Когда фашистская Германия коварно, без объяв­ления войны напала на нашу Родину, наиболее силь­ным вражеским ударам в первые же дни и часы наря­ду с военными объектами подверглись и важнейшие железнодорожные узлы и станции. С первого же дня войны железная дорога Псковщины стала фронто­вой. Псковские железнодорожники сделали все для того, чтобы лишить фашистских летчиков возможно­сти выходить на цели по железнодорожным световым ориентирам. На отделение дороги, управление воен­ного коменданта железнодорожного участка и стан­ции Псков легла организация срочной отправки мо­билизованных. Подвижного состава не хватало. На вокзале, особенно ночью, скапливались массы людей. Организация порядка, питания легла на плечи желез­ной дороги. С началом военных действий, а затем и вынужденным отходом войск Северо-Западного фронта на восток перед железной дорогой была по­ставлена сложная задача продовольственного, ма­териально-технического обеспечения войск, десят­ков военных полевых госпиталей, размещенных в Пскове, эвакуация населения, оборудования фабрик и заводов, имущества колхозов и совхозов.
Материальные ценности из Пскова начали выво­зить 25 июня, а 3 июля приступили к эвакуации насе­ления. Были эвакуированы Госбанк, оборудование заводов «Пролетарий», «Металлист», «Выдвиженец», основные ценности колхозов и совхозов. Специаль­ные команды эвакуировали скот. С 3 по 8 июля 1941 года из Пскова было вывезено 1457 вагонов груза. Через Псковский эвакопункт было эвакуировано более 45 тыс. женщин, детей и стариков. Особенно напряженно работал в те дни коллектив Псковского железнодорожного узла. Здесь каждому приходилось работать за многих — ведь сразу же большинство же­лезнодорожников ушли на фронт в спецформирова­ния. Составы нередко формировались под непрерыв­ными бомбовыми ударами авиации на разрушенных путях. Многие железнодорожники погибли в первые недели войны, а поезда шли, дороги работали безос­тановочно. Днем и ночью уходили к линии фронта воинские эшелоны и транспорты с боевой техникой, а на восток — составы с эвакуируемым населением и оборудованием промышленных объектов. Началь­ником ст. Псков в это время был Васильев А. А. Под натиском превосходящих сил противника советские войска были вынуждены отступать. Важное место в оборонительных боях отводилось авиации. Героичес­кие подвиги совершили летчики: Попов А. В., бывший слесарь паровозного депо ст. Великие Луки, за пол­тора месяца совершил 150 вылетов, сбил 14 вражес­ких самолетов, свой горящий самолет направил на вражеские танки; Антоненко А К., бывший слесарь депо Дно, проявил героизм и мужество. Им было при­своено звание Героев Советского Союза.
По мере продвижения врага к реке Великой под­рывались и ее мосты. Неподорванными оставались два моста — железнодорожный и шоссейный в г. Пскове, по которым переправлялись соединения 41 -го стрел­кового корпуса. В эти тревожные минуты, когда враг стремился на плечах отступавших ворваться в Псков, большое мужество проявили саперы-подрывники 50-го дорожного батальона 1-го механизированного корпуса под командованием мл. лейтенанта С. Г. Бай-кова, получившие задание подготовить взрыв желез­нодорожного стратегического моста.
8 июля минирование было закончено. К моменту взрыва саперы доложили Байкову, что на противопо­ложном берегу реки к единственному невзорванно-му мосту пробивается артиллерийский дивизион, кольцо врага смыкалось вокруг артиллеристов. В несколько минут команда делает деревянный настил из материалов близлежащих строений и пропуска­ет дивизион через мост. В это время идет обстрел моста артиллерией и танками. Огнем разрушена под­водка проводов к зарядам. Саперы решили взорвать мост огневым способом. Они бросились на мост и взорвали его вместе с собой. С. Г. Байков посмерт­но удостоен звания Героя Советского Союза. Еще 6 человек посмертно награждены орденами Ленина: мл, сержант Н. И. Панов, красноармейцы П. И. Алек­сеев, А. И. Анашенков, Л. К. Никитин, И. И. Холявин, П. Д. Комляшев.
Вечером 9 июля наши войска оставили Псков. Железнодорожники эвакуировались в Ленинград. В августе 1941 г. Ленинградский Обком партии и Штаб Северо-Западного фронта создали из железнодорожников Псковского и Дновского узлов диверсионные партизанские отряды. Им ставилась задача — вести разведку и подрывную деятельность на железнодо­рожных магистралях в тылу врага. Командиром от­ряда псковских железнодорожников былМ. Светлов, комиссаром — начальник политотдела Псковского отделения железной дороги С. Ф. Верязов.
21 августа 1941 г. отряды перешли линию фронта и разделились на мелкие группы, которые разошлись в районы Пскова, Дно, Порхова, Острова,
Уже в начале сентября 1941 г. группа подпольщи­ков действовала в Псковском ж.-д. депо. В нее входи­ли: Борис Бобиков, Иван Абрамов, Василий Алыпев-ский, Мария Абрамова, Николай Бровкин, Александр Грасс, Владимир Дмитриев, Алексей Иванов, Нико­лай Киркиш, Александр Круглов, Виктор Немцов, Ев­гений Петров, Иван Смирнов, Петр Шаповалов. Ру-ководилподпольщиками машинист Л. С. Акулов. Пат­риоты совершали диверсии в депо и на железнодо­рожных линиях. Многие вражеские поезда, следовав­шие через Псковский железнодорожный узел, не до­ходили до места назначения. Группа Л. С. Акулова была связана с группой С. Ф. Верязова, которая име­ла рацию. Собранные подпольщиками сведения пе­редавались в штаб Северо-Западного фронта. Груп­па Верязова провела ряд диверсий на участках желез­ной дороги Псков — Луга, Псков — Дно. Однако не­мецкая агентура напала на ее след. 16 декабря 1941 г. каратели окружили землянку партизан. В неравной схватке с врагом погибли С. Ф. Верязов, Л. С. Гераси­мов, связная М. Ф. Абрамова и другие бойцы отряда. В Пскове гестаповцы арестовали и расстреляли ма-
шинистов Александра Круглова и Александра Грас-са, паровозного диспетчера Алексея Иванова, маши­ниста-инструктора Петра Шаповалова, ученика тока­ря Бориса Бобикова и некоторых других подпольщи­ков, но это не испугало их товарищей.
Вскоре на ст. Псков стала активно действовать созданная командованием 1 -й Ленинградской парти­занской бригады подпольная организация железно­дорожников. Возглавлял ее коммунист И. С. Иванов, его заместителем был назначен проводник поездов Л. И. Устинов. В организацию входили: Е. Н. Афана-сьева,Н. Е. Богданов, Е. И. Богданова-Бельченко, А. И. Быстров, И. И. Быстров, М. Т. Гусев, Н. С. Дет-кин, В. М. Дидрихсон, А, И. Иванов, Е. И. Иванова, Е. П. Ильина, Л. А. Комарова-Евдокимова, М. М. Ми­хайлова, В. Д. Немцов, В. П. Петров, Н. И. Семенова-Панова, Л. Д. Спиридонова-Павлова, А. И. Спиридо­нова и др.
Руководитель подполья Иван Степанович Иванов через связных комсомольцев Александра Быстрова, Александру Спиридонову-Павлову и Наталью Семе­нову-Панову держал тесную связь с командованием партизанского соединения. Командование бригады через начальника особого отдела соединения Г. И. Пяткина снабжало подпольщиков взрывчаткой и минами, давало им задания на разведку и соверше­ние диверсий. Подпольщики знали почти все, что де­лается на Псковском железнодорожном узле. Мас­тер депо Василий Петров, слесари Николай Богданов и Виктор Немцов, сцепщик Николай Деткин, соста­витель поездов Михаил Гусев вели наблюдение за прохождением вражеских эшелонов, узнавали мар-
шруты их движения, собирали подробные сведения о численности и вооружении перебрасывавшихся по железной дороге воинских частей, данные о местном гарнизоне, о расположении воинских объектов в го­роде. Эти сведения через связных передавались ко­мандованию партизанского соединения, а оттуда в Ленинградский штаб партизанского движения.


Страницы: 1 2

Опубликовано 20 Сентябрь 2010 в рубрике История железных дорог

Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:
  • ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ КОЛОННЫ ОСОБОГО РЕЗЕРВА
  • СТАНЦИЯ ДНО
  • СТАНЦИЯ НЕВЕЛЬ


  • Новое на сайте:

  • Рекомендации по выбору стиральной машины автомат и продлению ее срока службы
  • Как выбрать блок-хаус?
  • В Пскове началось историческое ориентирование
  • Изучение истории Псковского края в послереволюционный период
  • Рыбное хозяйство Псковской губернии.