ВОССТАНОВЛЕНИЕ СТАНЦИИ ПСКОВ В 1944 ГОДУ
В районах, где огненным смерчем пронеслась война, были полностью разрушены промышленность, транспорт и сельское хозяйство. Особенно огромный ущерб был нанесен транспорту: были выведены из строя 26 дорог и частично повреждены ж.-д. линии йа восьми дорогах. Разрушено 65 тыс. км пути, 13 тыс. мостов, 4100 станций, 31 паровозное депо, 129 ремонтных и машиностроительных заводов транспорта, взорвано и угнано в Германию 16 тыс. паровозов и 400 тыс. вагонов.
Одной из первых в опустошенных войной районах начала действовать Октябрьская железная дорога.
Всю ночь с 22 по 23 июля длился бой за освобождение г. Пскова. Восточная часть города и центр кутру были очищены от немцев. В 9 часов утра бойцы 128-й дивизии заняли железнодорожный вокзал. Первоочередной задачей стало восстановление железнодорожного узла для обеспечения перевозки через него войск, техники и боеприпасов к фронту.
25 июля 1944 г. в Псков прибыли восстановители стальных магистралей. Это были части 30-й железнодорожной бригады: 37-й и 38-й отдельные железнодорожные батальоны, 43-й отдельный восстановительно-путевой железнодорожный батальон и другие части.
Казимирчук, зам. комбата 38-го отдельного железнодорожного батальона, вспоминал: «Все технические здания и сооружения, включая вокзал и депо, полностью разрушены и сожжены, рельсы и шпалы вывезены, стрелочные переводы и линии связи подорваны и непригодны к использованию. В земельном полотне зияют воронки. Железнодорожный мост через реку Великую длиной 400 м разрушен».
На станции широким фронтом развернулись ре-монтно-восстановительные работы. Они велись в неимоверно трудных условиях — не хватало инструментов и материалов, но железнодорожники проявили трудовой героизм. Руками, с помощью подобранных кусков железа, лопатами разбирали завалы, на плечах подносили рельсы и шпалы. Из завалов извлекали доски, бревна, кирпичи, жесть, подбирали каждый гвоздь. Собранный строительный материал сразу же шел на ремонт и восстановление производственных помещений и жилья. Одним из главных объектов восстановления был железнодорожный мост через Великую. Восстанавливали его части 19-го мостового железнодорожного батальона, мостопоезда № 9,64-й от-
дельной эксплуатационной ж.-д. роты, 42-го военно-железнодорожного батальона. В июле состоялось собрание с повесткой дня: «О задачах комсомольцев в восстановлении». Комсомолец Котовщиков из 37-го восстановительного железнодорожного батальона сказал на собрании: «Нужно как можно быстрее дать фронту дорогу. Наш ответ освободителям Пскова — работа за двоих, выполнение дневных заданий на 200 процентов». При восстановлении моста отличились бойцы Сухоручин, Стадиев, Пивоваров, они выполняли задание на 150 — 200 процентов. В августе были награждены правительственными наградами 20 комсомольцев. Всего за период войны до сентября 1944 г, в бригаде было награждено 75 молодых бойцов. К ордену Отечественной Войны П-й степени был представлен заместитель командира 37-го восстановительного железнодорожного батальона К. К. Бехтин. Он при восстановлении станционных путей и моста организовал бесперебойный подвоз материалов. К награждению орденом Отечественной Войны 1-й степени был представлен Г. К. Попов — за руко-
водство работами на участке Кебь — Псков. Он обеспечил разработку проекта восстановления моста. К ордену Отечественной Войны П-й степени был представлен и майор Е. Е. Пасешниченко — за четкую организацию работ 43-го железнодорожного батальона при восстановлении моста и участка Кебь — Псков. Командир 42-го восстановительного железнодорожного батальона В. Я. Тимофеев обеспечил выполнение трудоемких работ по устройству основания промежуточных опор и засыпке ряжей камнем, постройку эстакады левобережного устоя. Он был награжден орденом Красного Знамени.
Восстановительные части нуждались в помощи. Мобилизуется все немногочисленное население города и окрестных деревень, в основном женщины и подростки 13—14 лет. Все, кто мог оказать хоть ка-
кую-то физическую помощь, трудились на железной дороге. Призвали и 14-летнего паренька Семена Михайлова из дер. Заручевье Завеличенского с/с вместе с матерью Анной Михайловной. Позади была жизнь в оккупации, немецкая тюрьма, лагеря в Пскове, Мог-лино и Риге, мытарства в лесах Палкинского района, где семья была освобождена нашими наступавшими войсками. В отчете восстановительных частей указывается, что местное население привлекалось для восстановительных работ в количестве 331 человека, в основном на вспомогательных работах: засыпка воронок, выравнивание балластного слоя, разборка разрушенных рельсов и шпал и других работах.
Семен Дмитриевич вспоминает: работали по 12 — 14 часов. Собирали и выносили на своих плечах шпалы и рельсы, поднимали насыпь. Собирали эти ребя-
та с полей боев убитых солдат, укрывая палатками в телегах, свозили в братские могилы. Позднее Семен Дмитриевич Михайлов, после армии, работал на строительстве Псковской ГРЭС, 28 лет отработал на железной дороге, на станции, которую восстанавливал в детстве своими руками.
А в те дни, в июле — августе 1944 г., работать было не только трудно, но и опасно. Фашисты неоднократно сбрасывали бомбы на строителей, но бойцы продолжали работать и под огнем врага. За 10 суток были расчищены завалы, восстановлены пути и обеспечено движение через ст. Псков. На фронт пошли военные составы.
5 августа 1944 г. машинист Л. С. Акулов привел из Ленинграда первый эшелон со строительными мате-
риалами и оборудованием для промышленных предприятий города. Восстановленные к этому времени кузнечный, слесарный и столярный цехи вагонного депо дали первую продукцию; буксовые крышки, масленки, инструменты. В них же изготовлялись ведра, столы, табуретки, рамы. В развалинах станционных сооружений и жилых домов привокзального района коллектив жилищно-ремонтной конторы собрал около 70 куб. м досок, 40 куб. м бревен, 3 тонны гвоздей и до 5 тонн железа. Так начиналось восстановление железнодорожного хозяйства. В 30 км западнее Пскова еще шли ожесточенные бои с фашистами, д в город один задругам приходили эшелоны со строительными материалами и оборудованием для промышленных предприятий. В начале сентября началось движение пассажирских поездов до Ленинграда и Дно. На 25 сентября 1944 г. в 30-й ж.-д. бригаде было награждено орденом Красной Звезды 44 человека, медалью «За отвагу» — 16 человек, медалью «За боевые заслуги» — 66 человек, многим вручались знаки «Почетный железнодорожник», «Отличный восстановитель», «Отличник железнодорожных войск», «Отличный тракторист», «Отличный шофер» и другие.
Опубликовано 20 Сентябрь 2010 в рубрике История железных дорог
Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:Новое на сайте: