В районах, где огненным смерчем пронеслась вой­на, были полностью разрушены промышленность, транспорт и сельское хозяйство. Особенно огромный ущерб был нанесен транспорту: были выведены из строя 26 дорог и частично повреждены ж.-д. линии йа восьми дорогах. Разрушено 65 тыс. км пути, 13 тыс. мостов, 4100 станций, 31 паровозное депо, 129 ремон­тных и машиностроительных заводов транспорта, взорвано и угнано в Германию 16 тыс. паровозов и 400 тыс. вагонов.
Одной из первых в опустошенных войной районах начала действовать Октябрьская железная дорога.
Всю ночь с 22 по 23 июля длился бой за освобож­дение г. Пскова. Восточная часть города и центр кутру были очищены от немцев. В 9 часов утра бойцы 128-й дивизии заняли железнодорожный вокзал. Первооче­редной задачей стало восстановление железнодорож­ного узла для обеспечения перевозки через него войск, техники и боеприпасов к фронту.
25 июля 1944 г. в Псков прибыли восстановители стальных магистралей. Это были части 30-й железно­дорожной бригады: 37-й и 38-й отдельные железно­дорожные батальоны, 43-й отдельный восстанови­тельно-путевой железнодорожный батальон и другие части.
Казимирчук, зам. комба­та 38-го отдельного желез­нодорожного батальона, вспоминал: «Все техничес­кие здания и сооружения, включая вокзал и депо, полностью разрушены и со­жжены, рельсы и шпалы вы­везены, стрелочные перево­ды и линии связи подорваны и непригодны к использова­нию. В земельном полотне зияют воронки. Железнодо­рожный мост через реку Ве­ликую длиной 400 м разру­шен».
На станции широким фронтом развернулись ре-монтно-восстановительные работы. Они велись в не­имоверно трудных условиях — не хватало инструмен­тов и материалов, но железнодорожники проявили трудовой героизм. Руками, с помощью подобранных кусков железа, лопатами разбирали завалы, на пле­чах подносили рельсы и шпалы. Из завалов извлека­ли доски, бревна, кирпичи, жесть, подбирали каждый гвоздь. Собранный строительный материал сразу же шел на ремонт и восстановление производственных помещений и жилья. Одним из главных объектов вос­становления был железнодорожный мост через Вели­кую. Восстанавливали его части 19-го мостового же­лезнодорожного батальона, мостопоезда № 9,64-й от-
дельной эксплуатацион­ной ж.-д. роты, 42-го во­енно-железнодорожно­го батальона. В июле состоялось собрание с повесткой дня: «О за­дачах комсомольцев в восстановлении». Ком­сомолец Котовщиков из 37-го восстанови­тельного железнодо­рожного батальона сказал на собрании: «Нужно как можно бы­стрее дать фронту до­рогу. Наш ответ осво­бодителям Пскова — работа за двоих, вы­полнение дневных за­даний на 200 процентов». При восстановлении моста отличились бойцы Сухоручин, Стадиев, Пивоваров, они выполняли задание на 150 — 200 процентов. В ав­густе были награждены правительственными награ­дами 20 комсомольцев. Всего за период войны до сен­тября 1944 г, в бригаде было награждено 75 молодых бойцов. К ордену Отечественной Войны П-й степени был представлен заместитель командира 37-го вос­становительного железнодорожного батальона К. К. Бехтин. Он при восстановлении станционных путей и моста организовал бесперебойный подвоз матери­алов. К награждению орденом Отечественной Войны 1-й степени был представлен Г. К. Попов — за руко-
водство работами на участке Кебь — Псков. Он обес­печил разработку проекта восстановления моста. К ордену Отечественной Войны П-й степени был пред­ставлен и майор Е. Е. Пасешниченко — за четкую организацию работ 43-го железнодорожного бата­льона при восстановлении моста и участка Кебь — Псков. Командир 42-го восстановительного желез­нодорожного батальона В. Я. Тимофеев обеспечил выполнение трудоемких работ по устройству осно­вания промежуточных опор и засыпке ряжей камнем, постройку эстакады левобережного устоя. Он был на­гражден орденом Красного Знамени.
Восстановительные части нуждались в помощи. Мобилизуется все немногочисленное население го­рода и окрестных деревень, в основном женщины и подростки 13—14 лет. Все, кто мог оказать хоть ка-
кую-то физическую помощь, трудились на железной дороге. Призвали и 14-летнего паренька Семена Ми­хайлова из дер. Заручевье Завеличенского с/с вместе с матерью Анной Михайловной. Позади была жизнь в оккупации, немецкая тюрьма, лагеря в Пскове, Мог-лино и Риге, мытарства в лесах Палкинского района, где семья была освобождена нашими наступавшими войсками. В отчете восстановительных частей указы­вается, что местное население привлекалось для вос­становительных работ в количестве 331 человека, в ос­новном на вспомогательных работах: засыпка воро­нок, выравнивание балластного слоя, разборка разру­шенных рельсов и шпал и других работах.
Семен Дмитриевич вспоминает: работали по 12 — 14 часов. Собирали и выносили на своих плечах шпа­лы и рельсы, поднимали насыпь. Собирали эти ребя-
та с полей боев убитых солдат, укрывая палатками в телегах, свозили в братские могилы. Позднее Семен Дмитриевич Михайлов, после армии, работал на стро­ительстве Псковской ГРЭС, 28 лет отработал на же­лезной дороге, на станции, которую восстанавливал в детстве своими руками.
А в те дни, в июле — августе 1944 г., работать было не только трудно, но и опасно. Фашисты неоднократ­но сбрасывали бомбы на строителей, но бойцы про­должали работать и под огнем врага. За 10 суток были расчищены завалы, восстановлены пути и обеспече­но движение через ст. Псков. На фронт пошли воен­ные составы.
5 августа 1944 г. машинист Л. С. Акулов привел из Ленинграда первый эшелон со строительными мате-
риалами и оборудованием для промышленных пред­приятий города. Восстановленные к этому времени кузнечный, слесарный и столярный цехи вагонного депо дали первую продукцию; буксовые крышки, масленки, инструменты. В них же изготовлялись вед­ра, столы, табуретки, рамы. В развалинах станцион­ных сооружений и жилых домов привокзального рай­она коллектив жилищно-ремонтной конторы собрал около 70 куб. м досок, 40 куб. м бревен, 3 тонны гвоз­дей и до 5 тонн железа. Так начиналось восстановле­ние железнодорожного хозяйства. В 30 км западнее Пскова еще шли ожесточенные бои с фашистами, д в город один задругам приходили эшелоны со строи­тельными материалами и оборудованием для про­мышленных предприятий. В начале сентября нача­лось движение пассажирских поездов до Ленингра­да и Дно. На 25 сентября 1944 г. в 30-й ж.-д. бригаде было награждено орденом Красной Звезды 44 чело­века, медалью «За отвагу» — 16 человек, медалью «За боевые заслуги» — 66 человек, многим вручались зна­ки «Почетный железнодорожник», «Отличный восста­новитель», «Отличник железнодорожных войск», «От­личный тракторист», «Отличный шофер» и другие.


Опубликовано 20 Сентябрь 2010 в рубрике История железных дорог

Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:
  • СТРОИТЕЛЬСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО МОСТА В ПСКОВЕ
  • СТРОИТЕЛЬСТВО ПСКОВСКИХ УЧАСТКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ
  • СТАНЦИЯ НЕВЕЛЬ


  • Новое на сайте:

  • Для нагревания табака от компании glo
  • Погружение в мир ставок и увлекательного азарта
  • Крем Сустарад: для суставов он станет как целебное зелье
  • Калькутта красочная
  • Сочиняшка: сайт где есть всё для любителей литературы и не только