Самая крупная река Северного края — Плюсса, правый приток реки Нарвы. Река протекает по древней доледниковой долине, ширина которой достигает двух километров. Река силь­но меандрирует, и благодаря этому в пределах поймы образова­лось большое количество стариц и озер. В долине Плюссы насчи­тывается более 100 пойменных озер.
Свое название река получала от озера Плюса, как в древности называли озеро Заплюсское. Здесь — исток реки. «Плюса» на древнерусском означала «озеро». Второе «о в названии реки появилось уже после XVII века.
Абсолютные высоты равнины в бассейне Плюссы изменяют­ся от 50 до 100 метров. На левобережье расположена наивысшая точка — Жужева гора (высотой 142 метра). В среднем течении реки, на правобережье, рельеф холмистый (камы и зандры). Четвертичные отложения здесь имеют незначительную мощ­ность, и девонские породы часто вскрываются по долинам рек. Кое-где можно увидеть даже небольшие пещеры. Например, пе­щера у деревни Ужово (Гдовский район) состоит из нескольких залов, соединенных узкими проходами. Недалеко от нее, в 2,5 километра юго-восточнее Ужово, есть еще одна небольшая пе­щера — у деревни Трутнево.
Бассейн реки Плюссы осваивался словеиами ильменскими и, вероятно, кривичами в низовьях этой реки. О древности освоения этих территорий сви­детельствует местная топонимика. Наиболее часто встречающиеся концовки в названии населенных пунктов: «ицы» (Лосицы, Должицы), «-ско, -ск» (Зелеи-ско, Которое), «-шце» (Вяжище), *-ье» (Загорье, Заполье) и другие. Концовка «-ицы» встречается чаще, чем в любой другой части Псковщины. Но центр ареала «-ицы», оказывается, находится чуть севернее Заплюсья, на Ижорской возвышенности в Ленинградской области. Эти земли имеют дерново-карбо­натные почвы и раньше других территорий были освоены славянами и фннно-уграми. На Ижорской возвышенности «-ицы» встречаются примерно в пять раз чаще, чем в Заплюсье.
В пределах подрайона расположены два поселка городского типа. В 1961 году такой статус получило Заплюсье. Поселок воз­ник на месте одноименной деревни, впервые упомянутой в XV веке. Появление поселка было связано с созданием крупного торфопредприятия. Сейчас число жителей поселка сокращается. В нем проживает уже менее 2 тысяч человек.
В 1971 году поселком городского типа стал административ­ный центр Плюсского района — Плюсса. Поселок появился в ре­зультате слияния деревни Плюсса и одноименной станции на железной дороге, построенной в середине прошлого века. Же­лезная дорога тогда соединила Санкт-Петербург и Варшаву, пройдя через Псков. Ныне поселок Плюсса — самый близкий к Санкт-Петербургу среди городских поселений Псковской обла­сти. Его население превышает 4 тысячи человек.
Между двумя поселками городского типа (Плюсса и За­плюсье) в селе Любенск находится бывшее имение композитора Римского-Корсакова, где он часто бывал в последние годы жиз­ни и скончался в 1908 году. Эта территория объявлена заповед­ником.
ЛУЖСКАЯ ВОЗВЫШЕНОСТЬ. СТРУГИ-КРАСНЫЕ
Современное название возвышенности, расположенной на севере Псковской области, закрепилось недавно. Еще в середине века ее называли Псковской возвышенностью, а иногда даже Стругокрасненской.
На Лужской возвышенности начинается множество неболь­ших речек-притоков Великой, Плюссы, Шелони. Являясь водо­разделом двух больших речных бассейнов (озера Ильмень, Псковско-Чудского водоема и реки Нарвы), возвышенность дол-
roe время была рубежом Псковской и Новгородской земель. В районе высшей точхи Лужской возвышенности — город Кочу-беж (204 метра) — начинается река Пскова, вытекающая из озера Псковянское. Имея небольшую длину (немногим более 100 километров), река отличается значительным уклоном и ско­ростью течения. Многочисленные меандры и красивые берега придают ей живописный облик.
Территория Лужской возвышенности богата озерами. Наи­большее их количество приходится на окрестности горы Кочу-беж (деревня Княжицы) и поселка Струги-Красные (к северу от него). Среди озер наиболее крупными являются озера Черное и Щирское. Заболоченность Лужской возвышенности невелика.
Лужская возвышенность — один из самых холодных при­родных районов Псковской области с очень снежными зимами, коротким и прохладным вегетационным периодом, повышенным количеством осадков.
В западной части возвышенности господствуют ландшафты сосновых и еловых лесов, на востоке — значительно выше доля сельскохозяйственных земель (пашни, залежей, лугов) в соче­тании с кустарниками и небольшими участками березовых и бе-резово-осиновых лесов.
С начала нашего века центром подрайона и одновременно административного района стал поселок Струги-Красные.
Существует три основные версии происхождения слова «струга». Две из них связаны с лесом. По первой версии, местное население еще со времен Александра Невского изготовляло струги — деревянные суда, а при Петре I производило корабельные доски и лодки. Отсюда и название, которое якобы распространилось на богатые корабельным лесом территории.
Согласно второй версии «стругами» в псковских говорах называют шта­беля бревен. Значит, эта версия появилась уже после строительства железной дороги Санкт-Петербург — Варшава, для которой заготавливали дрова. Когда паровозы перешли на другое топливо — уголь, дрова стали отправлять в сто­лицу.
Наконец по третьей версии, «струга» в древности означала «омут в реке», или просто «озеро». Рядом со станцией находится несколько деревень с назва­нием «Струга».
Первоначально железнодорожная станция получила назва­ние «Белая», так как была построена рядом с деревней Белая. На железных дорогах России в то время было несколько станций с таким же названием. Были и одноименные пристани на реках. Это приводило к путанице в доставках грузов.
В 1905 году железнодорожное ведомство изменило название станции на Струги-Белые. Но просуществовало оно лишь 14 лет. В 1919 году, после того как станция была занята красногвардей­цами, командир революционной бронелетучки Томчук заявил: «Были Струги-Белые, а теперь будут Струги-Красные, и навеч­но». Наименование станции перешло и на название поселка.
В 1958 году Струги-Красные стали поселком городского ти­па. Сейчас в поселке живет свыше 7 тысяч человек. В 60-е годы Струги-Красные росли очень быстрыми темпами, в 70—80-е го­ды прирост населения в них замедлился. В 1974 году в Стругах-Красных было закончено строительство завода силикатного кир­пича, ныне одного из крупнейших предприятий строительной индустрии в Псковской области.


Опубликовано 20 Сентябрь 2010 в рубрике История псковского края

Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:
  • ЛУЖСКАЯ ЗЕМЛЯ
  • Северный край
  • Ржевско-Бежаницкая земля


  • Новое на сайте:

  • Погружение в мир ставок и увлекательного азарта
  • Крем Сустарад: для суставов он станет как целебное зелье
  • Калькутта красочная
  • Сочиняшка: сайт где есть всё для любителей литературы и не только
  • Девушки по вызову: почему не стоит пользоваться их услугами?