Храмы и монастыри губернского Пскова
В древнем Пскове было несколько храмов, которые выделялись по значимости среди городских церквей и назывались соборами. К XIX веку, кроме Троицкого и Благовещенского кафедральных соборов в кремле да главных монастырских храмов, это высокое звание сохранилось только за Петропавловским собором. Автором брошюры о нем стал Владимир Дмитриевич ЩУКИН. Он родился 6 июля 1856 года в погосте Баранец Торопецкого уезда, где его отец был настоятелем церкви Вознесения Господня. После окончания Псковской духовной семинарии холостого Владимира Щукина не могли поставить священником, и 3 ноября 1879 года он получил место псаломщика в Петропавловским соборе, а 10 сентября следующего года его определили писцом в канцелярию Псковской духовной консистории. Еще через год ему предложили направление в погост Сопки Торопецкого уезда, но по его просьбе 27 августа 1881 года назначили священником в родной погост Баранец.
Очевидно, еще в Пскове Щукин собирал материалы о Петропавловском соборе, и с 26 марта по 16 апреля 1883 года «Псковские губернские ведомости» в трех номерах напечатали «заметки священника погоста Баранца Торопецкого уезда В. Д. Щукина»
под названием «Петро-Павловский собор в Пскове». В том же году эти «Заметки» с разрешения губернского начальства отпечатали отдельной брошюрой.
Пять лет Щукин прослужил священником у себя на родине, одновременно преподавал Закон Божий в двух школах, избирался от крестьян в уездное земское собрание и даже безвозмездно лечил их, получая бесплатные лекарства из земской аптеки. 28 октября 1886 года «за весьма полезную службу» епископ Гермо-ген (Добронравов) перевел его в уездный город Торопец настоятелем Корсунско-Богородицко-го собора. Здесь было больше простора для краеведческих поисков.
14 января 1887 года «Псковская газета» напечатала корреспонденцию 1_Цукина из То-ропца о праздновании столетия открытия там малого народного училища. А в следующем году с разрешения губернского начальства от 19 марта 1888 года типография Псковского губернского правления выпустила его вторую брошюру: «Историко-статистический
очерк города Торопца». Тогда же Щукин передал в библиотеку Псковского археологического общества «два тома разных статей, относящихся до Псковской губернии», и фотографию г. Торопца. На заседании 11 сентября 1888 года его приняли в действительные члены общества, а 25 сентября 1893 года избрали действительным членом Губернского статистического комитета. Текст очерка о Торопце в 1892 году заново печатался в столице, причем без указания, что это — второе издание. Заметка о нем появилась в «Псковском городском листке» 1 ноября 1892 года.
Через два года в столице издали обширную (на 130 страницах с 6 рисунками) работу ЦДукина о «его» храме — «Корсунс-ко-Богородицкий собор в г. Торопце Псковской епархии», которую он опять скромно назвал «заметками». На их издание 20 июня 1894 года откликнулся «Псковский городской листок», а в ноябрьском номере — «Псковские епархиальные ведомости». Его следующую брошюру — «Троицкий мужской монастырь в г. Торопце Псковской епархии», вышедшую в 1896 году, «Псковские епархиальные ведомости» перепечатали в августе — сентябре 1897 года.
Подготовленный им биографический очерк «Симон Тодор-ский, архиепископ Псковский и Нарвский» тот же журнал публиковал с перерывами в 14 номерах за 1898—99 годы. В столице в 1899 году был издан его «Исторический очерк Торопецкого духовного училища». И, наконец, в 1906 году составленный LJJ,y-киным обзор «Церкви города Торопца Псковской епархии» появился в «Псковских епархиальных ведомостях» и небольшой брошюрой (38 страниц).
И в Торопце Щукин преподавал Закон Божий (зачастую безвозмездно), состоял в уездном училищном совете, избирался председателем на уездных училищных съездах, членом правления Торопецкого духовного училища… Сердце не выдержало такой нагрузки, и 13 апреля 1911 года В. Д. Щукин внезапно умер «от апоплексического удара», не дожив трех месяцев до 55 лет.
В центре современного Пскова, а в старину — в так называемом Окольном городе, по соседству располагались Анастасиев-ская, Ново-Вознесенская и Сергиевская церкви. До революции они имели общего священника, и богослужение постоянно велось только в храме Нового Вознесения, а в двух других, приписанных к нему, — в их престольные и в самые большие праздники. В 1832—65 годах настоятелем Ново-Вознесенского храма был Николай Федотович МИЛЕВСКИИ. Обеспокоенный плачевным состоянием Анастасиевской церкви, он 8 апреля 1842 года через «Псковские губернские ведомости» обратился к благотворителям
с призывом помочь в ее ремонте, изложив многострадальную историю храма. 5 июля 1844 года он рассказал об освящении храма после ремонта.
Н. Ф. Милевский был автором первой краеведческой статьи о памятниках псковской старины, печатавшейся в «Псковских губернских ведомостях» с 8 января 1841 года. Это статья воспроизведена в № 20 журнала «Псков» за 2004 год. А в следующем номере журнала впервые была изложена биография этого первого псковского краеведа. Кратко она изложена в книге «Осада Пскова глазами иностранцев. Дневники походов Бато-рия на Россию (1580—1581 гг.)», так как сын Николая Федотовича — Орест Милевский перевел эти польские дневники на русский язык. Книга выпущена областной типографией в той же серии «Псковская историческая библиотека» в начале 2005 года.
Долгое время, с 1808 до 1837 и с 1862 до 1886 года, церковь Георгия со Взвоза была приписана к храму святителя и чудотворца Николая со Усохи. Настоятель Николаевской церкви Александр Космич (по-современному — Кузьмич) БЕРЕЗС-КИИ по совету губернатора М. Б. Прутченко, пожертвовавшего 800 рублей на возобновление Георгиевской церкви, составил «Историко-археологический очерк Псковоградского Георгиевского со Взвоза храма».
Александр родился 30 июля 1843 года в погосте Полонском Псковского уезда, расположенном в 35 верстах восточнее Пскова на речке Полонке. Там его отец Кузьма Семенович Березский с 11 октября 1839 года был священником церкви пророка Ильи. Отец умер в конце 1846 года, оставив четырех сыновей в возрасте от 5 лет до года. 24-летнюю вдову Веру Андреевну, урожденную Виделебскую, определили просфорнею при той же церкви. Когда мальчики подросли, их приняли в Псковское духовное училище, а затем и в семинарию на казенное содержание.
Третий сын Александр в 24 года окончил семинарию и женился на 16-летней Анне Знаменской. Она была дочерью умершего священника Порховского Троицкого собора Ивана Ивановича Знаменского и внучкой 73-летнего протоиерея Николаевской со Усохи церкви Ивана Евдокимовича Знаменского, сразу уволившегося за штат. 21 ноября того же 1867 года архиепископ Феогност рукоположил Александра Березского в священники этой Псковоградской церкви. Так на попечении молодого священника оказались не только престарелый дед жены, но и ее три брата и сестра. Получаемое ими пособие было небольшим. Очевидно, учитывая это, ему с начала нового учебного года (с 10 августа 1868 года) разрешили по совместительству преподавать Закон
Божий в Псковской военной прогимназии (будущем кадетском корпусе).
Служба Березского в Николаевской церкви продолжалась 20 лет, причем с 10 октября 1876 года он стал настоятелем храма. Но 2 сентября 1887 года он распрощался с этим храмом, так как был перемещен на должность настоятеля домовой Спасо-Преображенской церкви Псковского кадетского корпуса, оставаясь там и преподавателем. 26 мая 1894 года Березский был возведен в сан протоиерея. Книга Березского о Георгиевской церкви не единственный его краеведческий труд. 1 октября 1897 года «Псковские епархиальные ведомости» напечатали подготовленный им «Краткий биографический очерк Псковского архиепископа Евгения П-го», а в следующем номере поместили прощальное слово этого владыки при отъезде в Тобольск 22 ноября 1825 года. Добавим, что современники восхищались его ораторским талантом, и его речи и проповеди не раз публиковались. К примеру, его «Слово на день освящения древнего Псковского Николаеве-
Опубликовано 22 Сентябрь 2010 в рубрике Храмы и монастыри
Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:Новое на сайте: