Ценные сведения, поступавшие от псковских же­лезнодорожников, позволяли партизанам планиро­вать и успешно осуществлять диверсионные акты на участках железной дороги Псков — Луга, Псков — Дно, Псков — Остров. На основе информации под­польщиков вражеские эшелоны с войсками и боеп­рипасами, военные объекты подвергались советской авиацией интенсивной бомбардировке с воздуха. Наша авиация полностью уничтожила вражескую базу с боеприпасами и горючим у ст. Череха и совер­шила несколько массированных налетов на станции Псков и Березки. Когда гитлеровцы восстановили железнодорожный узел депо, подпольщики органи­зовали саботаж и диверсии, выводили из строя стан­ки и оборудование, паровозные котлы; исчезали ин­струменты, электроды и т. д. На ремонтировавшиеся паровозы слесари Николай Богданов и Виктор Нем­цов ставили изношенные, с дефектами и поломками части, при шлифовке цилиндров вместо наждачного порошка использовали песок. Все это приводило к тому, что отремонтированные паровозы, не успев пройти обкатку, вновь возвращались на ремонт в депо. Составитель поездов М. Гусев и сцепщик ваго­нов Н. Деткин использовали простые и вместе с тем надежные способы вывода из строя подвижного же-
лезнодорожного состава. Они сыпали песок и метал­лическую стружку в буксу, разрушали или портили тормозную систему.
Активно действовали подпольщики, работавшие на ст. Великие Луки. Машинист паровозного депо Николай Николаев со своими друзьями выводил из строя паровозы и другой подвижной состав, срывая график движения воинских эшелонов.
21 рабочий железной дороги выполнял задания подпольных обкомов. Об эффективности работы подпольщиков-одиночек, работавших в южных час­тях области, говорят многочисленные факты: 2 нояб­ря 1943 г. близ ст. Пустошка подпольщик Портнов, работавший стрелочником, пустил два поезда по од­ному пути. В результате крушения были разбиты па­ровозы, 7 вагонов, в которых находились немецкие солдаты, 3 платформы, убито при аварии 100 и ране­но 180 немецких солдат и офицеров. Большая, хоро­шо законспирированная подпольная группа молоде­жи действовала на Долгорепицких торфоразработках. Она занималась организацией диверсий на участке железной дороги Псков — Гдов. С середины 1942 г. фашистам удалось выследить псковское подполье, была раскрыта значительная часть конспиративной сети подпольщиков, разгромлен ряд антифашистских групп Пскова и района. Погибли многие руководите­ли подполья.
В начале 1943 г. в результате побед Советской Ар­мии изменилась обстановка и в оккупированных рай­онах — сократилось количество вражеских гарнизо­нов, а в оставшихся уменьшилось число солдат и офи­церов. Воодушевленное успехами армии население
поднималось на активную борьбу с оккупантами. Рос­ло партизанское движение на Псковщине. За годы оккупации на территории Псковской области дей­ствовало 27 партизанских бригад. Главным объектом их деятельности были железнодорожные коммуника­ции врага. Только в 1943 году, в период «рельсовой войны», одновременной операцией, организованной Центральным штабом партизанского движения, толь­ко Ленинградскими бригадами уничтожено 104242 гитлеровца, пущено под откос 1106 эшелонов, более 18 тыс. платформ и цистерн, более 150 тыс. рельсов. В результате взрывов было прервано движение на всех железнодорожных линиях.
Севернее Дно, в Батецком районе, успешно воевал с фашистскими захватчиками отряд дновских желез­нодорожников под командованием ленинградского рабочего С. Дмитриева. Комиссаром отряда был быв­ший парторг Дновского паровозного депо Ф. А. Мель­ников. Из 45 партизан-железнодорожников, перешед­ших линию фронта у ст. Вырица 5 сентября 1941 г., 32 человека были дновцами. Отряд действовал на линии Батецкая — Новгород. За время боевых действий он подорвал 14 эшелонов врага, совершил смелый на­лет на ст. Оредеж. Выполняя боевое задание, группа Ф. А. Мельникова нарвалась на карателей. Прикры­вая отход товарищей, Мельников героически погиб.
Второй партизанский отряд «Дружный», сформи­рованный одновременно с отрядом Мельникова, в основном также из дновских железнодорожников, прикрывал партизанскую республику с севера. Ко­мандовал отрядом бывший путиловец-двадцатипяти-тысячник В. И. Зиновьев, комиссаром был секретарь райкома партии Тимохин. Вскоре отряд влился во 2-ю партизанскую бригаду Н. Г. Васильева, которая контролировала 9600 кв. км. В партизанских отрядах Калининской зоны сражался А. И. Валентин — на­чальник разведки отряда «Неуловимые», инженер-железнодорожник, создатель Псковского железно­дорожного музея. В Великолукском районе действо­вал отряд железнодорожников «Смерть фашизму». Студент Великолукского ж.-д. техникума И. Челканов сконструировал мину, на которой подорвался паро­воз, вражеский бронепоезд. Несколько поездов пус-тилпод откос М. Пискунов. Организатором партизан­ского отряда «За Родину» был плотник депо ст. Но-восокольники Н. Кудрец. С его участием 3 февраля 1942 г. был разбит немецкий гарнизон ст. Выдумка. За его голову фашисты обещали 10 тыс. марок. Ты­сячи железнодорожников обратились в военкоматы с просьбой отправить их добровольцами в ряды Крас­ной Армии. В помощь военизированной стрелковой охране создавались комсомольско-молодежные взводы, боевые дружины народного ополчения.


Страницы: 1 2

Опубликовано 20 Сентябрь 2010 в рубрике История железных дорог

Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:
  • ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ КОЛОННЫ ОСОБОГО РЕЗЕРВА
  • СТАНЦИЯ ДНО
  • СТАНЦИЯ НЕВЕЛЬ


  • Новое на сайте:

  • Для нагревания табака от компании glo
  • Погружение в мир ставок и увлекательного азарта
  • Крем Сустарад: для суставов он станет как целебное зелье
  • Калькутта красочная
  • Сочиняшка: сайт где есть всё для любителей литературы и не только