По археологическим и лингвистическим данным можно ус­тановить, что в первой половине I тысячелетия нашей эры территорию Псковской и части Новгородской областей (по­бережья Псковского озера и Ильменя) заселили славянские пле­мена кривичей. Откуда появились кривичи?
В прошлом веке и начале нашего считалось, что кривичи пришли со среднего Днепра, а в верховьях Днепра и Западной Двины разделились на четыре группы. Одна из них осела на реке Полоте (полочане); вторая основала город Смоленск (кривичи смоленские — смоляне); третья, продвинувшись по реке Великой до Псковского озера, основала город Изборск (кривичи изборские); четвертая пошла дальше на северо-восток и основала Новгород. Последнюю группу сейчас, однако, не от­носят к кривичам. Это были словене ильменские, пришедшие сюда со второй волной славянского переселения.
Затем появилось мнение, что кривичи пришли с юга современной Польши — верховьев рек Вислы и Одры (Одера).
Первоначально название «кривичи» историки связывали с местами расселения этих славянских племен — возвышенностями, где берут начало все великие русские реки. Такое имя племена получили якобы по причине боль­шой кривизны рек, на которых жили.
Позже появилась точка зрения, что кривичи — это не славянская, а бал­тийская группа племен, со временем ославянившаяся. Эта версия основывает­ся на том, что имя одного из балтийских языческих богов — Крев. Современное название русских на латышском языке — кревы. А литовцы дол­го называли Россию «землей кривичей».
В последнее время в связи с углубленным исследованием археологических памятников (особенно длинных курганов), с учетом палеоклиматических данных и уникальных языковых особенностей современных псковских и новгородских говоров утверждается гипотеза, что к середине I тысячелетия нашей эры кривичи прибыли на побережье Псковского озера, в междуречье Луги и Плюссы с запада, из Центральной Европы, пройдя через земли других племен, в частности балтов.
Восточные балты, проживавшие на землях современных Белоруссии, а также Смоленской, Брянской, юга Псковской и других областей, оказались изолированными от западных балтов. В дальнейшем восточные балты, окруженные со всех сторон славянами, были ассимилированы.
В течение нескольких поколений славяне-кривичи, видимо, были отделены от других славянских племен балтами, занимая окраинное положение.
Как узнать об этом? По данным археологии и по современным псковским говорам. Только у псковичей и нов­городцев встречается такая языковая особенность, как произношение звука [к ] вместо [ц ] в начале слова («кеп» вме­сто «цеп»; «кветы» вместо «цветы»). Такая же особенность за­фиксирована и в ранних новгородских берестяных грамотах.
Соседствуя с балтами и финно-уграми, предки псковичей, естественно, общались с этими народами, взаимно влияя друг на друга в языковом отношении. Поэтому в речи псковичей сохранилась очень древняя особенность: сочетания [гл], [кл] вместо современного звука [л ] («жерегло реки» вместо «жерло»; деревня «Еглино» вместо «Елино»). Такая особенность появи­лась явно под влиянием балтийских языков. Праславянскими аналогами этих сочетаний являлись [дл], [тл], впоследствии утратившие начальные [д ], [т ].
Независимо от лингвистов к аналогичным выводам приходят и археологи. Наиболее ранними памятниками, ко­торые можно связывать со славянским этносом на территории края, являются длинные курганы — несколько захоронений, ис­полненных по обряду кремации и расположенных рядом. В длинных курганах обнаружены не только предметы, аналогич­ные вещественным материалам из памятников соседних территорий Прибалтики, но и, что чрезвычайно важно, предметы, обнаруженные в славянских захоронениях в Центральной Европе.
Это позволяет предположить, что данные предметы проникли оттуда вместе с миграцией населения, поскольку вся культура длинных курганов не имела корней в местной балтской и финской среде. Видимо, это и была славянская группа, отор­вавшаяся от основной части славянства до завершения лингви­стических изменений в его среде.
Ареал длинных курганов соответствует территории древнего новгородского диалекта (частью которого являлся и псковский).
Таким образом, специфика современных народных говоров, поддержанная археологическими данными, помогает решать вопрос о расселении славян.
Если кривичи пришли на территорию нашего края не позже V века нашей эры, то через некоторое время на Новгородской земле появились славяне, имеющие погребальную культуру не длинных курганов, а круглых сопок. Последние и сейчас можно обнаружить в наиболее благоприятных для земледелия местах Новгородской и Псковской областей.
Предполагается, что это была вторая волна заселения сла­вянами северо-запада Восточно-Европейской равнины. Эта группа славян пришла не позднее VII века нашей эры и называ­лась словенами ильменскими.


Опубликовано 18 Сентябрь 2010 в рубрике Биография Псковщины

Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:
  • РЕКА ВЕЛИКАЯ И КРИВИЧИ
  • ОСВОЕНИЕ ТЕРРИТОРИИ КРАЯ
  • СЕБЕЖСКИЙ КРАЙ


  • Новое на сайте:

  • Рекомендации по выбору стиральной машины автомат и продлению ее срока службы
  • Как выбрать блок-хаус?
  • В Пскове началось историческое ориентирование
  • Изучение истории Псковского края в послереволюционный период
  • Рыбное хозяйство Псковской губернии.