В ГОДЫ ИНОСТРАННОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ
ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ, УСТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ
Утром 3 марта 1917 г. на привокзальной площади состоялся массовый митинг солдат и рабочих-железнодорожников, на котором было сообщено об отречении царя от престола. Во 2-й половине дня псковичи вышли на демонстрацию. 4 марта — снова мощная демонстрация рабочих и солдат во главе с автомобильной ротой, с красными знаменами. Были освобождены из тюрьмы политзаключенные и солдаты. Вечером солдаты обезоружили на вокзале командира Чудской флотилии адмирала Коломийцева, двух офицеров. Был убит начальник распределительного пункта полковник Самсонов.
26 октября 1917 г. в Пскове установилась советская власть. Борьба за упрочение советской власти в Пскове приобрела острый характер. 27 октября контрреволюционеры подтянули к Пскову несколько сотен казаков. Они сняли посты Военно-Революционного Комитета на вокзале, захватив прилегавший к нему район, начали арестовывать рабочих, псковских большевиков, членов ВРК. Оставшиеся на свободе члены Комитета Л. А. Иванов, Б. П. Позерн и другие продолжали действовать. Кутру 30 октября большевики заняли станцию Псков, но под напором превосходящих сил противника станцию к концу дня снова пришлось оставить. Вооруженные столкновения перешедших на сторону революции солдат с казаками шли на улицах Пскова, в казармах, на окраинах города. Вокзал, станция неоднократно переходили из рук в руки.
С 1 ноября 1917 г. власть в Пскове полностью перешла в руки Советов рабочих и солдатских депута-
тов. Немногие месяцы мирной жизни были нарушены наступлением германских войск в начале 1918 грда. Прервав мирные переговоры с Советской Россией в Брест-Литовске, немецкое командование 18 февраля начало наступление по всему фронту. Основной целью захвата был Петроград. Наступление на него велось по двум направлениям — Псковскому и На-рвскому. В Пскове сразу же был создан воен-но-революционный штаб обороны, в который вошли представители штаба Северного
фронта и местных органов власти: партийной и советской, а город объявлен на осадном положении.
23 февраля на линии рек Череха и Многа в районе деревень Большое и. Малое Лопатино и станции Череха завязался бой с передовыми частями немецких войск. В бою за оборону Пскова участвовали: прибывший из-под Риги 2-й Красноармейский полк, латышские стрелки, псковские красногвардейцы, а также отряд железнодорожных войск. Враг был ос-
тановлен, но к 24 февраля немцы подтянули новые силы, вышли к предместью Пскова — Крестам и заняли вокзал станции Псков,
Второй красноармейский отряд отступил к ст. То-рошино. При отступлении был взорван склад с пироксилином, в результате убито 30 немецких офицеров, 34 унтер-офицера и 206 солдат, К утру 25 февраля противнику удалось занять центр города. Поддержку отступающим войскам оказывал 1-й революционный бронепоезд, который входил в состав Псковского отряда.
В оперативной сводке немцев от 4 марта 1918 г. сообщалось: «Псков в данный момент совершенно отрезан от использования имеющихся у него запасов, т. к. железные дороги на Двинск и Ригу подорваны местным населением». Подписание мирного договора с Германией положило конец военным действиям. Оккупация Пскова продлилась до 25 ноября 1918года. Недолгая мирная передышка вновь была прервана наступлением банд Булак-Булаховича, входивших в состав армии Юденича. Снова режим насилия, грабежи, расстрелы. Массовые репрессии усиливали враждебное отношение к оккупантам.
БРОНЕПОЕЗДА. БРОНЕЛЕТУЧКИ
В гражданской войне 1918—19 гг. на стороне красных приняли активное участие псковские железнодорожники. В Великих Луках, куда временно переносился центр губернии, проходила мобилизация добровольцев на фронт, формирование бронепоездов и бронелетучек, субботники по ремонту паровозов и вагонов. Первая комсомольская организация в Псковской губернии возникла в железнодорожных мастерских г. Великие Луки. Ее организаторами были представители центра Михаил Дугачев и Любовь Цейтлина. Первые комсомольцы-железнодорожники И. Монголенко, П. Царик, А. Степанов ушли на фронт. В бою под Царицыном за храбрость при взятии бронепоезда противника Реввоенсовет 10-й Армии наградил А. Степанова личным оружием.
Вошло в историю имя псковского городка Себеж, которое было присвоено одному из бронепоездов. В боевых действиях на Псковщине принялучастие прославленный питерский бронепоезд № 6 «В. И. Ленин», на котором служил И. И. Гааза. В феврале 1917 года был сформирован бронепоезд№ 17 «Себежский» под командованием Е. У. Полетаева.
Под Псковом успешно сражалась бронелетучка псковских железнодорожников под командованием Г. Томчука. При ее содействии в августе 1919 года Псков был освобожден от банд Булак-Булаховича. На этом и закончилась на территории Псковщины гражданская война.
ЛИТЕРАТУРА
1. Псков. Очерки истории. А: Лениздат, 199b.
2. Иванов С. Л. Большевики Псковской губернии в борьбе за победу Октябрьской революции. Псков: изд-во газеты «Псковская правда», 1980.
3. Иванов Н. Я. Корниловщина и ее разгром. А: изд-во Ленинградского университета, 1965.
4. В те боевые годы. Воспоминания участников установления и укрепления советской власти на Псковщине в 1917-20 гг. А: Лениздат, 1978.
5. Рафельсон П. Апрель 1917 г. на Псковщине (Летопись Революции)// Молодой ленинец. 1967. 15 апреля.
6. Комяков В. А Иван Гааза. Документальная повесть. А: Лениздат, 1985.
Актуальная информация эскорт клуб на нашем сайте.
Опубликовано 20 Сентябрь 2010 в рубрике История железных дорог
Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:Новое на сайте: