кого со Усохи храма 9 мая 1878 г.» «Псковские губернские ведо­мости» напечатали через 11 дней. (Тогда стараниями настоятеля церковь обновили на частные пожертвования.)
Свидетельством его интереса к местной истории стало ак­тивное участие в делах Псковского археологического обще­ства (ПАО). 12 февраля 1881 года на 4-м общем собрании ПАО Березского избрали в действительные члены общества. И. И. Василев, печатая в «Псковских губернских ведомос­тях» 16 июня 1884 года «Слово и речи, говоренные при торже­ственном открытии Псковской губернской гимназии 2 июня 1808 года», отметил, что в 1869 году, издавая брошюру по ее истории, он не имел этих материалов и теперь получил их от Александра Кузьмича Березского. На заседании ПАО 21 декабря 1886 года был заслушан его реферат о Георгиевской церкви и решено его напечатать, если позволят средства общества. Статья была опуб­ликована сперва в «Псковских губернских ведомостях» 6—13 июня следующего года, в затем, в 1887 году, — брошюрой, с указани­ем, что это — издание ПАО.
В сентябре 1906 года, отслужив священником 39 лет, Бе-резский покинул Псков и перебрался в столицу, где уже жили некоторые из шести его детей. Уезжая из города и не желая пре­рывать связь с Кирилло-Мефодиевским братством, он пожерт­вовал 100-рублевый процентный билет и на общем собрании 12 сентября 1906 года был избран постоянным пожизненным чле­ном братства. Он состоял также в Псковском епархиальном ко­митете Православного миссионерского общества со времени его открытия (с ноября 1899 года). Александр Кузьмич Березский скончался в 1918 году и был похоронен в Царском Селе.
Своеобразна история церкви Николы от Торга на бывшей Губернаторской улице (ныне ул. Некрасова). Чтобы способство­вать постепенному переходу старообрядцев через единоверие к традиционному православию, в мае 1844 года этот храм был пе­редан единоверцам, которые признавали власть местного влады­ки. Любопытно, что они при этом переосвятили главный престол
из Николаевского в Троицкий, а придел св. Параскевы стал Ни­колаевским. И церковь чаще называли Свято-Троицкой-Нико­лаевской.
Автор статьи об этом храме Василий Васильевич ВОС-ТОКОВ родился 22 апреля 1858 года в семье священника еди­новерческой церкви святой Троицы погоста Загорье Псковского уезда, построенной в 1840 году по случаю обращения жителей из старообрядцев в единоверцев. Он закончил там, в Загорском Яме, земское училище и 5 августа 1875 года был определен псаломщи­ком в деревянную Покровскую церковь, построенную тремя го­дами раньше в деревне и погосте Сорокино Порховского уезда. Ее прихожанами были около 50 единоверцев и более 1200 старо­обрядцев этой и окрестных деревень.
8 января 1884 года Василий Востоков был рукоположен в священники своего родного Загорского погоста. Тогда к Загорс­кому единоверческому приходу были приписаны 177 дворов с 988 жителями этой деревни и 309 дворов в других деревнях с 1763 единоверцами. А 12 сентября 1889 года, через полтора месяца после смерти Константина Голубева (благочинного всех едино­верческих храмов епархии, издателя частной «Псковской газе­ты» и настоятеля единственной Псковоградской единоверческой церкви), Востокова перевели священником этой Троицко-Нико-лаевской церкви.
Василий Востоков преподавал Закон Божий в некоторых школах города, в том числе безвозмездно в воскресной женской школе; состоял членом Епархиального миссионерского совета, влившегося в 1910 году в состав совета Кирилло-Мефодиевского братства; в 1908 году, как представитель единоверцев епархии, ездил в Киев на IV Всероссийский миссионерский съезд; изби­рался в Епархиальное попечительство о бедных духовного зва­ния и был там письмоводителем… Он скоропостижно скончался 8 января 1914 года от сердечного приступа прямо в церкви во
время чествования исполнявшегося в тот день 30-летия Пастырс­кой деятельности. Речь, произнесенная при его отпевании, публи­ковалась в «Псковских епархиальных ведомостях» (№ 4).
Священник Гавриил Васильевич ЛЕБЕДЕВ (1842— 1874) был увлеченным краеведом и мечтал составить очерки ис­тории каждого псковского храма. Однако превратности судьбы не позволили ему осуществить эту задумку. Его отец Василий Никифорович почти 44 года, с февраля 1830 года, прослужил дьячком в Ильинской церкви Верхолинского погоста Псковско­го уезда. Однако мать Наталья Семеновна умерла рано, оставив молодого 34-летнего вдовца с пятью детьми. Гавриилу шел тогда 5-й год, а младшей Евдокии не было и года.
И все же Гавриил Аебедев смог благополучно окончить Псковское духовное училище и в 1865 году семинарию. Однако назначения на службу сразу не получил и полтора года прожил у отца в Верхолине. Только 22 января 1867 года архиепископ Фе-огност (Андрей Аебедев) рукоположил своего однофамильца в священники псковской Дмитриевской кладбищенской церкви. С 6 ноября того же года новый священник 5 лет у себя на квартире (в церковном доме) безвозмездно обучал грамоте приходских детей.
Интерес Гавриила Лебедева к изучению местной истории внешне проявился в 1871 году. 14 августа «Псковские губернс­кие ведомости» напечатали его статью «Памяти Высокопреосвя-щеннейшего Евгения», посвященную бывшему Псковскому архиепископу Евгению II (Андрею Казанцеву), управлявше­му епархией в 1822—25 годах и умершему месяц назад. 25 сентября — 23 октября того же года газета в трех номерах напечатала обширный очерк Лебедева «Псковское городское Дмитриевское кладбище». Затем был выпущен отдельный оттиск этой статьи.
Его краеведческие занятия заинтересовали руководство гу­бернии, и Гавриила Лебедева пригласили в состав Губернского
статистического комитета. 5 ноября 1871 года в его присутствии на заседании комитета обсуждались правила занятий Археологи­ческой комиссии, создаваемой при комитете, и программа буду­щего музея при ней.
Кроме того, в феврале 1872 года губернатор возложил на него обязанности редактора неофициальной части «Псковских губернских ведомостей». 19 февраля в ней была напечатана сде­ланная им выпись из писцовых книг 1627 года о земельных вла­дениях церкви Входа Господня в Иерусалим, находившейся в Довмонтовом городе Пскова. Затем выписи из старинных доку­ментов об Ивановском, Воскресенском со Стадища, Космо-Да-мианском Гремячем, Мирожском и Крыпецком монастырях он печатал в газете без указания своей фамилии (очевидно, потому, что в конце каждого номера стояла его подпись).
На первом заседании Археологической комиссии 4 августа 1872 года Лебедев и еще 12 действительных членов Статистичес­кого комитета заявили о своем желании принять деятельное уча­стие в работе этой комиссии. Он присутствовал и на заседании комиссии 6 марта 1873 года при обсуждении вопроса о помеще­нии для будущего музея.
Несмотря на молодость, коллеги выбирали его на окружной съезд духовенства, в Попечительный совет о бедных и сиротах духовного звания…
Его жизнь оборвалась на 31-м году. 14 июня 1874 года он умер от брюшного тифа. Сообщение о его смерти появилось в газете на следующей неделе, а 20 июля краевед К. Г. Евлентьев сетовал в некрологе: «Кружок лиц, интересующихся изыскания­ми по части местной областной истории и археологии, так ограни­чен в Пскове, что нельзя не скорбеть о преждевременной кончине священника Г. В. Лебедева». И подчеркнул, что описания, по­добные его труду по Дмитриевской кладбищенской церкви, Ле­бедевым «предположено было сделать для всех Псковоградс-ких церквей, и по некоторым описания эти уже представлены в
Губернский статистический комитет, а для других собраны в зна­чительном числе материалы».
Долгое время эти материалы не печатались. Только через 11 лет, на годовом общем собрании ПАО 15 ноября 1885 года, был зачитан реферат священника Гавриила Лебедева о Любятове и принято решение его напечатать. Протокол этого собрания и текст большой статьи Лебедева «Погост Любятово» опубликовали в июне 1887 года, а затем она вышла отдельной брошюрой.


Страницы: 1 2 3 4 5

Опубликовано 22 Сентябрь 2010 в рубрике Храмы и монастыри

Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:
  • Изучение истории Псковского края в послереволюционный период
  • В ГОДЫ ИНОСТРАННОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ
  • ПСКОВСКИЙ ГЕРБ


  • Новое на сайте:

  • Для нагревания табака от компании glo
  • Погружение в мир ставок и увлекательного азарта
  • Крем Сустарад: для суставов он станет как целебное зелье
  • Калькутта красочная
  • Сочиняшка: сайт где есть всё для любителей литературы и не только