Храмы и монастыри губернского Пскова
СБОРНИК ДОРЕВОЛЮЦИОННЫХ ПУБЛИКАЦИЙ
По благословению Высокопреосвященнейшего Евсевия, архиепископа Псковского и Великолукского.
Дореволюционные псковские краеведы и их публикации.
Сначала прошлого, 2004 года областная типография выпускает книги уникальной «Псковской исторической библиотеки». В ней уже переизданы ставшие библиографической редкостью дореволюционные произведения по истории Острова, Опочки, Порхова и их уездов, а также Дневники походов Бато-рия на Россию и осады Пскова, окончившейся победой защитников нашего города. Вместить в одну книгу публикации по истории губернского Пскова и его уезда невозможно. Пришлось ограничиться переизданием труднодоступных современным читателям брошюр и статей о храмах и монастырях города.
О Троицком соборе рассказывалось во всех местных исторических трудах. Имеется и отдельная, довольно большая книга инспектора Духовной семинарии Александра Сергеевича КНЯЗЕВА «Историческо-статистическое описание Псковского кафедрального Троицкого собора» (Москва, 1858 г.). Извлечением из нее, а также из публикаций другого известного краеведа И. И. Василева стала статья в «Псковских епархиальных ведомостях» о главной святыне города, которой открывается сборник. Ее дополняет сообщение того же журнала о состоявшемся 22 апреля 1901 года освящении собора после значительного обновления храма.
После церковной реформы Екатерины II в губернском Пскове остались четыре монастыря, включая и загородный Сне-тогорский. Старейшему из них посвящен труд Ивана Ивановича ВАСИЛЕВА «Псковский Спасо-Мирожский мужской третьеклассный монастырь. Историко-статистический обзор. 1156—1868 г.». В Пскове экземпляр этой брошюры сохранился лишь в библиотеке Госархива области. Ее автор — единственный краевед, удостоенный звания «Почетный гражданин Пскова». Список его трудов и литературы о нем приведен в библиографическом указателе «У истоков Псковского краеведения» (Псков, 2002 г.), изданном областной научной библиотекой. Могила Василева на Дмитриевском кладбище недавно благоустроена.
Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря и его фрески потребовали в конце XIX века больших реставрационных работ. Рассказ о них тоже извлечен из «Псковских епархиальных ведомостей».
Обстоятельный «Историко-археологический очерк (так тогда любили называть подобные сочинения) «Псковский Иоанно-Предтеченский женский монастырь» составил менее чем за год преподаватель истории и обличения раскола (т. е. старообрядчества и сектантства) местной духовной семинарии, коллежский секретарь Иван Дмитриевич ДМИТРИЕВ. Он имел степень кандидата богословия Петербургской духовной академии и прибыл сюда в 1912 году к началу нового учебного года из Донецкой духовной семинарии, где служил помощником инспектора. А уже 8 октября 1913 года эта книга была допущена к печати столичным цензором. И в Епархиальном женском училище Дмитриев вел уроки географии и космографии, но 2 октября 1913 года семинария запретила совместительство своим штатным преподавателям.
Подобных обстоятельных исследований не было по Снето-горскому монастырю. Архиепископ Евгений (Евфимий Алексеевич БОЛХОВИТИНОВ) в серии брошюр об обителях Псков-
ской епархии составил небольшое описание этого монастыря (Дерпт, 1821 г.). Сведения о его заслугах в изучении истории Псковской земли тоже приведены в краеведческом библиографическом указателе.
Через 66 лет, в 1887 году, Псковское археологическое общество издало брошюру сотрудника Московского главного архива Министерства иностранных дел и действительного члена Императорского русского географического общества Ивана Федоровича ТОКМАКОВА «Снятогорский монастырь (Библиография и материалы)». Изложив в трех абзацах краткую историю монастыря, он затем перечислил 19 изданий, содержавших сведения об этой древней обители, а на остальных 84 страницах поместил 16 старинных документов, в основном о прежних земельных владениях монастыря. Предварительно эти «Материалы о Снятогорском монастыре» печатались с перерывами в 15 номерах «Псковских губернских ведомостей» с 9 июня по 27 октября 1884 года.
В статье о Токмакове Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона среди И главных его трудов назвал очерки о Великом Устюге, Дмитрове, Богородске, Богучарове, Коврове, Егорьевске, московском Страстном девичьем монастыре, о селах Всехсвятском и Писцове. Однако псковские работы Токмакова там вообще не указаны. Между тем еще до этой брошюры 31 июля 1882 года «Псковские губернские ведомости» напечатали его «Краткий исторический обзор начала города Пскова, построение стен и башен», с приложением древней описи Пскова 1677 года. Затем вышел отдельный оттиск этого обзора. Вскоре, 16 октября, там же появилась его статья «Печати и гербы Псковской губернии», тоже изданная и отдельным оттиском.
В следующем году отдельного оттиска из «Псковских губернских ведомостей» за 15 января удостоился его «Сборник материалов для исторического и церковно-археологического описания Псковской губернии», в который вошли царские грамоты
монастырям, списки литературы, в т. ч. по истории промышленности, почты… (Аналогичные сборники материалов и указатели источников Токмаков выпускал по Вятской, Пермской, Ярославской губерниям, по истории русской православной церкви, по истории промышленности и развития прикладных знаний в России…)
Оценив заслуги Токмакова в изучении губернии, Псковское археологическое общество на заседании 11 сентября 1888 года избрало Ивана Федоровича Токмакова в члены-сотрудники общества.
9-й выпуск «Сборника материалов для VIII археологического съезда в Москве» поместил статью Токмакова «Псковская губерния и ее святыни (История, археология и статистика)», в которой под названием «Псков. 300 лет тому назад» давались извлечения из сочинения Иоанна Вундерера, путешествовавшего по России в 1589 году. Ее напечатали и в двух номерах «Псковских губернских ведомостей» 16 и 23 декабря 1889 года, а в следующем году издали отдельной брошюрой.
Токмаков откликнулся и на 700-летнюю годовщину обретения мощей святого благоверного князя Всеволода-Гавриила, широко отмечавшуюся в Пскове 27 ноября 1893 года, поместив статью о нем в «Псковских губернских ведомостях» (№ 46).
Брошюра «Старовознесенский женский монастырь в городе Пскове», отпечатанная Типографией департамента Генерального штаба в 1862 году, — единственный подробный очерк по истории этой обители. В нем не указан автор основного текста. Только в некрологе, посвященном игуменье Агнии и включенном в ато издание, помечено, что ректор Костромской духовной семинарии архимандрит Иосиф ранее опубликовал его в журнале «Странник» за сентябрь 1861 года. К счастью, псковский краевед К. Г. Евлентьев в «Указателе вещественных памятников древности…» отметил, что это описание монастыря сделал
князь ГОЛИЦЫН, хотя и не указал его имени. Для рассказа о постройках, возведенных в Старо-Вознесенском монастыре после 1862 года, в сборник включен некролог игуменье Евгении.
Статья в «Псковских губернских ведомостях» за 1893 год «По поводу 25-летая Псковской Иоанно-Ильинской общины сестер милосердия» тоже содержит загадку, так как подписана только инициалами «В. Г.». Отгадка приведена в нашей статье «Владимир Гедимин — чиновник и краевед», опубликованной «Псковской правдой» 31 января 1997 года. Владимир Николаевич ГЕДИМИН (1862—1916 гг.) был старшим чиновником по особым поручениям при губернаторе, секретарем Псковского археологического общества и других общественных организаций города.
Опубликовано 22 Сентябрь 2010 в рубрике Храмы и монастыри
Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:Новое на сайте: