ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКИ ПСКОВЩИНЫ В ДНИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945 гг.
Когда фашистская Германия коварно, без объявления войны напала на нашу Родину, наиболее сильным вражеским ударам в первые же дни и часы наряду с военными объектами подверглись и важнейшие железнодорожные узлы и станции. С первого же дня войны железная дорога Псковщины стала фронтовой. Псковские железнодорожники сделали все для того, чтобы лишить фашистских летчиков возможности выходить на цели по железнодорожным световым ориентирам. На отделение дороги, управление военного коменданта железнодорожного участка и станции Псков легла организация срочной отправки мобилизованных. Подвижного состава не хватало. На вокзале, особенно ночью, скапливались массы людей. Организация порядка, питания легла на плечи железной дороги. С началом военных действий, а затем и вынужденным отходом войск Северо-Западного фронта на восток перед железной дорогой была поставлена сложная задача продовольственного, материально-технического обеспечения войск, десятков военных полевых госпиталей, размещенных в Пскове, эвакуация населения, оборудования фабрик и заводов, имущества колхозов и совхозов.
Материальные ценности из Пскова начали вывозить 25 июня, а 3 июля приступили к эвакуации населения. Были эвакуированы Госбанк, оборудование заводов «Пролетарий», «Металлист», «Выдвиженец», основные ценности колхозов и совхозов. Специальные команды эвакуировали скот. С 3 по 8 июля 1941 года из Пскова было вывезено 1457 вагонов груза. Через Псковский эвакопункт было эвакуировано более 45 тыс. женщин, детей и стариков. Особенно напряженно работал в те дни коллектив Псковского железнодорожного узла. Здесь каждому приходилось работать за многих — ведь сразу же большинство железнодорожников ушли на фронт в спецформирования. Составы нередко формировались под непрерывными бомбовыми ударами авиации на разрушенных путях. Многие железнодорожники погибли в первые недели войны, а поезда шли, дороги работали безостановочно. Днем и ночью уходили к линии фронта воинские эшелоны и транспорты с боевой техникой, а на восток — составы с эвакуируемым населением и оборудованием промышленных объектов. Начальником ст. Псков в это время был Васильев А. А. Под натиском превосходящих сил противника советские войска были вынуждены отступать. Важное место в оборонительных боях отводилось авиации. Героические подвиги совершили летчики: Попов А. В., бывший слесарь паровозного депо ст. Великие Луки, за полтора месяца совершил 150 вылетов, сбил 14 вражеских самолетов, свой горящий самолет направил на вражеские танки; Антоненко А К., бывший слесарь депо Дно, проявил героизм и мужество. Им было присвоено звание Героев Советского Союза.
По мере продвижения врага к реке Великой подрывались и ее мосты. Неподорванными оставались два моста — железнодорожный и шоссейный в г. Пскове, по которым переправлялись соединения 41 -го стрелкового корпуса. В эти тревожные минуты, когда враг стремился на плечах отступавших ворваться в Псков, большое мужество проявили саперы-подрывники 50-го дорожного батальона 1-го механизированного корпуса под командованием мл. лейтенанта С. Г. Бай-кова, получившие задание подготовить взрыв железнодорожного стратегического моста.
8 июля минирование было закончено. К моменту взрыва саперы доложили Байкову, что на противоположном берегу реки к единственному невзорванно-му мосту пробивается артиллерийский дивизион, кольцо врага смыкалось вокруг артиллеристов. В несколько минут команда делает деревянный настил из материалов близлежащих строений и пропускает дивизион через мост. В это время идет обстрел моста артиллерией и танками. Огнем разрушена подводка проводов к зарядам. Саперы решили взорвать мост огневым способом. Они бросились на мост и взорвали его вместе с собой. С. Г. Байков посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Еще 6 человек посмертно награждены орденами Ленина: мл, сержант Н. И. Панов, красноармейцы П. И. Алексеев, А. И. Анашенков, Л. К. Никитин, И. И. Холявин, П. Д. Комляшев.
Вечером 9 июля наши войска оставили Псков. Железнодорожники эвакуировались в Ленинград. В августе 1941 г. Ленинградский Обком партии и Штаб Северо-Западного фронта создали из железнодорожников Псковского и Дновского узлов диверсионные партизанские отряды. Им ставилась задача — вести разведку и подрывную деятельность на железнодорожных магистралях в тылу врага. Командиром отряда псковских железнодорожников былМ. Светлов, комиссаром — начальник политотдела Псковского отделения железной дороги С. Ф. Верязов.
21 августа 1941 г. отряды перешли линию фронта и разделились на мелкие группы, которые разошлись в районы Пскова, Дно, Порхова, Острова,
Уже в начале сентября 1941 г. группа подпольщиков действовала в Псковском ж.-д. депо. В нее входили: Борис Бобиков, Иван Абрамов, Василий Алыпев-ский, Мария Абрамова, Николай Бровкин, Александр Грасс, Владимир Дмитриев, Алексей Иванов, Николай Киркиш, Александр Круглов, Виктор Немцов, Евгений Петров, Иван Смирнов, Петр Шаповалов. Ру-ководилподпольщиками машинист Л. С. Акулов. Патриоты совершали диверсии в депо и на железнодорожных линиях. Многие вражеские поезда, следовавшие через Псковский железнодорожный узел, не доходили до места назначения. Группа Л. С. Акулова была связана с группой С. Ф. Верязова, которая имела рацию. Собранные подпольщиками сведения передавались в штаб Северо-Западного фронта. Группа Верязова провела ряд диверсий на участках железной дороги Псков — Луга, Псков — Дно. Однако немецкая агентура напала на ее след. 16 декабря 1941 г. каратели окружили землянку партизан. В неравной схватке с врагом погибли С. Ф. Верязов, Л. С. Герасимов, связная М. Ф. Абрамова и другие бойцы отряда. В Пскове гестаповцы арестовали и расстреляли ма-
шинистов Александра Круглова и Александра Грас-са, паровозного диспетчера Алексея Иванова, машиниста-инструктора Петра Шаповалова, ученика токаря Бориса Бобикова и некоторых других подпольщиков, но это не испугало их товарищей.
Вскоре на ст. Псков стала активно действовать созданная командованием 1 -й Ленинградской партизанской бригады подпольная организация железнодорожников. Возглавлял ее коммунист И. С. Иванов, его заместителем был назначен проводник поездов Л. И. Устинов. В организацию входили: Е. Н. Афана-сьева,Н. Е. Богданов, Е. И. Богданова-Бельченко, А. И. Быстров, И. И. Быстров, М. Т. Гусев, Н. С. Дет-кин, В. М. Дидрихсон, А, И. Иванов, Е. И. Иванова, Е. П. Ильина, Л. А. Комарова-Евдокимова, М. М. Михайлова, В. Д. Немцов, В. П. Петров, Н. И. Семенова-Панова, Л. Д. Спиридонова-Павлова, А. И. Спиридонова и др.
Руководитель подполья Иван Степанович Иванов через связных комсомольцев Александра Быстрова, Александру Спиридонову-Павлову и Наталью Семенову-Панову держал тесную связь с командованием партизанского соединения. Командование бригады через начальника особого отдела соединения Г. И. Пяткина снабжало подпольщиков взрывчаткой и минами, давало им задания на разведку и совершение диверсий. Подпольщики знали почти все, что делается на Псковском железнодорожном узле. Мастер депо Василий Петров, слесари Николай Богданов и Виктор Немцов, сцепщик Николай Деткин, составитель поездов Михаил Гусев вели наблюдение за прохождением вражеских эшелонов, узнавали мар-
шруты их движения, собирали подробные сведения о численности и вооружении перебрасывавшихся по железной дороге воинских частей, данные о местном гарнизоне, о расположении воинских объектов в городе. Эти сведения через связных передавались командованию партизанского соединения, а оттуда в Ленинградский штаб партизанского движения.
Страницы: 1 2
Опубликовано 20 Сентябрь 2010 в рубрике История железных дорог
Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:Новое на сайте: