Усмынско-Усвятский край расположен на крайнем юго-юго-востоке Псковской области, сильно вытягивая ее в этом на­правлении и нарушая ее почти идеальную симметричность вдоль главной оси (раздел: Морфологические характеристики Псковской области).
Однако сам край является не менее симметричным относи­тельно своей оси, проходящей по границе Усвятского и Куньин-ского районов. Создается впечатление, что Усмынская и Усвят-ская части края являются как бы зеркальными отражениями друг друга. Но, оценив рельеф и другие ландшафтные особенно­сти территории, мы скорее всего придем к выводу, что это зерка-
ло является «кривым». Там, где в Усвятской части края господ­ствуют низменные и равнинные участки, в ее зеркальном отра­жении (в Усмынской части) мы увидим 200-метровые гряды Ус-мыньской возвышенности.
И все же Усмынская и Усвятская части края имеют много роднящих их черт (найдите эти черты по карте), что может дать интересный материал для их сравнительного анализа.
Восточной границей края является река Западная Двина. Река берет начало в западных отрогах Валдайской возвышенно­сти (Ревеницких горах) в Тверской области. Пройдя небольшой участок на границе с Псковской областью, река прорезает севе­ро-западный уголок Смоленской области (с городом Велиж) и несет свои воды по северу Белоруссии. Далее уже под именем Даугава река рассекает Латвию на две значительные части (юго-западную и северо-восточную), превратившись в истори­ко-культурный рубеж. К северу от Даугавы расположены две историко-культурные области Латвии: Видземе и Латгале. К югу — еще две: Курземе и Земгале.
В нижнем течении Даугава некогда была границей соприкосновенна фннно-угорских (с севера) и балтийских (с юга) племен. Здесь жили балтий­ские народ селы, земгалы, курши, латгалы и финно-угорский народ ливы (Видземе раньше называли Лифляндией). Названия этих племенных групп и далн имена историческим областям Латвии. Постепенно балтийские народы продвинули значительно к северу границу своего расселения, со временем ас­симилировав лнвов.
Названия «Двина» и «Даугава» (от литовского слова «дауг») означают то же самое: «много, множество, большое количество чего-нибудь». Диалектное русское слово «двина» было записано в Смоленской губернии в прошлом веке. На северной границе Усмынского края имеется еще два аналогичных назва­ния: озеро Двннье н река Двинка — правый приток Западной Двины.
Судьба Усмынско-Усвятского края, как и всего Южного ис­торико-культурного района области, тесно связана с Белорус­сией. Однако в отличие от других земель Псковщины край дважды вовлекался в сферу непосредственного влияния Смолен­ска, становясь частью Смоленщины.
Впервые это произошло в XII веке, когда край находился на стыке границ Смоленского, Полоцкого княжеств и Новгород­ской земли. Усмынский край тогда стал окраиной Смоленского княжества, а Усвятский — Полоцкого. Второй раз это произош­ло уже в нашем веке. В 1929 году вместе с районами Великолукского округа весь Южный край стал частью Западной области с центром в Смоленске. В 1937 году Западная область была пере­именована в Смоленскую, но значительная ее часть была пере­дана в состав впервые образованной Калининской области. Тем не менее Усмынско-Усвятский край остался в составе Смолен­щины.
В 1944 году край вошел в состав Великолукской области, а в 1957 году стал частью Псковщины. В 1959 году Усмынский и Ус-вятский административные районы были упразднены, их земли были переданы Куньинскому и Невельскому районам. Но если в 1985 году Усвятский район был восстановлен, то Усмынский край так и остался частью Куньинского района.
С XIII по начало XX века Усмынско-Усвятский край входил в состав Полоцкого (Усвятская часть) и Торопецкого (Усмын-ская часть) княжеств, Великого княжества Литовского, Речи Посполитой и Велижского уезда Витебской губернии. То есть его судьба в этот период была схожа с судьбой других южный краев Псковщины.
Память о длительном польско-литовском господстве сохра­нилась в топонимике и некоторых словах, которыми пользуются жители края.
В центре Куньинского района, на границе Жижицкой н Усмынской его частей, где некогда проходила государственная граница, до сих пор стоит се­ление, называемое «Кордон».
Несколько местных слов образованы при непосредственном использова­нии названия поляков — «лях, ян, пан»: «обляшел» (отбился от рук), «опанови-ли» (поставили в зависимость, замучили), «полуян» (то есть «полуполяк, не­русский, ненормальный» — ругательное слово).
Предшественник современного поселка Усвяты — город Ус-вят — впервые упоминается в летописи под 1021 годом в связи с тем, что киевский князь Ярослав отдал его во владение полоцко­му князю.
В древности город именовали также Въсвят, Восвячь. Название города произошло от реки Усвяча. Река начинается в Куньинском районе из озера Усмыньское, течет сначала на север, затем резко поворачивает на юг, у посел­ка Усвяты протекает через Усвятское озеро и в Белоруссии впадает в Запад­ную Двину.
Название реки связано со словом «свет». Например, в вятских говорах слово «усвет* означает сумерки. Существует выражение «под усветом» — в те­ни. На юге Псковщины встречается еще два озера с родственным название «Усвеча»; близ границы (с белорусской стороны) есть озеро Усвечье.
Историки полагают,что рядом с городом Усвят находился волок, связывающий реки Усвяча и Ловать. Поэтому его поло­жение оценивается как стратегически важное на пути «из варяг в греки». Город Усвят (вместе с именем новгородского князя Ярослава — отца Александра Невского) упоминается также в XIII веке. В конце XIV века город, вместе с Полоцким княжест­вом, отошел к Литве. Он стал центром волости, приписанной к Витебску.
В середине XVI века Усвяты ненадолго вошли в состав Мос­ковского государства. В это время здесь была построена кре­пость, население города превысило 0,6 тысячи человек. Однако в 1580 году крепость пала в результате похода армии Стефана Ба-тория, и Усвяты вплоть до 1772 года вошли в состав польско-ли­товского государства. С тех пор крепость (или «замок», как на­зывают ее по польскому образцу) потеряла свое стратегическое значение.
С конца XVIII по начало XX века село входило в состав Ве-лижского уезда Витебской губернии, в 1924 году переданного Псковской губернии. В начале нашего века в селении Усвяты проживало 3,5 тысячи человек. В нем было две церкви и восемь кожевенных заводов. В дальнейшем село неоднократно станови­лось центром административного района. А в 1985 году Усвяты получили статус поселка городского типа, население которого сейчас достигло 3,7 тысячи человек.


Опубликовано 20 Сентябрь 2010 в рубрике История псковского края

Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:
  • ГРАНИЦЫ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
  • ПСКОВСКАЯ ЗЕМЛЯ ДО ПЕТРОВСКИХ РЕФОРМ
  • Западное порубежье


  • Новое на сайте:

  • Рекомендации по выбору стиральной машины автомат и продлению ее срока службы
  • Как выбрать блок-хаус?
  • В Пскове началось историческое ориентирование
  • Изучение истории Псковского края в послереволюционный период
  • Рыбное хозяйство Псковской губернии.