В начале XVIII века на боевом знамени Великих Лук была изображена «рука с мечом, выходящая из облаков, перерубающая змея». Эта эмблема име­ла два элемента, роднящих ее с псковским гербом: «рука* и «облака».
Великие Луки в XIX веке — ничем не примечательный уез­дный городок, каких было тысячи в Российской Империи. В 1887 году в городе было 1300 домов и 11 церквей. Если верить летописцам Стефана Батория, это означает, что в Великих Лу­ках жило в четыре раза меньше людей, чем во второй половине XVI века. На рубеже XIX и XX века население города достигло 8,5 тысячи человек. Это было второе место среди городов Псков­ской губернии, но все же меньше, чем, например, в соседнем Невеле (находящемся в то время в Витебской губернии) с насе­лением около 9,5 тысячи жителей.
Среди местной промышленности Великих Лук особо следует выделить кожевенную. По-видимому, ее развитие было связано со строительством тракта из Белоруссии до Санкт-Петербурга. По нему с юга гнали скот. Падеж скота по дороге надоумил ве­ликолукских коммерсантов построить кожевенные заводы, что­бы получать выгоду и от этой неприятности. Кроме того Великие Луки, как и Торопец, славились производством лучшей в севе­ро-западных губерниях России юфти.
Великие Луки так и могли бы остаться тихим уездным го­родком, подобно Новоржеву, Опочке, Себежу и тысячам других, если бы не решение местного уездного земского собрания в 1893 году ходатайствовать о строительстве через город железной дороги. Решение прошло с трудом, были и противники строи­тельства, особенно из числа старожилов города.
Заложенные в 1898 году благодаря строительству железой дороги, мастерские послужили толчком экономического разви­тия Великих Лук — в дальнейшем второго по величине индуст­риального центра Псковщины.
С 1901 по 1904 год Великие Луки превратились в крупный железнодорожный узел на юге Псковской губернии, связанный с Москвой, Санкт-Петербургом, Витебском и портами Балтийско­го моря. Главные железнодорожные мастерские стали крупней­шим промышленным предприятием города, привлекающим кре­стьян-отходников со всей Псковской губернии и квалифициро­ванных специалистов из многих городов России. В 20-е годы ма-
егерские были подвергнуты реконструкции и в конце десятиле­тия, получив новое оборудование из Ленинграда, были преобра­зованы в паровозовагоноремонтный завод (ПВРЗ).
В 1927 году на месте упраздненной Псковской губернии бы­ли созданы Великолукский и Псковский округа Ленинградской области. В 1929 году районы Великолускского округа перешли в состав Западной (с центром в Смоленске), а с 1935 года — Кали­нинской области.
В это время в городе развивалась местная промышленность, росло число занятых на ПВРЗ. В 1935 году вошла в строй Вели­колукская трикотажно-перчаточная фабрика — одна из круп­нейших в стране.
Промышленный подъем привел к стремительному росту на­селения Великих Лук. В середине 20-х годов население города превысило 20 тысяч человек, а перед Великой Отечественной войной перешагнуло 50-тысячный рубеж (в основном за счет увеличения почти в два раза площади города). В годы войны на­селение города сократилось до 5 тысяч. Через два года после ос­вобождения Великих Лук в городе уже числилось 30 тысяч жи­телей. Начался новый индустриальный рывок города.
После войны Великие Луки довольно успешно вели эконо­мическое соревнование с Псковом. Этому способствовало два об­стоятельства: созданный в эпоху социалистической индустриа­лизации крупный экономический потенциал города и превраще­ние Великих Лук с 1944 по 1957 год в областной центр. В резуль­тате в 1959 году Великие Луки по численности населения отста­вали от Пскова всего лишь на 22 тысячи человек (59 тысяч про­тив 81 тысячи).
Но Псков, получив экономический толчок несколько позже Великих Лук, оторвался от них на следующем этапе развития — в 60—80-е годы. Это были годы, предшествующие третьей про­мышленной революции, отмеченные на Псковщине бурным раз­витием электротехнической и радиоэлектронной отраслей про­мышленности, характерных для четвертого индустриального цикла (разделы: Цикличность развития экономики; Индустри­альный этап развития экономики).
Рост населения Великих Лук, по сравнению со Псковом, за­медлился. Вновь увеличился разрыв по числу жителей между двумя крупнейшими городами области: с 1,37 раза в I960 году до 1,8 раза в 1990 году. Сейчас в Великих Луках живет около 116 тысяч человек. В городе действуют свыше 40 промышленных предприятий, среди которых по-прежнему доминируют .маши­ностроительные: Локомотиворемонтный завод (переименован из ПВРЗ), Завод высоковольтной аппаратуры, «Лесхозмаш», «Торфмаш», Радиозавод, Завод щелочных аккумуляторов, «Электробытприбор» и другие.


Страницы: 1 2

Опубликовано 20 Сентябрь 2010 в рубрике История псковского края

Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:
  • Город нового времени (XVIII-XIX века)
  • ДНО И ДЕДОВИЧИ
  • ЛОВАТСКАЯ ЗЕМЛЯ


  • Новое на сайте:

  • Крем Сустарад: для суставов он станет как целебное зелье
  • Калькутта красочная
  • Сочиняшка: сайт где есть всё для любителей литературы и не только
  • Девушки по вызову: почему не стоит пользоваться их услугами?
  • Троицкий собор во Пскове