В древнем Пскове было несколько храмов, которые выде­лялись по значимости среди городских церквей и назывались со­борами. К XIX веку, кроме Троицкого и Благовещенского ка­федральных соборов в кремле да главных монастырских храмов, это высокое звание сохранилось только за Петропавловским со­бором. Автором брошюры о нем стал Владимир Дмитриевич ЩУКИН. Он родился 6 июля 1856 года в погосте Баранец Торопецкого уезда, где его отец был настоятелем церкви Возне­сения Господня. После окончания Псковской духовной семина­рии холостого Владимира Щукина не могли поставить священни­ком, и 3 ноября 1879 года он получил место псаломщика в Пет­ропавловским соборе, а 10 сентября следующего года его опреде­лили писцом в канцелярию Псковской духовной консистории. Еще через год ему предложили направление в погост Сопки Торопец­кого уезда, но по его просьбе 27 августа 1881 года назначили свя­щенником в родной погост Баранец.
Очевидно, еще в Пскове Щукин собирал материалы о Пет­ропавловском соборе, и с 26 марта по 16 апреля 1883 года «Псков­ские губернские ведомости» в трех номерах напечатали «заметки священника погоста Баранца Торопецкого уезда В. Д. Щукина»
под названием «Петро-Павловский собор в Пскове». В том же году эти «Заметки» с разрешения губернского начальства отпе­чатали отдельной брошюрой.
Пять лет Щукин прослужил священником у себя на родине, одновременно преподавал Закон Божий в двух школах, избирал­ся от крестьян в уездное земское собрание и даже безвозмездно лечил их, получая бесплатные лекарства из земской аптеки. 28 октября 1886 года «за весьма полезную службу» епископ Гермо-ген (Добронравов) перевел его в уездный город Торопец настоя­телем Корсунско-Богородицко-го собора. Здесь было больше простора для краеведческих по­исков.
14 января 1887 года «Псковская газета» напечатала корреспонденцию 1_Цукина из То-ропца о праздновании столетия от­крытия там малого народного учи­лища. А в следующем году с раз­решения губернского начальства от 19 марта 1888 года типография Псковского губернского правле­ния выпустила его вторую брошю­ру: «Историко-статистический
очерк города Торопца». Тогда же Щукин передал в библиотеку Псковского археологического общества «два тома разных статей, от­носящихся до Псковской губернии», и фотографию г. Торопца. На заседании 11 сентября 1888 года его приняли в действительные члены общества, а 25 сентября 1893 года избрали действительным членом Губернского статистического комитета. Текст очерка о Торопце в 1892 году заново печатался в столице, причем без указания, что это — второе издание. Заметка о нем появилась в «Псковском городс­ком листке» 1 ноября 1892 года.
Через два года в столице издали обширную (на 130 страни­цах с 6 рисунками) работу ЦДукина о «его» храме — «Корсунс-ко-Богородицкий собор в г. Торопце Псковской епархии», кото­рую он опять скромно назвал «заметками». На их издание 20 июня 1894 года откликнулся «Псковский городской листок», а в ноябрьском номере — «Псковские епархиальные ведомости». Его следующую брошюру — «Троицкий мужской монастырь в г. То­ропце Псковской епархии», вышедшую в 1896 году, «Псковские епархиальные ведомости» перепечатали в августе — сентябре 1897 года.
Подготовленный им биографический очерк «Симон Тодор-ский, архиепископ Псковский и Нарвский» тот же журнал публи­ковал с перерывами в 14 номерах за 1898—99 годы. В столице в 1899 году был издан его «Исторический очерк Торопецкого ду­ховного училища». И, наконец, в 1906 году составленный LJJ,y-киным обзор «Церкви города Торопца Псковской епархии» по­явился в «Псковских епархиальных ведомостях» и небольшой брошюрой (38 страниц).
И в Торопце Щукин преподавал Закон Божий (зачастую безвозмездно), состоял в уездном училищном совете, избирался председателем на уездных училищных съездах, членом правления Торопецкого духовного училища… Сердце не выдержало такой нагрузки, и 13 апреля 1911 года В. Д. Щукин внезапно умер «от апоплексического удара», не дожив трех месяцев до 55 лет.
В центре современного Пскова, а в старину — в так называ­емом Окольном городе, по соседству располагались Анастасиев-ская, Ново-Вознесенская и Сергиевская церкви. До революции они имели общего священника, и богослужение постоянно велось только в храме Нового Вознесения, а в двух других, приписан­ных к нему, — в их престольные и в самые большие праздники. В 1832—65 годах настоятелем Ново-Вознесенского храма был Ни­колай Федотович МИЛЕВСКИИ. Обеспокоенный плачевным состоянием Анастасиевской церкви, он 8 апреля 1842 года через «Псковские губернские ведомости» обратился к благотворителям
с призывом помочь в ее ремонте, изложив многострадальную ис­торию храма. 5 июля 1844 года он рассказал об освящении храма после ремонта.
Н. Ф. Милевский был автором первой краеведческой ста­тьи о памятниках псковской старины, печатавшейся в «Псковс­ких губернских ведомостях» с 8 января 1841 года. Это статья воспроизведена в № 20 журнала «Псков» за 2004 год. А в сле­дующем номере журнала впервые была изложена биография это­го первого псковского краеведа. Кратко она изложена в книге «Осада Пскова глазами иностранцев. Дневники походов Бато-рия на Россию (1580—1581 гг.)», так как сын Николая Федото­вича — Орест Милевский перевел эти польские дневники на рус­ский язык. Книга выпущена областной типографией в той же се­рии «Псковская историческая библиотека» в начале 2005 года.
Долгое время, с 1808 до 1837 и с 1862 до 1886 года, цер­ковь Георгия со Взвоза была приписана к храму святителя и чу­дотворца Николая со Усохи. Настоятель Николаевской церкви Александр Космич (по-современному — Кузьмич) БЕРЕЗС-КИИ по совету губернатора М. Б. Прутченко, пожертвовавше­го 800 рублей на возобновление Георгиевской церкви, составил «Историко-археологический очерк Псковоградского Георгиевс­кого со Взвоза храма».
Александр родился 30 июля 1843 года в погосте Полонском Псковского уезда, расположенном в 35 верстах восточнее Пско­ва на речке Полонке. Там его отец Кузьма Семенович Березский с 11 октября 1839 года был священником церкви пророка Ильи. Отец умер в конце 1846 года, оставив четырех сыновей в возра­сте от 5 лет до года. 24-летнюю вдову Веру Андреевну, урожден­ную Виделебскую, определили просфорнею при той же церкви. Когда мальчики подросли, их приняли в Псковское духовное учи­лище, а затем и в семинарию на казенное содержание.
Третий сын Александр в 24 года окончил семинарию и же­нился на 16-летней Анне Знаменской. Она была дочерью умершего священника Порховского Троицкого собора Ивана Ивано­вича Знаменского и внучкой 73-летнего протоиерея Николаевс­кой со Усохи церкви Ивана Евдокимовича Знаменского, сразу уволившегося за штат. 21 ноября того же 1867 года архиепископ Феогност рукоположил Александра Березского в священники этой Псковоградской церкви. Так на попечении молодого священника оказались не только престарелый дед жены, но и ее три брата и сестра. Получаемое ими пособие было небольшим. Очевидно, учитывая это, ему с начала нового учебного года (с 10 августа 1868 года) разрешили по совместительству преподавать Закон
Божий в Псковской военной про­гимназии (будущем кадетском кор­пусе).
Служба Березского в Нико­лаевской церкви продолжалась 20 лет, причем с 10 октября 1876 года он стал настоятелем храма. Но 2 сентября 1887 года он распрощал­ся с этим храмом, так как был пе­ремещен на должность настоятеля домовой Спасо-Преображенской церкви Псковского кадетского кор­пуса, оставаясь там и преподавате­лем. 26 мая 1894 года Березский был возведен в сан протоиерея. Книга Березского о Георгиевской церкви не единственный его краеведческий труд. 1 октября 1897 года «Псковские епар­хиальные ведомости» напечатали подготовленный им «Краткий биографический очерк Псковского архиепископа Евгения П-го», а в следующем номере поместили прощальное слово этого вла­дыки при отъезде в Тобольск 22 ноября 1825 года. Добавим, что современники восхищались его ораторским талантом, и его речи и проповеди не раз публиковались. К примеру, его «Сло­во на день освящения древнего Псковского Николаеве-


Страницы: 1 2 3 4 5

Опубликовано 22 Сентябрь 2010 в рубрике Храмы и монастыри

Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:
  • Изучение истории Псковского края в послереволюционный период
  • В ГОДЫ ИНОСТРАННОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ
  • ПСКОВСКИЙ ГЕРБ


  • Новое на сайте:

  • Для нагревания табака от компании glo
  • Погружение в мир ставок и увлекательного азарта
  • Крем Сустарад: для суставов он станет как целебное зелье
  • Калькутта красочная
  • Сочиняшка: сайт где есть всё для любителей литературы и не только