ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКИ ПСКОВЩИНЫ В ДНИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945 гг.
Ценные сведения, поступавшие от псковских железнодорожников, позволяли партизанам планировать и успешно осуществлять диверсионные акты на участках железной дороги Псков — Луга, Псков — Дно, Псков — Остров. На основе информации подпольщиков вражеские эшелоны с войсками и боеприпасами, военные объекты подвергались советской авиацией интенсивной бомбардировке с воздуха. Наша авиация полностью уничтожила вражескую базу с боеприпасами и горючим у ст. Череха и совершила несколько массированных налетов на станции Псков и Березки. Когда гитлеровцы восстановили железнодорожный узел депо, подпольщики организовали саботаж и диверсии, выводили из строя станки и оборудование, паровозные котлы; исчезали инструменты, электроды и т. д. На ремонтировавшиеся паровозы слесари Николай Богданов и Виктор Немцов ставили изношенные, с дефектами и поломками части, при шлифовке цилиндров вместо наждачного порошка использовали песок. Все это приводило к тому, что отремонтированные паровозы, не успев пройти обкатку, вновь возвращались на ремонт в депо. Составитель поездов М. Гусев и сцепщик вагонов Н. Деткин использовали простые и вместе с тем надежные способы вывода из строя подвижного же-
лезнодорожного состава. Они сыпали песок и металлическую стружку в буксу, разрушали или портили тормозную систему.
Активно действовали подпольщики, работавшие на ст. Великие Луки. Машинист паровозного депо Николай Николаев со своими друзьями выводил из строя паровозы и другой подвижной состав, срывая график движения воинских эшелонов.
21 рабочий железной дороги выполнял задания подпольных обкомов. Об эффективности работы подпольщиков-одиночек, работавших в южных частях области, говорят многочисленные факты: 2 ноября 1943 г. близ ст. Пустошка подпольщик Портнов, работавший стрелочником, пустил два поезда по одному пути. В результате крушения были разбиты паровозы, 7 вагонов, в которых находились немецкие солдаты, 3 платформы, убито при аварии 100 и ранено 180 немецких солдат и офицеров. Большая, хорошо законспирированная подпольная группа молодежи действовала на Долгорепицких торфоразработках. Она занималась организацией диверсий на участке железной дороги Псков — Гдов. С середины 1942 г. фашистам удалось выследить псковское подполье, была раскрыта значительная часть конспиративной сети подпольщиков, разгромлен ряд антифашистских групп Пскова и района. Погибли многие руководители подполья.
В начале 1943 г. в результате побед Советской Армии изменилась обстановка и в оккупированных районах — сократилось количество вражеских гарнизонов, а в оставшихся уменьшилось число солдат и офицеров. Воодушевленное успехами армии население
поднималось на активную борьбу с оккупантами. Росло партизанское движение на Псковщине. За годы оккупации на территории Псковской области действовало 27 партизанских бригад. Главным объектом их деятельности были железнодорожные коммуникации врага. Только в 1943 году, в период «рельсовой войны», одновременной операцией, организованной Центральным штабом партизанского движения, только Ленинградскими бригадами уничтожено 104242 гитлеровца, пущено под откос 1106 эшелонов, более 18 тыс. платформ и цистерн, более 150 тыс. рельсов. В результате взрывов было прервано движение на всех железнодорожных линиях.
Севернее Дно, в Батецком районе, успешно воевал с фашистскими захватчиками отряд дновских железнодорожников под командованием ленинградского рабочего С. Дмитриева. Комиссаром отряда был бывший парторг Дновского паровозного депо Ф. А. Мельников. Из 45 партизан-железнодорожников, перешедших линию фронта у ст. Вырица 5 сентября 1941 г., 32 человека были дновцами. Отряд действовал на линии Батецкая — Новгород. За время боевых действий он подорвал 14 эшелонов врага, совершил смелый налет на ст. Оредеж. Выполняя боевое задание, группа Ф. А. Мельникова нарвалась на карателей. Прикрывая отход товарищей, Мельников героически погиб.
Второй партизанский отряд «Дружный», сформированный одновременно с отрядом Мельникова, в основном также из дновских железнодорожников, прикрывал партизанскую республику с севера. Командовал отрядом бывший путиловец-двадцатипяти-тысячник В. И. Зиновьев, комиссаром был секретарь райкома партии Тимохин. Вскоре отряд влился во 2-ю партизанскую бригаду Н. Г. Васильева, которая контролировала 9600 кв. км. В партизанских отрядах Калининской зоны сражался А. И. Валентин — начальник разведки отряда «Неуловимые», инженер-железнодорожник, создатель Псковского железнодорожного музея. В Великолукском районе действовал отряд железнодорожников «Смерть фашизму». Студент Великолукского ж.-д. техникума И. Челканов сконструировал мину, на которой подорвался паровоз, вражеский бронепоезд. Несколько поездов пус-тилпод откос М. Пискунов. Организатором партизанского отряда «За Родину» был плотник депо ст. Но-восокольники Н. Кудрец. С его участием 3 февраля 1942 г. был разбит немецкий гарнизон ст. Выдумка. За его голову фашисты обещали 10 тыс. марок. Тысячи железнодорожников обратились в военкоматы с просьбой отправить их добровольцами в ряды Красной Армии. В помощь военизированной стрелковой охране создавались комсомольско-молодежные взводы, боевые дружины народного ополчения.
Страницы: 1 2
Опубликовано 20 Сентябрь 2010 в рубрике История железных дорог
Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:Новое на сайте: