ЗЕМЛЕДЕЛИЕ
В VII—VIII веках на территории Псковской области начало развиваться земледелие. Развитие земледелия сопровождалось сведением лесов, заменой их пашней и кормовыми угодьями.
При этом наши предки использовали подсечно-огневую систему земледелия. После валки леса ценную древесину вывозили, а всю массу сучьев оставляли для просушки. Через 1-2 года «подсеки» выжигали, как говорили, пускали «пал». Затем деревянными боронами рыхлили почву и перемешивали ее с золой, которая служила прекрасным удобрением.
В первый год сеяли лен-долгунец, яровую пшеницу и озимую рожь. Огромная масса золы в почве обеспечивала высокий урожай первого года. Он превышал количество посевного материала в благоприятный год в 30-40 раз, а в обычный — в 15-20 раз. На второй и третий годы посевную культуру меняли и сеяли овес и лен.
Эта система земледелия имела свои недостатки. Урожаи год от года резко падали. Органические вещества почвы во время пала выгорали, а минеральные вещества золы быстро вымывались осадками. После 2-3 лет сбора урожая подсека использовалась только для выпаса скота и постепенно зарастала лесом. Такая система земледелия заставляла людей периодически переселяться на новое место. Возникали новые поселения, а старые — покидались.
По мере роста населения начинают использоваться оставленные ранее земли. При этом применяется унавоживание полей. Возникает система искусственного восстановления плодородия почв — трехпольная система земледелия. В XII-XIV веках эта технология уже широко применялась. В результате одна и та же территория могла прокормить уже большее количество людей. Резко увеличивается население. Формируется густая сеть постоянных населенных пунктов.
Земледелие на Псковской земле по тем временам было хорошо развито. В Псковской летописи 1422 года можно найти такую запись: «…на всей Русской земле был великий голод три года… а в Пскове на К рому клети были полны всякого изобилия, еще из старых лет. И пошли к Пскову новгородцы, карелы, чудь, вожане и тверичи, и москвичи, и, проще сказать, со всей Русской земли. И пришло их в Псков великое множество. И начали скупать рожь в Пскове, по пригородам и волостям, и возить за рубеж». В 1434 году летописец пишет: «В немецкой земле дорогие цены на хлеб, а во Пскове хлеба много» (Псковские летописи, вып. II, с. 38-39).
Ведущее место в земледелии Псковского края занимал лен, считавшийся лучшим в Европе. Развитию льноводства способствовали благоприятные для него условия: дерново-карбонатные почвы, мягкий климат и удобное расположение Псковской земли для его вывоза в страны Западной Европы.
СКОТОВОДСТВО
Обязательным элементом сельского хозяйства являлось скотоводство. Оно давало не только мясо, молоко, шерсть, кожи, но и органические удобрения. Это была одна из главных задач скотоводства того времени.
Скот ценился очень высоко и часто использовался в качестве средства оплаты. Наибольшей ценностью считались лошади. Лошадей разводили не только для сельскохозяйственных работ, но и для нужд армии, транспорта. При монастырях существовали специальные конские площадки, где на лошадей за плату накладывали клеймо. Клеймо накладывали и при купле-продаже лошади. По сути, это был акт регистрации собственника. Доход от этой операции был очень важным и желанным для монастырей.
Разведение лошадей приносило большой доход. Поэтому коневодством охотно занимались крупные и богатые помещики. В селе Волышево Порховского района в имении одного из самых богатых людей России графа Строганова в XVIII веке был основан конезавод. В прекрасных конюшнях выращивались лучшие породы лошадей для кавалерии и торжественных выездов. Этот
конезавод существует и по сей день, поставляя лошадей на ипподромы, в спортивные клубы, а также на экспорт.
РЫБОЛОВСТВО, ОХОТА, БОРТНИЧЕСТВО
Почти каждая псковская деревня имела рыбные ловы в ближайшем озерке или реке. Рыбная пища имела особое значение в рационе питания. Более 200 дней в году у русских людей считались постными. Употребление мясной пищи в эти дни строго осуждалось. Поэтому рыбная ловля была существенным подспорьем в хозяйстве. На небольших реках применялся следующий прием лова. Поперек реки ставили загородку из кольев с небольшими разрывами для сетей, в которые попадала рыба. Такие загородки назывались «езы». Нередко между крестьянами разных деревень возникали споры о том, где ставить езы. Применяли также снасти, сделанные из ивового прута или лучины— «котцы».
На Псковской земле были деревни, для населения которых рыболовство было главным занятием. Это были деревни («иса-ды») побережья Псковского и Чудского озер. Жители Талабских островов, что в Псковском озере, издавна были рыбаками. Они ставили «заколы» — ряд длинных шестов, воткнутых в дно озера. К шестам крепились сети, которые рыбаки периодически осматривали. Рыбу ловили и зимой. Во льду делали проруби и протаскивали подо льдом длинные сети. Летом на больших лодках с парусом, которые назывались «учаны», а зимой на санях рыба доставлялась в Псков. На берегу реки Псковы, у стен Кремля шумел рыбный рынок. Судак, лещ, окунь, щука и даже пришелец из Саргассова моря угорь пользовались большим спросом у псковичей. Псковский сушеный снеток пользовался славой по всей России.
На Талабских островах были построены церкви, а на самом большом из них — колокольня. Это колокольня служила хорошим ориентиром, а во время сильного тумана или снега своим звоном указывала рыбакам дорогу домой.
Большое значение для средневековой экономики имела охота на пушного зверя. Мех белки, куницы, бобра всегда высоко ценился. Пушнину использовали в качестве денег и платили ею
налоги. Крестьяне деревень, расположенных до небольшим рекам, промышляли охотой на бобра.
Самостоятельным промыслом, приносившим большие доходы, являлось бортничество. «Бортью» называлось лесное угодье с «бортными деревьями» — деревьями с гнездами диких пчел. Воск и мед были товарами повышенного спроса. Огромные куски воска — «урухи» экспортировались в Западную Еэропу, где воск служил материалом для изготовления свечей. Из меда жители Псковской земли, как и везде на Руси, готовили крепкий напиток.
Бортные угодья и отдельные бортные деревья высоко ценились и имели своего хозяина. Был обычай метить борты специальным знаком «тамгой». Каждая деревенская община или отдельный владелец имели свою, отличную от других, тамгу.
Доставка цветов в Большеустьикинском bolsheustikinskoe.dostavka-byketov.ru.
Опубликовано 18 Сентябрь 2010 в рубрике Биография Псковщины
Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:Новое на сайте: