ЗА ВЛАСТЬ СОВЕТОВ!
Весть о вооруженном восстании в Петрограде и победе социалистической революции пришла в Дно 25 октября— одновременно с приездом туда представителей Военно-революционных комитетов столицы и Пскова. Большевики принимали меры, чтобы сорвать продвижение к Питеру контрреволюционных войск. В Пскове, Порхове и Дно Советская власть была установлена в первые же часы после октябрьского восстания в столице. Большевики-питерцы и псковичи помогли создать в Дно Военно-революционный комитет. Из солдат гарнизона и рабочих был сформирован красногвардейский отряд. У вокзала, почты и телеграфа встали посты ВРК.
Из деревень в уездный Порхов приходили резолюции сходов в поддержку Советов. Крестьяне приветствовали социалистическую революцию. Жители Морино заявили: «Приветствуем Народных комиссаров, которые опубликовывают тайные договоры, совершенные Николаем Кровавым, и приветствуем прямое и открытое предложение мира, объявление перемирия на всех фронтах».
Однако контрреволюция не могла примириться с победой большевиков. 26 октября бежавший из Петрограда Керенский двинул из Острова и других мест 3-й конный корпус, который должен был потопить революцию
в крови. На другой день войска генерала Краснова уже были под Пулковом и Гатчиной. Керенский отдавал демагогические приказы войскам, примкнувшим к революции, и требовал идти вместе с Красновым против большевиков.
Роты солдат, отряды рабочих и флотские экипажи двинулись к Пулкову и Гатчине. Двинулись, чтобы разгромить 3-й конный корпус Краснова. 31 октября революционные отряды одержали полную победу. 1 ноября была освобождена Гатчина. Керенский бежал. Генерала Краснова арестовали сами казаки.
В те дни в Пскове, Новосокольниках и Дно шла война на рельсах. Чтобы препятствовать подходу подкреплений к Керенскому, Порховский ВРК попросил у Петрограда помощи оружием. По указанию Дновского ВРК была разобрана линия на Бологое. В Дно революционные рабочие и солдаты остановили блиндированный поезд, шедший на Петроград.
Тревожной в Дно была ночь с 1 на 2 ноября. ВРК получил из Петрограда задание задержать бронепоезд, который по Владимирской ветке, соединявшей Гатчину с железной дорогой на Витебск, ушел от революционных войск и двигался на юг. Дновокий отряд был поднят по тревоге. Слесарь депо Яблонский, выбранный командиром, повел навстречу врагу спешно сформированный эшелон.
Прибыли на станцию Сольцы. Дальше, не выяснив обстановки, двигаться было опасно: на перегоне бронепоезд огнем орудий легко разобьет эшелон, а с ним и отряд. Запросили Оредеж: не проследовал ли через станцию бронепоезд? Оредеж молчал. Ответил немного погодя: никакой бронепоезд не проходил, на станции — платформы с сеном.
Обстановка для командования дновского отряда оставалась неясной.
Между тем бронепоезд достиг станции Батецкая. С него сошел пассажир. Он на автомобиле отбыл в Лугу, а позже бежал за границу. Это был Керенский.
Бронепоезд повернул на Новгород — Чудово. Вслед ему двинулся дновский отряд. В Новгороде Яблонский получил сообщение, что бронепоезд задержан революционными матросами…
Социалистическая революция победила, но впереди предстояла длительная и упорная борьба за упрочение Советской власти.
После Октября в Порховском и Дновском Советах рабочих и солдатских депутатов по-прежнему преобладали меньшевики и эсеры. Правда, секретарем исполкома Дновского Совета стал большевик В. А. Хвалынский, но председателем его оставался Северов, который сочувствовал эсерам. В Порхове рядом с Советом существовали городская дума и земство. В Дно на своих местах оставалась старая железнодорожная администрация. На железных дорогах страны царил саботаж чиновников. В Дно в 1917—1918 годах управляющий не выплачивал рабочим деньги и лишь после вмешательства ВРК был вынужден выдать зарплату.
Купец Насонкин спровоцировал разграбление железнодорожных складов, оказавшихся без охраны. Кулаки окрестных деревень, привлеченные специально распущенными слухами о раздаче продовольствия, одежды и обуви, явились к складам на подводах. Товары спасли деповские рабочие, вооруженные пулеметом и восемью винтовками. Стрельбой в воздух они разогнали толпу. Купец Насонкин был арестован, у складов выставили вооруженную охрану.
Давала о себе знать изношенность паровозного и вагонного парков, нехватка топлива, продовольствия. Вредительство и саботаж усугубляли положение. Викжель — Всероссийский исполнительный комитет железнодорожного профессионального союза — поддерживал саботажников.
В декабре 1917 года открылся Чрезвычайный Всероссийский железнодорожный съезд. С приветственным словом на нем выступил В. И. Ленин.
От дновской организации железнодорожников на съезд был избран Василий Арсентьевич Хвалынский. Здесь он в третий раз услышал Владимира Ильича Ленина. До этого, освободившись из тюремного заключения, В. А. Хвалынский встречал вождя революции у Финляндского вокзала, позже слушал Ильича у дома Кшесинской.
На Чрезвычайном съезде железнодорожников В. И. Ленин подробно объяснил делегатам, что именно Советы являются выразителями воли масс. Он обрисовал положение республики и выразил уверенность, что рабочие возьмут в свои руки железнодорожное хозяйство и наладят его. «Вы знаете, сколько подкупа, обмана, спекуляций висит около каждой узловой станции, вы знаете, как бросаются миллионы эксплуататорами для того, чтобы попортить транспорт, чтобы загнать вагоны туда, где их не найдешь. Это все делается для того, чтобы усилить голод и натравить народ на Советскую власть. Но вы все знаете, что если большинство железнодорожных организаций объединится и поставит своей задачей поддержку Советской власти, то только тогда все жулики, саботажники, капиталисты и эксплуататоры, весь этот пережиток буржуазного общества будет сметен беспощадной борьбой и только тогда возможно будет организовать правильное железнодорожное хозяйство и получить полное освобождение рабочих, солдат и крестьян от власти угнетателей, только тогда мы получим социализм»1.
После Чрезвычайного съезда на железных дорогах был проведен ряд важных мероприятий. На транспорт посылались специальные комиссары, наделенные широкими полномочиями. В железнодорожных предприятиях устанавливался рабочий ^контроль над производством. Явные противники Советской власти тогда были сняты со своих постов.
В Дно реорганизация транспорта началась не на пустом месте. В «конце 1917 — начале 1918 года Комиссариат внутренних дел оказал Псковской губернии финансовую поддержку. Дновскому Совету было выделено 10 тысяч рублей. Большая часть денег была израсходована на укрепление железнодорожного хозяйства. К февралю 1918 года в депо и на станции был установлен рабочий контроль.
Мероприятия по перестройке транспорта страна осуществила вовремя. Троцкий сорвал мирные переговоры с немцами, и 18 февраля германское командование отдало приказ о наступлении. Сдерживая движение кайзеровских войск на Петроград, 23 февраля первые красноармейские части приняли бой под Псковом и на два дня задержали врага. Через станцию Дно ,к Пскову двигались эшелоны с отрядами рабочих, матросов и солдат-—страна посылала помощь фронту.
Из Пскова в Дно прибыли беженцы и эвакуированные губернские учреждения. На станции и в поселке стало тесновато. Спустя несколько дней губернские учреждения направились в Великие Луки, где и находились до ноября.
Члены исполкома Дновского Совета, в основном меньшевики и эсеры, взяли ночью паровоз, два пассажирских вагона и во главе с Северовым отбыли в Старую Руссу. Там поезд задержали. Северов был арестован, остальных отправили обратно. Однако доверие к ним уже было потеряно. Вскоре состоялись перевыборы. Председателем исполкома Дновокого Совета стал П. В. Лебедев из депо, его заместителем — И. Р. Дорошенко, Г. Кальварий был назначен уполномоченным по вопросам продовольствия. В состав исполкома ввели представителей крестьян.
Опубликовано 22 Сентябрь 2010 в рубрике Город Дно
Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:Новое на сайте: