Храмы и монастыри губернского Пскова
кого со Усохи храма 9 мая 1878 г.» «Псковские губернские ведомости» напечатали через 11 дней. (Тогда стараниями настоятеля церковь обновили на частные пожертвования.)
Свидетельством его интереса к местной истории стало активное участие в делах Псковского археологического общества (ПАО). 12 февраля 1881 года на 4-м общем собрании ПАО Березского избрали в действительные члены общества. И. И. Василев, печатая в «Псковских губернских ведомостях» 16 июня 1884 года «Слово и речи, говоренные при торжественном открытии Псковской губернской гимназии 2 июня 1808 года», отметил, что в 1869 году, издавая брошюру по ее истории, он не имел этих материалов и теперь получил их от Александра Кузьмича Березского. На заседании ПАО 21 декабря 1886 года был заслушан его реферат о Георгиевской церкви и решено его напечатать, если позволят средства общества. Статья была опубликована сперва в «Псковских губернских ведомостях» 6—13 июня следующего года, в затем, в 1887 году, — брошюрой, с указанием, что это — издание ПАО.
В сентябре 1906 года, отслужив священником 39 лет, Бе-резский покинул Псков и перебрался в столицу, где уже жили некоторые из шести его детей. Уезжая из города и не желая прерывать связь с Кирилло-Мефодиевским братством, он пожертвовал 100-рублевый процентный билет и на общем собрании 12 сентября 1906 года был избран постоянным пожизненным членом братства. Он состоял также в Псковском епархиальном комитете Православного миссионерского общества со времени его открытия (с ноября 1899 года). Александр Кузьмич Березский скончался в 1918 году и был похоронен в Царском Селе.
Своеобразна история церкви Николы от Торга на бывшей Губернаторской улице (ныне ул. Некрасова). Чтобы способствовать постепенному переходу старообрядцев через единоверие к традиционному православию, в мае 1844 года этот храм был передан единоверцам, которые признавали власть местного владыки. Любопытно, что они при этом переосвятили главный престол
из Николаевского в Троицкий, а придел св. Параскевы стал Николаевским. И церковь чаще называли Свято-Троицкой-Николаевской.
Автор статьи об этом храме Василий Васильевич ВОС-ТОКОВ родился 22 апреля 1858 года в семье священника единоверческой церкви святой Троицы погоста Загорье Псковского уезда, построенной в 1840 году по случаю обращения жителей из старообрядцев в единоверцев. Он закончил там, в Загорском Яме, земское училище и 5 августа 1875 года был определен псаломщиком в деревянную Покровскую церковь, построенную тремя годами раньше в деревне и погосте Сорокино Порховского уезда. Ее прихожанами были около 50 единоверцев и более 1200 старообрядцев этой и окрестных деревень.
8 января 1884 года Василий Востоков был рукоположен в священники своего родного Загорского погоста. Тогда к Загорскому единоверческому приходу были приписаны 177 дворов с 988 жителями этой деревни и 309 дворов в других деревнях с 1763 единоверцами. А 12 сентября 1889 года, через полтора месяца после смерти Константина Голубева (благочинного всех единоверческих храмов епархии, издателя частной «Псковской газеты» и настоятеля единственной Псковоградской единоверческой церкви), Востокова перевели священником этой Троицко-Нико-лаевской церкви.
Василий Востоков преподавал Закон Божий в некоторых школах города, в том числе безвозмездно в воскресной женской школе; состоял членом Епархиального миссионерского совета, влившегося в 1910 году в состав совета Кирилло-Мефодиевского братства; в 1908 году, как представитель единоверцев епархии, ездил в Киев на IV Всероссийский миссионерский съезд; избирался в Епархиальное попечительство о бедных духовного звания и был там письмоводителем… Он скоропостижно скончался 8 января 1914 года от сердечного приступа прямо в церкви во
время чествования исполнявшегося в тот день 30-летия Пастырской деятельности. Речь, произнесенная при его отпевании, публиковалась в «Псковских епархиальных ведомостях» (№ 4).
Священник Гавриил Васильевич ЛЕБЕДЕВ (1842— 1874) был увлеченным краеведом и мечтал составить очерки истории каждого псковского храма. Однако превратности судьбы не позволили ему осуществить эту задумку. Его отец Василий Никифорович почти 44 года, с февраля 1830 года, прослужил дьячком в Ильинской церкви Верхолинского погоста Псковского уезда. Однако мать Наталья Семеновна умерла рано, оставив молодого 34-летнего вдовца с пятью детьми. Гавриилу шел тогда 5-й год, а младшей Евдокии не было и года.
И все же Гавриил Аебедев смог благополучно окончить Псковское духовное училище и в 1865 году семинарию. Однако назначения на службу сразу не получил и полтора года прожил у отца в Верхолине. Только 22 января 1867 года архиепископ Фе-огност (Андрей Аебедев) рукоположил своего однофамильца в священники псковской Дмитриевской кладбищенской церкви. С 6 ноября того же года новый священник 5 лет у себя на квартире (в церковном доме) безвозмездно обучал грамоте приходских детей.
Интерес Гавриила Лебедева к изучению местной истории внешне проявился в 1871 году. 14 августа «Псковские губернские ведомости» напечатали его статью «Памяти Высокопреосвя-щеннейшего Евгения», посвященную бывшему Псковскому архиепископу Евгению II (Андрею Казанцеву), управлявшему епархией в 1822—25 годах и умершему месяц назад. 25 сентября — 23 октября того же года газета в трех номерах напечатала обширный очерк Лебедева «Псковское городское Дмитриевское кладбище». Затем был выпущен отдельный оттиск этой статьи.
Его краеведческие занятия заинтересовали руководство губернии, и Гавриила Лебедева пригласили в состав Губернского
статистического комитета. 5 ноября 1871 года в его присутствии на заседании комитета обсуждались правила занятий Археологической комиссии, создаваемой при комитете, и программа будущего музея при ней.
Кроме того, в феврале 1872 года губернатор возложил на него обязанности редактора неофициальной части «Псковских губернских ведомостей». 19 февраля в ней была напечатана сделанная им выпись из писцовых книг 1627 года о земельных владениях церкви Входа Господня в Иерусалим, находившейся в Довмонтовом городе Пскова. Затем выписи из старинных документов об Ивановском, Воскресенском со Стадища, Космо-Да-мианском Гремячем, Мирожском и Крыпецком монастырях он печатал в газете без указания своей фамилии (очевидно, потому, что в конце каждого номера стояла его подпись).
На первом заседании Археологической комиссии 4 августа 1872 года Лебедев и еще 12 действительных членов Статистического комитета заявили о своем желании принять деятельное участие в работе этой комиссии. Он присутствовал и на заседании комиссии 6 марта 1873 года при обсуждении вопроса о помещении для будущего музея.
Несмотря на молодость, коллеги выбирали его на окружной съезд духовенства, в Попечительный совет о бедных и сиротах духовного звания…
Его жизнь оборвалась на 31-м году. 14 июня 1874 года он умер от брюшного тифа. Сообщение о его смерти появилось в газете на следующей неделе, а 20 июля краевед К. Г. Евлентьев сетовал в некрологе: «Кружок лиц, интересующихся изысканиями по части местной областной истории и археологии, так ограничен в Пскове, что нельзя не скорбеть о преждевременной кончине священника Г. В. Лебедева». И подчеркнул, что описания, подобные его труду по Дмитриевской кладбищенской церкви, Лебедевым «предположено было сделать для всех Псковоградс-ких церквей, и по некоторым описания эти уже представлены в
Губернский статистический комитет, а для других собраны в значительном числе материалы».
Долгое время эти материалы не печатались. Только через 11 лет, на годовом общем собрании ПАО 15 ноября 1885 года, был зачитан реферат священника Гавриила Лебедева о Любятове и принято решение его напечатать. Протокол этого собрания и текст большой статьи Лебедева «Погост Любятово» опубликовали в июне 1887 года, а затем она вышла отдельной брошюрой.
Опубликовано 22 Сентябрь 2010 в рубрике Храмы и монастыри
Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:Новое на сайте: