Мировая война, вспыхнувшая вслед за ней война гражданская, а также иностранная интервенция при­вели железнодорожный транспорт, экономику всей России в плачевное состояние. Война катастрофичес­ки отразилась на транспорте. Из имевшихся тогда в Советской России 63 тыс. верст железнодорожных путей — 40 тыс. были сильно разрушены. Было взор­вано, сожжено и повреждено свыше 4000 мостов, много станций и железнодорожных зданий. К январю 1921 года число больных паровозов составляло 62 % от общего их количества (в 1913 г. — только 17%), из 502 тыс. вагонов к 1922 году требовали ремонта око­ло 38% (в 1913 г. — только 5,5%). Транспорт испыты­вал недостаток топлива, 75% сети работало на дровя­ном топливе. Часто поезда останавливались в пути и стояли часами, пока железнодорожники вместе с пас­сажирами рубили лес для паровозов.
Без восстановления транспорта и укрепления же­лезной дороги нельзя было поднять промышленность и сельское хозяйство, снабдить голодающих города продовольствием, а сельское хозяйство — промыш­ленными товарами.
Псковские железнодорожники самоотверженным
трудом восстанавливали транспорт. Большую роль в его восстановлении сыграли субботники, воскресники и разные другие общественные начинания, такие как «не-делитранспорта», «недели перевозок», «недели ремон­та» и т. д. В один из субботников на станции Псков бата­льон железнодорожной охраны к трем часам дня выта­щил из воды и сложил на берегу 30 куб. м дров. 359 ра­бочих службытягиотремонтировалибпаровозов, 11 ва­гонов. Сотрудники других служб железнодорожного узла заложили здание клуба, посадили деревья.
В апреле 1921 г. комиссаром путей сообщения был назначен Ф. Э. Дзержинский. Им был подготовлен Декрет народных комиссаров «О применении на транспорте хозяйственных начал». Переход на хоз­расчет в начале 1922 года, ликвидация бесхозяйствен-
ности, экономия топлива, снижение себестоимости перевозок, увеличение грузооборота ликвидировали к 1923 году дефицитность железной дороги, и в даль­нейшем они стали давать доход государству. Прави­тельство, понимая важность железной дороги для страны, проявляло заботу о ее работниках. Еще дек­ретом народных комиссаров от 28 июля 1918 года железнодорожные рабочие были поставлены в наи­более благоприятные условия. Декрет защищал же­лезнодорожника и его семью в условиях голода от продразверстки и продналога, продовольственных карточек, жестокой инфляции, от личного ареста, обыска, уплотнения квартиры, выселения самого ра­бочего и членов его семьи, реквизиции имущества, в т.ч. продовольственных товаров, выращенных на соб­ственных участках.
В 1922 году вышло предписание всем железнодо­рожным рабочим вернуться на железную дорогу.
1923 год был переломным в работе железнодо­рожного транспорта. Показатели его работы пошли неуклонно вверх. Трудная задача восстановления транспорта была решена. В 1925 году по пассажирс­ким перевозкам и грузообороту был превзойден уро­вень 1913 года, выросла длина дорог, восстановлен и получил новое пополнение парк подвижного состава.
К1925 году восстановление железных дорог было закончено. Перед железнодорожниками вставали но­вые задачи технической реконструкции, повышение мощности паровозного парка, грузоподъемности ва­гонов, усиление пути, введение новых средств сигна­лизации и связи, улучшение комфортности пасса­жирских поездок.
В 1920 году по Брест-Литовскому мирному дого­вору по территории Псковской губернии была уста­новлена государственная граница, в течение 20 лет псковская железная дорога работала в пограничном режиме. Железнодорожники приняли участие в ох­ране государственных границ. Бронепоезд «Стерегу­щий» контролировал железнодорожную ветку, рас­положенную на территории Псковского погранично­го района. Особые отряды железнодорожной охра­ны также принимали участие в охране железных до­рог. К началу 1941 года наряду со старыми эксплуа­тировались мощные паровозы серии ФД ИС, СО. двухосные и четырехосные грузовые вагоны и ваго­ны, оборудованные автосцепкой.


Опубликовано 20 Сентябрь 2010 в рубрике История железных дорог

Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:
  • СТРОИТЕЛЬСТВО ПСКОВСКИХ УЧАСТКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ
  • СТРОИТЕЛЬСТВО ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ ПЕТЕРБУРГ — ВАРШАВА
  • ИЗ ИСТОРИИ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ ПСКОВСКОГО КРАЯ


  • Новое на сайте:

  • Рекомендации по выбору стиральной машины автомат и продлению ее срока службы
  • Как выбрать блок-хаус?
  • В Пскове началось историческое ориентирование
  • Изучение истории Псковского края в послереволюционный период
  • Рыбное хозяйство Псковской губернии.