Человек, с которым Копьев переходил границу, еще несколько раз прихо­дил к нему, просил ответить на некоторые вопросы, например, о жизни эмигран­тов в Изборской волости. Как-то передал записку от начальника пограничной заставы в Шахницах с просьбой явиться снова на заставу для переговоров, но Копьев идти отказался. Последний раз незнакомец принес записку от началь­ника заставы, когда Копьев жил уже в Печорах и имел семью. Не это ли под­винуло Григория Ивановича на то, чтобы сменить фамилию: надеялся, что на­конец-то забудут о нем чекисты. Только потом выяснилось, что ничего они не забыли и обо всем напомнили, особенно о том, как он отказывался являться к ним на границу.
Если и было в судьбе Г.И.Копьева пусть не самое счастливое, но самое спокойное и наполненное трудами время — так это последние восемь лет его жизни. Теперь были у него дом, семья, дети и главное — любимое дело служе­ния русской культуре, искусству. Откуда столько талантов было у выходца из семьи простых псковских мещан? Дочь Копьева, Антонина Григорьевна Се­менова, на этот вопрос только руками разводит — и ей неведомо. Но по ее рас­сказам и всех, кто знал Копьева, играл он абсолютно на всех музыкальных ин­струментах. Сам записывал ноты, готовил аранжировки произведений. Кроме того, писал маслом картины, много и увлеченно читал, публиковал небольшие книжки. По рассказам старых печерян, воскресными днями Григория Иванови­ча чаще всего можно было видеть на местном рынке, где он, присев на корточ­ки у книжных развалов, мог часами перелистывать книги.
Обосновавшись в Печорах, Г.И.Копьев деятельно включается в культур­ную жизнь уездного города. Он входит в состав Правления Русского просве­тительного общества, организует оркестр великорусских инструментов и многие годы руководит им, создает кружок любителей изобразительных ис­кусств. В этот кружок, помимо художников-любителей, входили и професси­оналы, например, А.М.Денисов, скульптор, рисовальщик, до революции -смотритель ансамбля Царскосельского дворца, молодой, многообещавший художник А.Тихонов (погиб в начале войны), С.М.Бюнтинг, имевшая боль­шой опыт занятий живописью, который она получила в Париже и Петербурге. По инициативе Копьева была создана первая в Печорах картинная галерея. В своей брошюре «Храните красоту Петсерского края» он подчеркивает не­обходимость сохранять не только историко-архитектурные памятники стари­ны, но и народные традиции, обычаи, национальную одежду, без чего, по мне­нию автора, «народ рассматривается, как кочевое племя». По рассказам до­чери Г.И.Копьева, Антонины Григорьевны, отец любил все делать своими руками. Однажды он купил на базаре поломанный макет баржи, какие ходили
по реке Великой, отремонтировал его, приделав к нему парус, и подарил про­светительному обществу.
В эти годы Г.И.Копьев много общается с художниками и другими куль­турными деятелями. В его доме бывал наезжавший в Печоры из Риги, один из основателей «Мира искусства», академик С.А.Виноградов, у него часто гостил живописец из Таллина А.Д.Кайгородов. По свидетельству А.Г.Семе­новой у них в доме, на стене, висел лист бумаги с автографом стихотворения Игоря Северянина.
Хорошие, дружеские отношения сложили Копьева с епископом Иоанном Булиным, известным церковным деятелем Печорского края, особенно после его возвращения из-за границы.
Живя в Печорах, Г.И.Копьев никогда не забывал о Пскове, о родном доме. Как вспоминает Антонина Григорьевна, в летнюю пору они всей семьей ез­дили отдыхать на берег Псковского озера. Пока все купались и загорали, Гри­горий Иванович подолгу смотрел в бинокль в сторону Пскова, при этом его щеки были мокрыми от слез.
Копьев оставался русским человеком и в быту: любил расписывать печи, сам подбирал цвета для вышитых русских рубах, по его рисункам в Риге был изготовлен на заказ чайный сервиз. К сожалению, многое из того, что он свои­ми руками сделал, в одночасье сгорело вместе с их домом во время страшно­го пожара в Печорах 24 мая 1939 г. Всего тогда сгорело около 260 домов -почти треть города, состоявшего в основном из деревянных построек.
К тому времени уже было объявлено о проведении второго всегосударст-венного русского певческого праздника в Печорах в июле месяце, однако, учитывая случившееся, Совет просветительных обществ в Эстонии предложил печерянам отменить праздник. Но жители Печор остались непреклонны — праз­днику Русской культуры быть! В конце концов, не зря же они готовились к нему весь год. Словно чувствовали просветители, что другого такого праздника на их земле, да и во всем Русском зарубежье уже не будет.
Дни русского певческого праздника на Печорской земле в июле 1939 г. стали для всех его участников своего рода звездным часом. Наряду с извест­ными музыкальными дирижерами И.Архангельским (Нарва), Н.Вехновским (Печоры), А.Губертом (Финляндия), на открытой эстраде дирижировал свод­ным оркестром народных инструментов и Г.И.Копьев. Он не мог нарадоваться сыгранности, душевному подъему своих воспитанников — молодых парней и девушек. Недаром он постоянно требовал от участников своего оркестра: не пить вина, не курить, не браниться нецензурными словами. Только при таких условиях сможет молодежь держать русское искусство на высоте!
Между тем приближался 1940-й — год решающих перемен в Прибалтике. Как вспоминали родные Копьева, еще до прихода Красной Армии в Эстонию он говорил, что в таком виде эта республика долго существовать не сможет, что в ней неизбежно установится советская власть. Подобные мысли разделя­ли тогда многие эмигранты, а также большая часть коренных русских жителей Прибалтики. Конечно, тут сказывалось влияние советской пропаганды, да и успехи СССР в 1930-х годах в развитии экономики и культуры не могли не впе­чатлять. Однако дело не только в этом.
Двадцать лет жизни в чужом моноэтническом государстве, материальная ни­щета, постоянное унижение и ущемление национальных чувств, игнорирование рус­ского самосознания, и не только в прибалтийских республиках, но почти во всех странах русского рассеяния, за исключением, пожалуй, только Чехословакии и Югославии, да и то в известных пределах — все это заставляло по-новому взглянуть на коренную Россию, как на единственное условие сохранения русской нации. Ни­какие самые распрекрасные национальные теории не могут быть осуществимы без почвы, в отрыве от родной земли. Даже непримиримые противники большевизма стали понимать, что реальная русская жизнь способна переварить любые чуждые ей элементы и сохранить национальную основу. Поруганная, духовно ограбленная, лишенная традиционной веры Россия все равно остается Россией — единственной родиной русских людей, и другой у них не может быть нигде и никогда. Иначе гово­ря, русская эмиграция, пройдя через все мытарства чужбины, стала осознавать са­моценность их родной страны, несмотря на политические, экономические, соци­альные и иные условия, в которых она оказалась.
Сегодня, задним числом, легко рассуждать о том, что можно было бы избе­жать смертельной опасности, пустившись в бега на Запад или еще куда подаль­ше. Отдельные эмигранты так и делали — убегали и спасались. Но большинство понимало, что от судьбы своего поколения не убежишь, и, даже предчувствуя эту смертельную опасность, все равно, как мотылек на огонь, шли навстречу новым событиям, вместе с другими бросали цветы под ноги входившим в Эс-
тонию бойцам Красной Армии, искренне ра­довались открытым, загорелым русским ли­цам красноармейцев. Перед радостью этой встречи все остальное становилось неваж­ным, второстепенным — даже предчувствие конца. Оказавшись в застенках НКВД, они как бы продолжали свой диалог с новой Рос­сией и с поразительным простодушием пы­тались убедить чекистов в своей русскости. Нет, это не было наивностью, или незнани­ем советских порядков, как можно было подумать. Это было глубокое, выстраданное понимание того, что значила для них РОС­СИЯ.


Страницы: 1 2 3 4

Опубликовано 18 Сентябрь 2010 в рубрике Белогвардейцы Пскова

Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:
  • ЧЕРТЕЖНИК ИЗ ПЕЧОРСКОЙ УПРАВЫ (Г.П.Захаров)
  • «Я СЛЫШАЛ ПЛАЧ РУССКИХ ДЕТЕЙ…» (Л.И. Солнцев)
  • Печорский ковчег


  • Новое на сайте:

  • Крем Сустарад: для суставов он станет как целебное зелье
  • Калькутта красочная
  • Сочиняшка: сайт где есть всё для любителей литературы и не только
  • Девушки по вызову: почему не стоит пользоваться их услугами?
  • Троицкий собор во Пскове