ 7—20, очерк «Епархиальное управление в русской церкви и в частности в Псковской епархии в период ее самостоятельности»), Николаевский Кожинов монастырь имел прихожан в 1763 году 215 человек обоего пола. Монастырь сей упразднен в 1764 г., а в 1787 году, по указаниям того же протоиерея Смиречанского, церковь Николаевская, по распоряжению преосвященного Иннокентия, была приписана к Климентовской церкви, по причине недостатка средств к содержанию ее и причта; при этом церковь была ветхая и темная (см. Клировые ведомости 1801 г ).
Такое лишение самостоятельности Николаевской церкви и оскудение ее побудило приход улучшить сей храм. Мы узнаем из Клировых ведомостей, что в 1787 г. построен при ней придел во имя Св. Великомученика Димитрия Мироточивого (см. Клировые ведомости за 1804 год), который, впрочем, не улучшил церкви, но, как построенный с правой стороны, еще более затемнил приток света в главной церкви. Да и самая постройка придела, видно, была непрочна. О нем через четыре года после постройки в Клировых ведомостях с 1801 г. по 1805 г. свидетельствуется, что «свод придельной Димитриевской церкви начал распадаться».
Все вышеозначенное возбудило ревность о св. храме в душе приснопамятного гражданина города Пскова, местного прихожанина купца Тимофея Львовича Развозова. В Клировых ведомостях за 1804 г. написано: «за ветхостью ее
(т. е. Николаевской церкви), по указу консистории, Псковским купцом Тимофеем Львовичем Развозовым построена ныне новая каменная и освящена сего 1804 г., октября 30 дня, во имя того же Святителя Николая и на том же месте штатная и приходская». Денежных сумм в церкви за 1801 год при начале постройки было всего 53 р. 27 к. Следовательно, не на церковные деньги велась постройка, а на собственные деньги строителя Развозова, а по освящении церкви в 1804 г. уже оставалось 258 Р. 68 к.
Чем был почтен от Епархиального Начальства строитель храма, неизвестно, но от прихода он был почтен в том же году избранием в церковные старосты. Но не судил ему Господь насладиться на земле делом столь высокой святой благотворительности и довести до конца благоустроение Николаевского храма. Почти через два года после создания храма, в 1806 г., июня 5 дня, 59 лет от роду, он отошел в небесную торжествующую церковь. Дай ему там Господь вечный покой и царство небесное.
Придел же Димитриевский оставался с расседающимся сводом. Чрез 12 лет после смерти Тимофея Львовича Развозова нашелся новый благотворитель из той же семьи Развозова — сын его Иван Тимофеевич Развозов, который с избытком удовлетворил нуждам церкви. В Клировых Ведомостях за 1818 год написано следующее: «В 1816 г. купцом Иваном Развозовым, вместо ветхой церкви во имя Святого Великомученика Димитрия, построена новая каменная, а с другой стороны вновь во имя Сошествия Святого Духа и освящены 27-го октября сего 1818 года».
Пошли Господи и сему создателю двух храмов вечный покой и царство небесное. Церковь при каждом богослужении молится о сих храмосоздателях.
Со времени постройки главного и двух придельных храмов капитальных переделок в них не было. Видно из Клиро-вЫХ ведомостей, что в 1878 году произведен был ремонт в
Димитриевском приделе, а в 1881 году произведен таковой же в главном Николаевском храме, но этот ремонт ничего существенно нового не внес в архитектуру храма. В настоящее время все три храма нуждаются вновь в возобновлении как внутри, так и извне, а особенно в зимнем Димитриевском приделе требуется новый иконостас, на что и обращено внимание местного церковноприходского попечительства.
В настоящее время церковные средства составляют: а) % с капитала, завещанного женою строителя приделов Анастасией) Феодоровною Дерюгиною (бывшею Развозовою в первом браке), сохраняющегося в непрерывно доходном государственном билете в 1857 руб.; б) доходы от двух деревянных ветхих домов, дающих аренды в церковь 150 руб. в год, и в) текущие доходы от продажи свечей и кружечного сбора. Этими средствами и удовлетворяются существенные потребности храма и назначенные /о-е отчисления на общеепархиальные нужды. К 1904 году таковых сумм оставалось всего 6 руб. 49 коп.
К имуществу церкви относятся также: а) земля, предназначенная к содержанию причта, коей в разных участках Псковского и Островского уездов значится по книгам всего удобной и неудобной земли 256 дес. От этой земли получается ежегодно на причт арендной платы около 400 рублей и хлебом (пятины) на сумму около 200 рублей. (В 1872 г. местным причтом, за свой счет, чрез присяжного поверенного Вильчевского, возбуждено было дело в судебных учреждениях о возращении 152 дес. церковной земли или о вознаграждении из казны за отошедшую от церкви землю, поступившую в надел крестьянам разных деревень Островского уезда. Дело это, начавшееся в окружном суде, доходило до Правительствующего Сената, стоило причту 569 руб. и наконец, по рассмотрении в Правительствующем Сенате, от 13 мая 1886 г., жалоба причта оставлена без последствий. В чем тут ошибка поверенного, мы недоумеваем. Но только земля эта по генеральному плану и межевой книге значится
за причтом нашей Клименто-Николаевской церкви.) Планы и межевые книги имеются при церкви;
б) Капитала на причт имеется 2130 р., с коего получается ежегодно % — 85 рублей;
в) Деревянный двухэтажный дом, обеспечивающий членов причта квартирами по завещанию от 1854 г. жертвовательницы Анастасии Феодоровны Дерюгиной, а в первом браке Развозо-вой. Но, к сожалению, подаренный дом сгорел и вместо него в 1883 году построен новый дом. Квартира настоятеля в нем ценится по 15 руб. и псаломщика по 5 р. в месяц.
Опубликовано 22 Сентябрь 2010 в рубрике Храмы и монастыри
Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:Новое на сайте: