ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ, УСТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ
Утром 3 марта 1917 г. на привокзальной пло­щади состоялся массо­вый митинг солдат и ра­бочих-железнодорожни­ков, на котором было со­общено об отречении царя от престола. Во 2-й половине дня псковичи вышли на демонстрацию. 4 марта — снова мощная демонстрация рабочих и солдат во гла­ве с автомобильной ро­той, с красными знаме­нами. Были освобожде­ны из тюрьмы политзак­люченные и солдаты. Ве­чером солдаты обезору­жили на вокзале коман­дира Чудской флотилии адмирала Коломийцева, двух офицеров. Был убит начальник распределительного пункта полковник Самсонов.
26 октября 1917 г. в Пскове установилась советская власть. Борьба за упрочение советской власти в Пскове приобрела острый характер. 27 октября контррево­люционеры подтяну­ли к Пскову несколь­ко сотен казаков. Они сняли посты Во­енно-Революционно­го Комитета на вокза­ле, захватив прилегав­ший к нему район, на­чали арестовывать рабочих, псковских большевиков, членов ВРК. Оставшиеся на свободе члены Ко­митета Л. А. Иванов, Б. П. Позерн и другие продолжали действовать. Кутру 30 октября большевики заняли станцию Псков, но под напором превосходящих сил противника станцию к концу дня снова пришлось оставить. Вооруженные столкновения перешедших на сторону революции солдат с казаками шли на улицах Пскова, в казармах, на окраинах города. Вокзал, станция неоднократно переходили из рук в руки.
С 1 ноября 1917 г. власть в Пскове полностью пе­решла в руки Советов рабочих и солдатских депута-
тов. Немногие месяцы мирной жизни были на­рушены наступлением германских войск в на­чале 1918 грда. Прервав мирные переговоры с Советской Россией в Брест-Литовске, не­мецкое командование 18 февраля начало на­ступление по всему фронту. Основной це­лью захвата был Пет­роград. Наступление на него велось по двум направлениям — Псковскому и На-рвскому. В Пскове сра­зу же был создан воен-но-революционный штаб обороны, в кото­рый вошли представи­тели штаба Северного
фронта и местных органов власти: партийной и со­ветской, а город объявлен на осадном положении.
23 февраля на линии рек Череха и Многа в райо­не деревень Большое и. Малое Лопатино и станции Череха завязался бой с передовыми частями немец­ких войск. В бою за оборону Пскова участвовали: прибывший из-под Риги 2-й Красноармейский полк, латышские стрелки, псковские красногвардейцы, а также отряд железнодорожных войск. Враг был ос-
тановлен, но к 24 февраля немцы подтянули новые силы, вышли к предместью Пскова — Крестам и заня­ли вокзал станции Псков,
Второй красноармейс­кий отряд отступил к ст. То-рошино. При отступлении был взорван склад с пиро­ксилином, в результате уби­то 30 немецких офицеров, 34 унтер-офицера и 206 сол­дат, К утру 25 февраля про­тивнику удалось занять центр города. Поддержку отступающим войскам ока­зывал 1-й революционный бронепоезд, который вхо­дил в состав Псковского от­ряда.
В оперативной сводке немцев от 4 марта 1918 г. со­общалось: «Псков в данный момент совершенно от­резан от использования имеющихся у него запасов, т. к. железные дороги на Двинск и Ригу подорваны ме­стным населением». Подписание мирного договора с Германией положило конец военным действиям. Оккупация Пскова продлилась до 25 ноября 1918года. Недолгая мирная передышка вновь была прервана на­ступлением банд Булак-Булаховича, входивших в со­став армии Юденича. Снова режим насилия, грабе­жи, расстрелы. Массовые репрессии усиливали враж­дебное отношение к оккупантам.
БРОНЕПОЕЗДА. БРОНЕЛЕТУЧКИ
В гражданской войне 1918—19 гг. на стороне крас­ных приняли активное участие псковские железно­дорожники. В Великих Луках, куда временно перено­сился центр губернии, проходила мобилизация доб­ровольцев на фронт, формирование бронепоездов и бронелетучек, субботники по ремонту паровозов и вагонов. Первая комсомольская организация в Псковской губернии возникла в железнодорожных мастерских г. Великие Луки. Ее организаторами были представители центра Михаил Дугачев и Любовь Цейтлина. Первые комсомольцы-железнодорожни­ки И. Монголенко, П. Царик, А. Степанов ушли на фронт. В бою под Царицыном за храбрость при взя­тии бронепоезда противника Реввоенсовет 10-й Ар­мии наградил А. Степанова личным оружием.
Вошло в историю имя псковского городка Себеж, которое было присвоено одному из бронепоездов. В боевых действиях на Псковщине принялучастие про­славленный питерский бронепоезд № 6 «В. И. Ленин», на котором служил И. И. Гааза. В феврале 1917 года был сформирован бронепоезд№ 17 «Себежский» под командованием Е. У. Полетаева.
Под Псковом успешно сражалась бронелетучка псковских железнодорожников под командованием Г. Томчука. При ее содействии в августе 1919 года Псков был освобожден от банд Булак-Булаховича. На этом и закончилась на территории Псковщины граж­данская война.
ЛИТЕРАТУРА
1. Псков. Очерки истории. А: Лениздат, 199b.
2. Иванов С. Л. Большевики Псковской губернии в борьбе за победу Октябрьской революции. Псков: изд-во газеты «Псковская правда», 1980.
3. Иванов Н. Я. Корниловщина и ее разгром. А: изд-во Ле­нинградского университета, 1965.
4. В те боевые годы. Воспоминания участников установ­ления и укрепления советской власти на Псковщине в 1917-20 гг. А: Лениздат, 1978.
5. Рафельсон П. Апрель 1917 г. на Псковщине (Летопись Революции)// Молодой ленинец. 1967. 15 апреля.
6. Комяков В. А Иван Гааза. Документальная повесть. А: Лениздат, 1985.


Опубликовано 20 Сентябрь 2010 в рубрике История железных дорог

Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:
  • СТРОИТЕЛЬСТВО ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ ПЕТЕРБУРГ — ВАРШАВА
  • СТАНЦИЯ ВЕЛИКИЕ ЛУКИ
  • В Пскове началось историческое ориентирование


  • Новое на сайте:

  • Рекомендации по выбору стиральной машины автомат и продлению ее срока службы
  • Как выбрать блок-хаус?
  • В Пскове началось историческое ориентирование
  • Изучение истории Псковского края в послереволюционный период
  • Рыбное хозяйство Псковской губернии.