Весть о вооруженном восстании в Петрограде и победе социалистической революции пришла в Дно 25 октяб­ря— одновременно с приездом туда представителей Военно-революционных комитетов столицы и Пскова. Большевики принимали меры, чтобы сорвать продви­жение к Питеру контрреволюционных войск. В Пскове, Порхове и Дно Советская власть была установлена в первые же часы после октябрьского восстания в столи­це. Большевики-питерцы и псковичи помогли создать в Дно Военно-революционный комитет. Из солдат гарни­зона и рабочих был сформирован красногвардейский от­ряд. У вокзала, почты и телеграфа встали посты ВРК.
Из деревень в уездный Порхов приходили резолюции сходов в поддержку Советов. Крестьяне приветствовали социалистическую революцию. Жители Морино заявили: «Приветствуем Народных комиссаров, которые опубли­ковывают тайные договоры, совершенные Николаем Кровавым, и приветствуем прямое и открытое предло­жение мира, объявление перемирия на всех фронтах».
Однако контрреволюция не могла примириться с по­бедой большевиков. 26 октября бежавший из Петрогра­да Керенский двинул из Острова и других мест 3-й кон­ный корпус, который должен был потопить революцию
в крови. На другой день войска генерала Краснова уже были под Пулковом и Гатчиной. Керенский отдавал де­магогические приказы войскам, примкнувшим к рево­люции, и требовал идти вместе с Красновым против большевиков.
Роты солдат, отряды рабочих и флотские экипажи двинулись к Пулкову и Гатчине. Двинулись, чтобы раз­громить 3-й конный корпус Краснова. 31 октября рево­люционные отряды одержали полную победу. 1 ноября была освобождена Гатчина. Керенский бежал. Генерала Краснова арестовали сами казаки.
В те дни в Пскове, Новосокольниках и Дно шла вой­на на рельсах. Чтобы препятствовать подходу подкреп­лений к Керенскому, Порховский ВРК попросил у Пет­рограда помощи оружием. По указанию Дновского ВРК была разобрана линия на Бологое. В Дно револю­ционные рабочие и солдаты остановили блиндированный поезд, шедший на Петроград.
Тревожной в Дно была ночь с 1 на 2 ноября. ВРК получил из Петрограда задание задержать бронепоезд, который по Владимирской ветке, соединявшей Гатчину с железной дорогой на Витебск, ушел от революционных войск и двигался на юг. Дновокий отряд был поднят по тревоге. Слесарь депо Яблонский, выбранный коман­диром, повел навстречу врагу спешно сформированный эшелон.
Прибыли на станцию Сольцы. Дальше, не выяснив обстановки, двигаться было опасно: на перегоне броне­поезд огнем орудий легко разобьет эшелон, а с ним и отряд. Запросили Оредеж: не проследовал ли через станцию бронепоезд? Оредеж молчал. Ответил немного погодя: никакой бронепоезд не проходил, на станции — платформы с сеном.
Обстановка для командования дновского отряда ос­тавалась неясной.
Между тем бронепоезд достиг станции Батецкая. С него сошел пассажир. Он на автомобиле отбыл в Лугу, а позже бежал за границу. Это был Керенский.
Бронепоезд повернул на Новгород — Чудово. Вслед ему двинулся дновский отряд. В Новгороде Яблонский получил сообщение, что бронепоезд задержан револю­ционными матросами…
Социалистическая революция победила, но впереди предстояла длительная и упорная борьба за упрочение Советской власти.
После Октября в Порховском и Дновском Советах рабочих и солдатских депутатов по-прежнему преобла­дали меньшевики и эсеры. Правда, секретарем исполко­ма Дновского Совета стал большевик В. А. Хвалынский, но председателем его оставался Северов, который сочув­ствовал эсерам. В Порхове рядом с Советом сущест­вовали городская дума и земство. В Дно на своих ме­стах оставалась старая железнодорожная администра­ция. На железных дорогах страны царил саботаж чи­новников. В Дно в 1917—1918 годах управляющий не выплачивал рабочим деньги и лишь после вмешательст­ва ВРК был вынужден выдать зарплату.
Купец Насонкин спровоцировал разграбление желез­нодорожных складов, оказавшихся без охраны. Кулаки окрестных деревень, привлеченные специально распу­щенными слухами о раздаче продовольствия, одежды и обуви, явились к складам на подводах. Товары спасли деповские рабочие, вооруженные пулеметом и восемью винтовками. Стрельбой в воздух они разогнали толпу. Купец Насонкин был арестован, у складов выставили вооруженную охрану.
Давала о себе знать изношенность паровозного и ва­гонного парков, нехватка топлива, продовольствия. Вре­дительство и саботаж усугубляли положение. Викжель — Всероссийский  исполнительный  комитет железнодорожного профессионального союза — поддерживал саботажников.
В декабре 1917 года открылся Чрезвычайный Все­российский железнодорожный съезд. С приветственным словом на нем выступил В. И. Ленин.
От дновской организации железнодорожников на съезд был избран Василий Арсентьевич Хвалынский. Здесь он в третий раз услышал Владимира Ильича Ле­нина. До этого, освободившись из тюремного заключе­ния, В. А. Хвалынский встречал вождя революции у Финляндского вокзала, позже слушал Ильича у дома Кшесинской.
На Чрезвычайном съезде железнодорожников В. И. Ленин подробно объяснил делегатам, что именно Со­веты являются выразителями воли масс. Он обрисовал положение республики и выразил уверенность, что ра­бочие возьмут в свои руки железнодорожное хозяйство и наладят его. «Вы знаете, сколько подкупа, обмана, спекуляций висит около каждой узловой станции, вы знаете, как бросаются миллионы эксплуататорами для того, чтобы попортить транспорт, чтобы загнать вагоны туда, где их не найдешь. Это все делается для того, чтобы усилить голод и натравить народ на Советскую власть. Но вы все знаете, что если большинство желез­нодорожных организаций объединится и поставит своей задачей поддержку Советской власти, то только тогда все жулики, саботажники, капиталисты и эксплуатато­ры, весь этот пережиток буржуазного общества будет сметен беспощадной борьбой и только тогда возможно будет организовать правильное железнодорожное хо­зяйство и получить полное освобождение рабочих, сол­дат и крестьян от власти угнетателей, только тогда мы получим социализм»1.
После Чрезвычайного съезда на железных дорогах был проведен ряд важных мероприятий. На транспорт посылались специальные комиссары, наделенные широ­кими полномочиями. В железнодорожных предприятиях устанавливался рабочий ^контроль над производством. Явные противники Советской власти тогда были сняты со своих постов.
В Дно реорганизация транспорта началась не на пу­стом месте. В «конце 1917 — начале 1918 года Комисса­риат внутренних дел оказал Псковской губернии фи­нансовую поддержку. Дновскому Совету было выделено 10 тысяч рублей. Большая часть денег была израсходо­вана на укрепление железнодорожного хозяйства. К февралю 1918 года в депо и на станции был установлен рабочий контроль.
Мероприятия по перестройке транспорта страна осу­ществила вовремя. Троцкий сорвал мирные переговоры с немцами, и 18 февраля германское командование от­дало приказ о наступлении. Сдерживая движение кай­зеровских войск на Петроград, 23 февраля первые крас­ноармейские части приняли бой под Псковом и на два дня задержали врага. Через станцию Дно ,к Пскову двигались эшелоны с отрядами рабочих, матросов и солдат-—страна посылала помощь фронту.
Из Пскова в Дно прибыли беженцы и эвакуирован­ные губернские учреждения. На станции и в поселке стало тесновато. Спустя несколько дней губернские уч­реждения направились в Великие Луки, где и находи­лись до ноября.
Члены исполкома Дновского Совета, в основном меньшевики и эсеры, взяли ночью паровоз, два пасса­жирских вагона и во главе с Северовым отбыли в Ста­рую Руссу. Там поезд задержали. Северов был аресто­ван, остальных отправили обратно. Однако доверие к ним уже было потеряно. Вскоре состоялись перевыборы. Председателем исполкома Дновокого Совета стал П. В. Лебедев из депо, его заместителем — И. Р. Доро­шенко, Г. Кальварий был назначен уполномоченным по вопросам продовольствия. В состав исполкома ввели представителей крестьян.


Страницы: 1 2 3

Опубликовано 22 Сентябрь 2010 в рубрике Город Дно

Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:
  • В ГОДЫ ИНОСТРАННОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ
  • СТАНЦИЯ ДНО
  • ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ КОЛОННЫ ОСОБОГО РЕЗЕРВА


  • Новое на сайте:

  • Рекомендации по выбору стиральной машины автомат и продлению ее срока службы
  • Как выбрать блок-хаус?
  • В Пскове началось историческое ориентирование
  • Изучение истории Псковского края в послереволюционный период
  • Рыбное хозяйство Псковской губернии.