СБОРНИК ДОРЕВОЛЮЦИОННЫХ ПУБЛИКАЦИЙ
По благословению Высокопреосвященнейшего Евсевия, архиепископа Псковского и Великолукского.
Дореволюционные псковские краеведы и их публикации.
Сначала прошлого, 2004 года областная типография вы­пускает книги уникальной «Псковской исторической библиотеки». В ней уже переизданы ставшие библиографической редкостью дореволюционные произведения по истории Острова, Опочки, Порхова и их уездов, а также Дневники походов Бато-рия на Россию и осады Пскова, окончившейся победой защитни­ков нашего города. Вместить в одну книгу публикации по истории губернского Пскова и его уезда невозможно. Пришлось ограни­читься переизданием труднодоступных современным читателям брошюр и статей о храмах и монастырях города.
О Троицком соборе рассказывалось во всех местных ис­торических трудах. Имеется и отдельная, довольно большая книга инспектора Духовной семинарии Александра Сергеевича КНЯЗЕВА «Историческо-статистическое описание Псковско­го кафедрального Троицкого собора» (Москва, 1858 г.). Из­влечением из нее, а также из публикаций другого известного краеведа И. И. Василева стала статья в «Псковских епархиаль­ных ведомостях» о главной святыне города, которой открывается сборник. Ее дополняет сообщение того же журнала о состояв­шемся 22 апреля 1901 года освящении собора после значительно­го обновления храма.
После церковной реформы Екатерины II в губернском Пскове остались четыре монастыря, включая и загородный Сне-тогорский. Старейшему из них посвящен труд Ивана Ивано­вича ВАСИЛЕВА «Псковский Спасо-Мирожский мужской третьеклассный монастырь. Историко-статистический обзор. 1156—1868 г.». В Пскове экземпляр этой брошюры сохранился лишь в библиотеке Госархива области. Ее автор — единственный краевед, удостоенный звания «Почетный гражданин Пскова». Список его трудов и литературы о нем приведен в библиографи­ческом указателе «У истоков Псковского краеведения» (Псков, 2002 г.), изданном областной научной библиотекой. Могила Ва­силева на Дмитриевском кладбище недавно благоустроена.
Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря и его фрески потребовали в конце XIX века больших реставрационных работ. Рассказ о них тоже извлечен из «Псковских епархиаль­ных ведомостей».
Обстоятельный «Историко-археологический очерк (так тогда любили называть подобные сочинения) «Псковский Иоанно-Предтеченский женский монастырь» составил менее чем за год преподаватель истории и обличения раскола (т. е. старообрядче­ства и сектантства) местной духовной семинарии, коллежский секретарь Иван Дмитриевич ДМИТРИЕВ. Он имел степень кандидата богословия Петербургской духовной академии и при­был сюда в 1912 году к началу нового учебного года из Донец­кой духовной семинарии, где служил помощником инспектора. А уже 8 октября 1913 года эта книга была допущена к печати столичным цензором. И в Епархиальном женском училище Дмит­риев вел уроки географии и космографии, но 2 октября 1913 года семинария запретила совместительство своим штатным препода­вателям.
Подобных обстоятельных исследований не было по Снето-горскому монастырю. Архиепископ Евгений (Евфимий Алексе­евич БОЛХОВИТИНОВ) в серии брошюр об обителях Псков-
ской епархии составил небольшое описание этого монастыря (Дерпт, 1821 г.). Сведения о его заслугах в изучении истории Псковской земли тоже приведены в краеведческом библиографи­ческом указателе.
Через 66 лет, в 1887 году, Псковское археологическое об­щество издало брошюру сотрудника Московского главного архи­ва Министерства иностранных дел и действительного члена Им­ператорского русского географического общества Ивана Федо­ровича ТОКМАКОВА «Снятогорский монастырь (Библио­графия и материалы)». Изложив в трех абзацах краткую исто­рию монастыря, он затем перечислил 19 изданий, содержавших сведения об этой древней обители, а на остальных 84 страницах поместил 16 старинных документов, в основном о прежних зе­мельных владениях монастыря. Предварительно эти «Материа­лы о Снятогорском монастыре» печатались с перерывами в 15 номерах «Псковских губернских ведомостей» с 9 июня по 27 ок­тября 1884 года.
В статье о Токмакове Энциклопедический словарь Брокга­уза и Ефрона среди И главных его трудов назвал очерки о Вели­ком Устюге, Дмитрове, Богородске, Богучарове, Коврове, Его­рьевске, московском Страстном девичьем монастыре, о селах Всехсвятском и Писцове. Однако псковские работы Токмакова там вообще не указаны. Между тем еще до этой брошюры 31 июля 1882 года «Псковские губернские ведомости» напечатали его «Краткий исторический обзор начала города Пскова, построение стен и башен», с приложением древней описи Пскова 1677 года. Затем вышел отдельный оттиск этого обзора. Вскоре, 16 октяб­ря, там же появилась его статья «Печати и гербы Псковской гу­бернии», тоже изданная и отдельным оттиском.
В следующем году отдельного оттиска из «Псковских гу­бернских ведомостей» за 15 января удостоился его «Сборник материалов для исторического и церковно-археологического описа­ния Псковской губернии», в который вошли царские грамоты
монастырям, списки литературы, в т. ч. по истории промышлен­ности, почты… (Аналогичные сборники материалов и указатели источников Токмаков выпускал по Вятской, Пермской, Ярос­лавской губерниям, по истории русской православной церкви, по истории промышленности и развития прикладных знаний в Рос­сии…)
Оценив заслуги Токмакова в изучении губернии, Псков­ское археологическое общество на заседании 11 сентября 1888 года избрало Ивана Федоровича Токмакова в члены-сотрудни­ки общества.
9-й выпуск «Сборника материалов для VIII археологи­ческого съезда в Москве» поместил статью Токмакова «Псковская губерния и ее святыни (История, археология и статистика)», в которой под названием «Псков. 300 лет тому назад» давались извлечения из сочинения Иоанна Вундерера, путешествовавшего по России в 1589 году. Ее напечатали и в двух номерах «Псковских губернских ведомостей» 16 и 23 декабря 1889 года, а в следующем году издали отдельной брошюрой.
Токмаков откликнулся и на 700-летнюю годовщину обре­тения мощей святого благоверного князя Всеволода-Гавриила, широко отмечавшуюся в Пскове 27 ноября 1893 года, поместив статью о нем в «Псковских губернских ведомостях» (№ 46).
Брошюра «Старовознесенский женский монастырь в горо­де Пскове», отпечатанная Типографией департамента Генераль­ного штаба в 1862 году, — единственный подробный очерк по истории этой обители. В нем не указан автор основного текста. Только в некрологе, посвященном игуменье Агнии и включен­ном в ато издание, помечено, что ректор Костромской духовной семинарии архимандрит Иосиф ранее опубликовал его в журнале «Странник» за сентябрь 1861 года. К счастью, псковский кра­евед К. Г. Евлентьев в «Указателе вещественных памятников древности…» отметил, что это описание монастыря сделал
князь ГОЛИЦЫН, хотя и не указал его имени. Для рассказа о постройках, возведенных в Старо-Вознесенском монастыре после 1862 года, в сборник включен некролог игуменье Евге­нии.
Статья в «Псковских губернских ведомостях» за 1893 год «По поводу 25-летая Псковской Иоанно-Ильинской общины сестер милосердия» тоже содержит загадку, так как подписана только инициалами «В. Г.». Отгадка приведена в нашей статье «Владимир Гедимин — чиновник и краевед», опубликованной «Псковской правдой» 31 января 1997 года. Владимир Нико­лаевич ГЕДИМИН (1862—1916 гг.) был старшим чиновни­ком по особым поручениям при губернаторе, секретарем Псков­ского археологического общества и других общественных орга­низаций города.


Страницы: 1 2 3 4 5

Опубликовано 22 Сентябрь 2010 в рубрике Храмы и монастыри

Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:
  • Изучение истории Псковского края в послереволюционный период
  • В ГОДЫ ИНОСТРАННОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ
  • ПСКОВСКИЙ ГЕРБ


  • Новое на сайте:

  • Погружение в мир ставок и увлекательного азарта
  • Крем Сустарад: для суставов он станет как целебное зелье
  • Калькутта красочная
  • Сочиняшка: сайт где есть всё для любителей литературы и не только
  • Девушки по вызову: почему не стоит пользоваться их услугами?